Мария Бельтюкова
Конспект итогового НОД «Здесь Родины моей начало»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города
Приобщать детей к истокам культуры своего народа
Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной
Цель:
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость и чувство любви к малой Родине.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Закрепить представления о родном городе, историей возникновения г. Томска, о его основателе. Формировать уважительное отношение к гербу города. Развивать кругозор, внимание, память. Воспитывать патриотические чувства к малой Родине; интерес к прошлому и настоящему города; уважение к жителям города; бережное отношение к строениям и памятникам.
Предварительная работа:
НОД «Символика России: гимн, герб, флаг», НОД «История возникновения родного города»
Рассказы воспитателя: «Природа родного края», «Деревянная архитектура г. Томска», «Достопримечательности Томска»
Экскурсии в Музей Леса Томской области; обзорная экскурсия по Томску «Томск в легендах и сказаниях»; оформление фото-коллажей «Город, в котором я живу»; выставка рисунков «Томск – глазами детей»; разучивание стихов о родном городе; совместное сочинение песни о Томске; работа с родителями по поиску и предоставлению информации «Чьими именами названы улицы нашего города?»
Материалы к НОД
Герб Томска (новый и исторический, цв. карандаши, презентация «Виды города Томска»
Карты Мира и Томской области;
Ход НОД:
Ребята, сейчас дети прочитают нам стихи, послушайте и скажите, о чём они.
Аня (С. Заплавный)
На трёх холмах,
На четырех ветрах,
В краю таёжном
Посреди, Сибири
Стоит мой город
Над рекою синей,
Стоит и отражается
в веках.
Рита (Д. Лившиц)
Скоро ты изучишь этот край.
Будешь знать о том, что здесь когда-то
Жил князец татарский Басандай.
Ты найдёшь Тояново становье,
Раскопаешь древний тот острог,
Что возник ещё при Годунове
И назвался "Томский городок".
Женя (В. Петров)
А город кружевной, резной…
Я в этом городе живу,
В его торжественных узорах,
В которых - старина, в которых
Свет, устремлённость в синеву.
Как расписные терема,
Здесь деревянные дома.
Все вы уже правильно догадались, что речь сегодня на нашем занятии пойдёт о Томске.
Очень много стихов написано о любви к родному городу, есть специально изданный сборник стихов о Томске куда вошли стихотворения, написанные томскими авторами. Мы с вами вместе сочинили песню о нашем городе, давайте сейчас вспомним её и споём вместе (поём песню)
- Сегодня я получила письмо от учёных из Москвы (читаю).
- Здравствуйте, ребята! Вы живёте на древней земле. В вашем крае есть камень основания города. Он является памятником истории и культуры. Ребята, а вы знаете, почему ваш город называется Томск? Почему его построили на этом месте? Кто построил ваш город? Молодой он или очень древний? Что изображено на гербе вашего города? Попробуйте узнать и всё нам рассказать"
Давайте попробуем ответить на вопросы учёных
Я предлагаю совершить путешествие на выставку, посвящённую нашему родному краю, где мы сможем увидеть информацию о нашем городе. Готовы?
1 зал: «Наш город на карте»
- Приглашаю вас пройти в 1 зал. Он называется: «Наш город на карте». - Подойдём к карте Мира. Мы живём с вами в России. Она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. (Показать). Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он не обозначен. Но примерное его место положения я могу показать. Давайте обозначим его флажком.
- Сейчас подойдём к карте Томской области. Кто знает, где находится город Томск на этой карте? Покажите. А с какими городами он граничит? Какие реки протекают в нашей области? На какой реке стоит наш город?
- Молодцы, приглашаю вас пройти в новый зал
2 зал: «Как возник наш город»
- Ребята, мы уже с вами сказали, что свое название г. Томск получил от имени реки, на которой он стоит. Ни одна река Сибири не имеет столько легенд, сколько имеет она — Тома. Так ласково называли реку местные жители — эуштинские татары.
- Легенд о р. Томи много, мы слышали с вами много легенд во время экскурсии «Томск в легендах и сказаниях». Кто хочет напомнить нам легенду о реке Томи?
(дети вспоминают и рассказывают) Это было в давние времена. Около Томска не жили тогда русские люди, а были здесь владения татар. На одном берегу реки правил князь Тоян, а на другом - Басандай. Они враждовали, а дети их - храбрый Ушай и красавица Тома - полюбили друг друга. Разлучили их жестокие отцы. Тома с горя бросилась о реку - и реку назвали ее именем, а Ушай - в речку Ушайку". Теперь река Ушайка впадает в Томь.
- Молодцы, ребята. Легенда об Ушае и Томе считается одной из первых по времени легенд, связанных с Томском. И течет сейчас по сибирской земле река Томь, впадают в нее речки Ушайка и Басандайка, есть на томской земле и озеро Нестояново, напоминающие людям о прошлом.
Место основания города
- Ребята, а кто помнит легенду об основании нашего города?
(дети рассказывают) В 1604 г. князь эуштинских татар Тоян приехал в Москву и попросил у царя Б. Годунова принять эуштинцев в русское подданство и построить на их земле русский город. В марте 1604 г. царское правительство приняло окончательное решение о возведении русской крепости на р. Томи. Город начали строить на горе.
- Сегодня днем рождения г. Томска принято считать - 7 октября 1604 г. Внутри крепости распологались воеводские хоромы, съезжая изба, денежно-пороховая казна, амбар, церковь, кладбище. С северной стороны к городу примыкал острог. Сегодня, мыс Воскресенской горы - место основания города, признан памятником истории местного значения (иллюстрации)
Здесь мы можем видеть бывшее здание Воскресенской полицейской части, снабженное деревянной башенкой. В прежние времена в ней дежурили пожарные. Сейчас в этом здании располагается музей истории Томска. Посетители музея могут подняться на смотровую площадку и полюбоваться открывающейся оттуда панорамой города. Рядом с музеем находится памятный знак, установленный в 1966 г. - камень, на котором высечены слова "На этом месте в 1605 г. основан город Томск". По имени Воскресенской церкви вся возвышенная часть, на которой зарождался Томск, носит название Воскресенской горы.
Переходим в следующий зал: «Виды нашего города».
3 зал: «Виды нашего города» (просмотр презентации)
- Итак, мы с вами выяснили почему наш город назвали Томском и где расположен камень основания нашего города. А сейчас, я предлагаю вам посмотреть на экран
- Знаете ли вы этот памятник?
-Дети: это памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.
- А где он расположен? Расскажите о нём.
Дети: он расположен в Лагерном саду. Сюда приходят томичи 9 мая в День Победы почтить память своих родных и близких, павших в годы ВОВ. Жители города сюда приносят цветы.
(Далее детям показать по порядку изображения других памятных мест и видов города, предложить им вспомнить как они называются и рассказать о них).
-Богородице-Алексеевский монастырь (православный мужской монастырь в Томске был основан в 1605 году)
- Богоявленский собор (был построен в 1784 году на месте деревянной Богоявленской церкви, поставленной в 1630 году, и является самым старым сохранившимся зданием в Томске и во всей Томской области. В стенах собора 6 августа 1804 года был торжественно провозглашен указ Александра I о создании Томской губернии с центром в Томске).
- Планетарий (Томский планетарий был в числе первых 3-х планетариев, открытых в Советском Союзе. В то время Планетарий работал только в Москве. Планеторий открыт в 1948 году)
- Томский областной театр драмы - является старейшим театром Сибири. Театр был основан в 1850 году.)
- Памятник счастью (это статуя волка из легендарного мультфильма «Жил-был пес», который плотно поужинал и сыто развалился, приготовившись к пению. Если погладить волка по пузу, он скажет "Бог в помощь" или еще одну из восьми фраз, вложенных в компьютер внутри памятника).
- Памятник рублю в Томске (деревянный рубль весом 250 килограмм и размером более двух метров. Он был установлен на Новособорной площади)
- Памятник болельщику (расположен непосредственно на скамейке стадиона Труд)
- Памятники деревянной архитектуры
- Мы рассмотрели с вами некоторые достопримечательности и памятники нашего города.
А сейчас назовите, что здесь изображено. Где находится? (Дети называют школы,свой детский сад, Белое озеро и т. д.).
- В нашем городе много различных улиц. Назовите улицы, которые вы знаете.
Физминутка
- А сейчас приглашаю вас посетить следующий зал. Он называется - символика Томска.
4 зал - символика родного города
- У каждого человека есть малая родина, город или село, где он родился и вырос. Когда говорят «москвич», значит этот человек живёт …
Дети: в Москве
- новосибирец живёт…
Дети: в Новосибирске
- А как называют жителей Пскова, Белгорода, Кемерово?
Дети: пскович, белгородец, кемеровчанин
- Молодцы, ребята! А как можно назвать нас с вами, тех кто живёт в нашем городе?
Дети: мы томичи!
- Правильно, ребята. Конечно же мы – томичи!
- Действительно, ребята, города на земле все очень разные. Нет двух одинаково похожих городов. В каждом городе есть свои герои, свои достопримечательности, своя история. И конечно же свой отличительный знак. Какой, давайте вспомним?
Дети: Герб города
Воспитатель: Конечно же герб. Давайте вспомним, что же изображено на гербе нашего города?
Ответы детей. Дети описывают герб Томска.
- Дети, а вы помните, что наш герб не всегда был такой. Вспомните, на экскурсии по Томску нам рассказывали что когда то наш город входил в состав Тобольского наместничества? Давайте рассмотрим этот герб (показ картинки)
Этот герб был утвержден в 1785 году:
"В верхней части герб Тобольский, в нижней, в зеленом поле, серебряная лошадь".
Вероятно лошадь символизировала занятия населения Томска извозом на Московском тракте.
Воспитатель: А вот в 1804 году гербом Томска стала белая бегущая лошадь на зеленом щите. (показ)
Воспитатель: а вот так выглядит наш герб сейчас (показ)
- в зеленом поле серебряный вздыбленный вправо конь с красными глазами и языком, над головою коня золотая корона"
-Молодцы, ребята, вспомнили очень много о нашем городе. Вам понравилась выставка?
- Ребята, а сейчас, помогите мне сейчас составить рассказ о нашем городе. Мы отправим его в ответном письме учёным. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.
Мы живём в городе. (Томске).
Жителей города зовут. (томичи).
Наш город не молодой, Ему уже (более 400 лет).
Наш город расположен на берегу реки. (Томи).
В городе главная улица. (Ленина).
Наш детский сад находится на улице. (переулок Пушкина)
В городе есть. (школы, детские сады, магазины, аптеки, библиотеки, памятники, театры, бассейны, Дворец спорта.).
На улицах города растут: тополя. (берёзы).
У г. Томска есть свой символ. (герб).
Мы очень любим свой родной. (город).
И хотим, чтобы он был красивым, уютным и. (чистым).
Ребята, а сейчас давайте нарисуем герб Томска и отправим наши рисунки в в подарок учёным - москвичам.
Дети проходят за столы, рисуют герб используя трафарет фигуры Лошади
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вы знаете, что наступивший 2014 год – это год Лошади? Раз на гербе нашего города изображена лошадь, значит и мы, ТОМИЧИ, должны быть особенно удачливы и счастливы в этом году!
Рефлексия
- Что сегодня нового вы узнали о родном городе? Что понравилось на нашей выставке?