Ирина Архипова
Развитие творческих изобразительных способностей детей в процессе экспериментирования с художественным материалом
▼ Скачать + Заказать документы
Предоставляю вашему вниманию свою проектную деятельность.
Цель
моего педагогического исследования - это формирование изобразительных умений и навыков детей в свободном экспериментировании с художественным материалом. Развитие творчества в рисовании посредством нетрадиционных способов и приемов.
Темочки:
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Задачи:
1) Формировать представление детей о разных видах изобразительных техник нетрадиционного рисования. 2) Углублять и систематизировать знания детей об изобразительном материале. 3) Развивать умение чувствовать свойства изобразительного материала, учитывать его возможности при создании рисунка. 4) Развивать направленность, креативность и качества дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста. 5) Формировать практические навыки работы в экспериментировании с изобразительным материалом. 6) Организовать целенаправленную работу по ознакомлению родителей воспитанников с развитием творчества детей в рисовании. В процессе своего педагогического исследования выделила
основные положения:
-Необходимые компоненты творчества-воображение и мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития образного мышления и воображения. Поэтому развитие творческих способностей возможно при одновременной активизации этих процессов. -Творческий подход подразумевает развитие качеств дивергентного мышления: быстроты, гибкости, оригинальности, точности. -Важнейшая линия развития воображения-это развитие направленности, управляемости воображения. Развитие особенностей воображения: подвижности образов, умения отступать от шаблонов, создавать новое, оригинальное произведение, придумывать разные варианты одной и той же темы. -Рисование приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Нетрадиционные способы рисования предлагают ребенку больше шансов для самовыражения, эксперимента.
Опыт показывает,
что важное условие развития художественного творчества детей-это вариативность, разнообразие работы новизна обстановки, широкий выбор изобразительного материала, интересные задания и темы. Все это вношу в свою работу с детьми. Проектная деятельность осуществлена через кружковую работу. Для детей выбраны интересные и доступные им техники рисования, предоставлена возможность выбора. Разнообразие материалов для рисования вызывает тягу к изобразительному творчеству, там, где некоторым ребятам не удается традиционный рисунок карандашом или красками, прекрасно получается изображение в другой технике рисования. Темы кружковых занятий подобраны так, чтобы дети смогли проявить творчество и фантазию. Например, рисование мыльными пузырями на тему "Смешарики" ,коктейльными трубочками раздували краску, получались разноцветные деревья и дивные цветы. Изучали оттенки цвета в рисовании пальчиком на тему "Разноцветные снежинки", развивали воображение в рисовании на темы "Дивный сад Снежной королевы", "Сказочные птицы", упражнялись в технике рисования по- сырому на тему "Экзотические животные", осваивали технику граттаж по темам "Восковые рисунки" и "Удивительное путешествие под водой".
На развлечениях ребята получили удовольствие и радость творчества в разнообразных играх, упражнениях, загадках, заданиях.
Интересно прошли развлечения на темы: "В стране Вообразилии","Там, на неведомых дорожках", "Сундучок домовенка". Работая по теме проекта, поддерживала тесную взаимосвязь с родителями воспитанников, были организованы выставки детского творчества, прошло анкетирование, в котором родители узнали об особенностях развития творчества детей. Большой интерес родителей наблюдался на родительском собрании по теме: "Детское изобразительное творчество в рисовании". Живое участие взрослых и детей прошло в семейной игре на тему "Портрет прекрасной дамы"
Достигнутые результаты своей проектной деятельности вижу в следующем:
Дети получили большую возможность творить, переживать радость творческой деятельности. Научились использовать в изобразительном продукте графические средства и нетрадиционные способы рисования. Ребята получили хорошее развитие моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия, зрительно-двигательной координации. Для педагогов и родителей: создание системы работы и критериев оценки с детьми по рисованию с использованием разнообразного художественного материала. Самообразование, саморазвитие в сфере своей работы, повышение профессионального мастерства, обмен опытом с коллегами. Поиск, развитие сотрудничества с родителями в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
Список литературы:
Григорьева Г. Г. "Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. "М. ,1999,КомароваГ. С. "Детское изобразительное творчество" Мозаика-синтез 2006,Кудрявцева В. "Феномен детской креативности" Дошкольное воспитание. 2007,Кряжева Н. Л. "Развитие эмоционального мира детей" Ярославль. Академия развития,1996,Латунская Г. В. "Художественное воспитание в семье" М Педагогика 1970