Ирина Можаровская
Занятие в подготовительной к школе группе. Рисование в нетрадиционной технике — граттаж
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной к школе группе (Художественно-творческая деятельность. Рисование в нетрадиционной технике - граттаж)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 присмотра и оздоровления
Письмо в будущее
Воспитатель Можаровская Ирина Николаевна высшая квалификационная категория г. Мончегорск, 2012 г.
Вид занятия: продуктивная деятельность с поисковыми и творческими элементами.
Программные задачи:
• Развивать у детей интерес к историческим событиям, к жизни древних народов.
• Расширить знания детей об искусстве рисования древних людей, возникновении письменности.
Публикация «Занятие в подготовительной к школе группе, Рисование в нетрадиционной технике — граттаж» размещена в разделах
• Закрепить знания детей о нетрадиционной изобразительной технике рисования – граттаж.
• Продолжать учить детей использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.
• Развивать мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, умение работать за мольбертом, творческие способности детей на базе сформированных навыков графического изображения.
Материал:
грунтованные листы, укрепленные на мольбертах;
заостренные палочки, влажные полотенца;
выставка детских работ в технике граттаж;
карточки для игры «Выполни движения»;
видеофильм «Древнее искусство» -
отрывок «Искусство древней Греции» часть «Сказка»…;
мультимедийная установка.
Предварительная работа:
• Просмотр видеофильма (по частям, беседа.
• Рисование в технике граттаж (цикл занятий).
• Знакомство с пиктограммами, зарисовка.
• Чтение сказки Д. Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»;
рассказ Н. Носова «Три охотника»;
книги А. Кондратьева «Книга о букве»,
С. И. Смирнова «Шрифт и шрифтовой плакат»
Словарная работа:
Активизация словаря – информация, граттаж, выцарапывание, изобразительная техника, средства выразительности, линия, штрих, контраст, графика.
Дети входят в изостудию, здороваются.
Сегодня у нас необычная встреча. По моему рисунку попробуйте сами узнать, чем мы будем заниматься.
Воспитатель демонстрирует рисунок графических символов, способов передвижения.
Попробуйте его прочитать.
Ответы детей.
Вы сами догадались, что рисунки используются не только для красоты, но и для пользы. Как вы думаете, где ещё в обычной жизни встречаются рисунки, несущие информацию необходимую человеку (дорожные знаки, вывески).
Передача информации при помощи рисунков имеет очень древнюю историю. Я приглашаю вас в путешествие на машине времени в далекое прошлое, занимайте места. Заглянем в волшебный экран.
Демонстрация видеофильма – отрывок.
Высеченные настенные рисунки сохранились до наших дней и помогли узнать, как жили люди в прошлом, чем занимались.
Продолжаем наше путешествие. Как мы буде передвигаться дальше? (пешком, показ схемы).
Игра «Выполни упражнение по карточке».
Цель: развитие внимания, двигательной координации.
Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его.
Экспозиция 5-7 секунд.
Замечательно. Мы оказались в настоящем времени в нашем детском саду. Перед нами замечательная выставка ваших работ. Рисунки необычны.
- Кто поможет нам вспомнить, как называется эта нетрадиционная изобразительная техника? (граттаж)
- Что обозначает это сложное слово, попробуйте его перевести (обозначает выцарапывать)
- Напомните нам средства выразительности граттажа? (линия, штрих, контраст).
- Подумайте и скажите, пожалуйста, к какому виду изобразительного искусства мы можем отнести граттаж? (к графике)
Верно. Молодцы. Именно графика больше всего из всех видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, знаку. Поэтому ваши рисунки из нанесенных на лист линий, точек, штрихов напоминают рисунки древних людей.
Ну что ж, посмотрим на мой рисунок. Осталось одно изображение (воздушный шар).
Он может нам помочь, как? (версии детей). Очень интересные у вас идеи.
Мы побывали с вами в прошлом, настоящем. Но к сожалению мы не можем реально попасть в будущее. Как же быть? Как мы можем рассказать о себе людям будущего? (ответы детей).
Мы можем написать письмо-рисунок в будущее для детей, которые будут ходить в детский сад после вас. Присаживайтесь. Закрывайте глаза.
Воздушный шар полетел по волнам вашей фантазии:
кто-то из вас захочет в своем письме рассказать о лучшем друге или подружке и нарисует его портрет,
кто-то расскажет о своем любимом животном,
кто-то из вас расскажет о нашем красивом замечательном городе и нарисует своей любимый уголок,
кто-то захочет рассказать о красоте природы в любое время года;
кому-то из вас захочется рассказать с помощью рисунка о том, как вы играли, гуляли или о ваших сказках.
Теперь вы знаете, что вы нарисуете. Открывайте глаза.
Работа палочкой на мольберте требует больших усилий. Подготовим пальчики к работе. Попробуйте повторить за мной
Упражнения
Зайчик
корова
тележка
кольцо
мышка
пчелка
стульчик
Проходите за мольберты. Спинки ровно, ножки прямо. Начинайте работу.
Индивидуальная помощь. Указания.
Оценка. Работы вывешиваются на доску.
Детям предлагается рассказать о содержании рисунка.
Я хотел рассказать о…
Вот и закончилось наше путешествие. Вы уйдете в школу, а те малыши, которые будут ходить в наш садик, смогут узнать о вас из ваших писем-рисунков.
Приложение
Этот удивительный граттаж.
Нетрадиционная техника рисования. Граттаж развивает детское творчество, художественный вкус, учит ребёнка создавать красоту своими руками. С помощью граттажа ребёнок осваивает и совершенствует рисование штрихом, усваивает понятия «контрастность» и «колорит».
Работы, выполненные в технике граттаж, необычны, их можно разглядывать бесконечно.
Из истории вопроса
.
Эрнст Макс (ErnstMax, немецкий живописец, график, мастер коллажа, граттажа и фроттажа. Один из наиболее ярких представителей сюрреализма. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности В том же 1919 художник создал свои первые граттажи. Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — техника царапания. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге "Сто народных баллад".
Кто может выполнить?
Ребёнок от 5 лет и больше.
Для работы нужно:
Полу картон или плотная бумага белая или цветная, свеча, широкая кисть, гуашь темного цвета, палочка с острым концом
Подготовка к работе:
Застелить стол газетой или клеёнкой.
Подготовка листа:
Цветной или белый лист натереть свечой без пропусков.
Смешать гуашь с жидким мылом или обычным, замоченным в кипятке. Полученной смесью покрыть лист с помощью широкой кисти.
Как это сделать.
Острой палочкой процарапывается рисунок. Если ребёнок не уверен в своих силах, можно сделать набросок карандашом на обычном листе. Перед началом работы покажите ребёнку как с помощью штриха показать шероховатость коры, деревянной доски, дома.
Любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой.
Удобнее работать за мольбертами, тогда тушь, снимаемая палочкой с листа, будет падать вниз на подставку мольберта, не мешая создавать изображение. Для удаления стружки туши при работе за столом можно использовать сухую тряпочку.
Что можно изобразить?
Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты.
Попробуйте сами. Желаю творческих успехов!