Людмила Гридченко
Конспект педагогического мероприятия «Волшебница вода» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.
Задачи:
1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая.
2. Стимулировать использование об следовательских и поисковых действий.
3. Познакомить со звуком воды- учить самостоятельно извлекать звук из воды.
4. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной,горя, горячей,, теплой, грязной.
5. С помощью взрослого «читать» (понимать) условные символы и выполнять соответствующие действия.
Публикация «Конспект педагогического мероприятия „Волшебница вода“ (экспериментирование с детьми 3–4 лет)» размещена в разделах
6. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.
7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь: горячая, теплая, холодная, прозрачная, грязная, сильная, капает, течет, льется, булькает, кипит, отмывает, моет, пьют, волшебница, волшебник.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; игра «Чудесный мешочек», слушание музыки CD - «Звуки природы».
Средства обучения: ширма, доска, карточки символы, металлические кружки, стаканы на каждого ребенка, поролон на дно стакана, пластиковые бутылки с водой холодной и горячей t ~ 45-55, камешки, таз, мыло, салфетки бумажные и тканевые карандаш, металлическая пластина, бумажные медальоны в виде капельки, «чудесный мешочек»- мелкие предметы для игры с ним, брызгалка. Ребенок подготовительной группы – «девочка чумазая».
Тип мероприятия: познавательно – исследовательское.
Интеграция образовательных областей: познание, эксперимент, коммуникация.
Виды деятельности: игровая, исследовательская. практическая (эксперимент).
Форма организации: игра «Волшебники»
Ход.
I часть.
Сюрпризный момент. Воспитатель находит в группе мешочек, заинтересовывает детей новым предметом. Сообщает название мешочка - «Чудесный мешочек».
-Этот мешочек волшебный, и кто с ним играет, тоже становится волшебником. Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения например: угадывать предмет закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками? Предлагает поиграть –
Игра - «Чудесный мешочек» - угадай на ощупь.
-Как узнали, что лежит в мешочке?
-Кто помог вам узнать предмет в мешочке? (руки)
- Какие волшебные у вас руки.
Слышится стук в дверь – приход гостя «Девочка чумазая», дети встречают девочку, знакомятся.
Воспитатель: -Ах ты. девочка чумазая.
Где ты руки
Так измазала?
Черные ладошки;
На локтях- дорожки!
Девочка: - Я на солнышке лежала
Руки кверху держала
Вот они и загорели.
Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный
Будто закопченный.
Девочка: – Я на солнышке лежала
Нос я кверху держала
Вот и загорела.
Воспитатель: – Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
А. Барто
Надо нам тебя отмыть, и в чистюлю превратить!
- Кто же нам сможет помочь?
Загадка подскажет:
Меня пьют,
Меня льют, Всем нужна я
Кто я такая. (вода)
А вот и она! Воспитатель брызгает на детей из брызгалки. (ситуация неожиданности, снятие напряжения) обыгрывает появление брызгалки.
- Как вода может помочь нашей девочке? (высказывания детей)
- Вода, грязнулю всегда выручает, и в чистюлю превращает.
Воспитатель сообщает детям, что в группе есть горячая и холодная вода. Показывает пластиковые бутылки с холодной и горячей водой. Кто подскажет как узнать в какой бутылке холодная вода, а в какой горячая, ведь они одинаковые? (предложения детей).
-Правильно нужно осторожно прикоснуться к бутылке, прикладывая руки не надолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет?
Воспитатель с детьми определяют воду в бутылке и отмечают ее карточкой символом холодной и горячей воды.
-Какой водой будем мыть девочку? (Дети размышляют, почему нельзя мыть холодной водой и горячей, приходят к решению, что надо мыть девочку теплой водой.)
- Где взять теплую воду? Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую).
На столах нам брызгалка приготовила воду, нам надо определить в какой кружке какая вода, и положить возле неё карточку.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах](https://www.maam.ru/upload/blogs/3ab2c7edb8836c71ff8c8515a2920133.jpg.jpg)
• Игра – эксперимент «Горячо или холодно»
Дети определяют воду в кружке холодную и горячую обозначают ее карточкой – символом.
Дифференцированный подход: у некоторых детей лежит карточка – символ у одной из кружек.
А теперь приготовим таз для умывания нашей девочки.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Создать условия для выявления свойств и качеств воды прозрачная мутная грязная льется теплая холодная горячая](https://www.maam.ru/upload/blogs/156bc826ac38bfe93b7511232dfbf0e3.jpg.jpg)
• Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»- воспитатель предлагает одним вылить в таз горячую воду, другим холодную, Определяют воду на ощупь. Выставляется карточка символ теплой воды.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Стимулировать использование об следовательских и поисковых действий](https://www.maam.ru/upload/blogs/3279b60f87659a3fdb7b2c1baa1755d5.jpg.jpg)
Приходят к решению, что в такой воде можно вымыть девочку.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Познакомить со звуком воды учить самостоятельно извлекать звук из воды](https://www.maam.ru/upload/blogs/94b2010133999708d819773704319b4f.jpg.jpg)
• Опыт: «Моем, моем трубочиста» - дети моют девочке руки, лицо. Воспитатель сообщает детям, что лучший помощник волшебнице воде в борьбе с грязью – мыло.
Намыливают руки девочке, выбирают салфетки для вытирания, бумажные или тканевые, объясняют свой выбор.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Закрепить представления о том что вода может быть холодной горя горячей теплой грязной](https://www.maam.ru/upload/blogs/1ee77c5c5fb97943d17b9317da28594f.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 С помощью взрослого читать понимать условные символы и выполнять соответствующие действия](https://www.maam.ru/upload/blogs/b9d451b22f9490a1830876e89f081ff2.jpg.jpg)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода изменила цвет, была прозрачной, стала мутной, грязной. Почему?
Воспитатель: - Вот теперь ты белая, совсем не загорелая. Это была грязь.
Спасибо волшебнице воде и нам волшебникам.
• Физкульт минутка - релаксация «Камешки в воде»- музыка «Звуки природы» Дети стоя в кругу слушают музыки, узнают в музыке шум воды. Воспитатель предлагает детям превратиться в камешки - выполнять движения под ритм музыки движение камешков – лежа на ковре.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Публикация Конспект педагогического мероприятия Волшебница вода экспериментирование с детьми лет размещена в разделах Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД май](https://www.maam.ru/upload/blogs/4828e23e3839d823667b0d6cab98b774.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений холодная теплая горячая вода и мыслительную деятельность](https://www.maam.ru/upload/blogs/274288c44a7380b03e75904a4af38457.jpg.jpg)
Воспитатель. - Вода сильная, она может в реке, в море своей силой двигать камешки.
II часть.
Воспитатель: обращает внимание детей на брызгалку, брызгалка хочет поиграть:
• Игра «Угадай, на что похож звук» - за ширмой.
• Переливание воды из емкости в емкость – ручеек.
• Удары карандашом по поверхности металлической пластины - стук дождя. (Дети угадывают на что похожи звуки за ширмой).
Воспитатель: - Когда вода движется, она издает звуки. Давайте их повторим.
• Артикуляционная гимнастика.
- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С
-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.
-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.
- Когда дождик на улице- КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем).
-А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?
Проходите к стаканчикам с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу](https://www.maam.ru/upload/blogs/49365da44d7265af3af8ee106091e4b1.jpg.jpg)
• Опыт- эксперимент «Что сказала водичка?»
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Словарь горячая теплая холодная прозрачная грязная сильная капает течет льется булькает кипит отмывает моет пьют волшебница волшебник](https://www.maam.ru/upload/blogs/bc063b582319c5416acb173f9e767060.jpg.jpg)
Дети бросают камешки в стакан с водой прислушиваются к звуку.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Предварительная работа игры эксперименты с водой игра Чудесный мешочек слушание музыки Звуки природы](https://www.maam.ru/upload/blogs/6cbc4cf20a1927c84d8bb5f5898244a0.jpg.jpg)
Воспитатель:
-Кто у нас самый внимательный волшебник?
- Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)
Воспитатель. - Волшебница вода умеет издавать разные звуки.
III часть.
Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Помогли девочке отмыть грязь, научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей).
- Вам понравилось быть волшебниками и играть с волшебницей водой? Вы понравились не только мне, но и брызгалке. Она хочет вам подарить на память капельку, чтобы вы ее берегли.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Ребенок подготовительной группы девочка чумазая](https://www.maam.ru/upload/blogs/f57bd756fa5f9ce91cd71b3d75a2dded.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Тип мероприятия познавательно исследовательское](https://www.maam.ru/upload/blogs/d9999fb33e19a95d18e0cc743e223572.jpg.jpg)