Людмила Саломасова
«Развитие мелкой моторики у детей с ОНР через систему кружковой работы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики у детей с ОНР через систему кружковой работы»
«Речь на кончиках пальцев»(пластилиновая мозаика)
Учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают существование тесной взаимосвязи между координацией тонких движений и речью.
Публикация «„Развитие мелкой моторики у детей с ОНР через систему кружковой работы“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Многолетний опыт работы в логопедической группе показывает, что у детей, имеющих речевую дисфункцию, моторика пальцев и кистей рук характеризуется недоразвитием: движения, как правило, некоординированные, снижены их ловкость, точность, скорость, отмечается либо мышечная слабость, либо напряжённость.
Так как развитие речи связано с состоянием мелкой моторики рук, родилась идея об организации в группе кружка «Речь на кончиках пальцев».
Деятельность детей в кружке является мощным средством для активизации мыслительной деятельности, ребята учатся видеть предметы, их форму, подмечать характерные признаки. У детей обогащается словарь, углубляются знания об окружающем мире, улучшаются внимание, память, укрепляется мелкая мускулатура руки, что подготавливает руку к письму. В процессе деятельности у детей формируются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства, творческое воображение.
Цель кружка - развитие речевой функции детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
В процессе работы с детьми решаются задачи:
1. Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук;
2. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление.
3. Углублять знания детей об окружающем мире;
4. Развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;
5. Развивать речевые навыки;
6. Воспитывать интерес и любовь к природе;
7. Воспитывать навыки коллективной работы.
Организация кружковой деятельности осуществляется один раз в неделю, во второй половине дня по 30 минут. Работа ведётся по подгруппам.
Основой кружка является изобразительная деятельная с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилиновой мозаики.
Принцип данной техники заключается в скатывании мелких шариков из пластилина и осуществлении налепов круглой формы на силуэтное изображение. В результате получаются яркие объёмные картинки.
Работы получаются аккуратными и красочными, если скатываемые шарики ровные и одинаковой величины. А это достигается с большим трудом, так как у детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, недостаточно сформированы внимание, усидчивость, Дети быстро утомляемы. Для достижения мышечного расслабления и снижения утомляемости используются физкультминутки, пальчиковые гимнастики, элементы самомассажа.
Программный материал для детей с ОНР рассчитан на 2 года обучения.
Планирование данного вида деятельности идёт параллельно и с опорой на тематический план логопедических занятий. В процессе работы над содержанием любой картины в активную речь детей вводится тот лексический материал, который отрабатывается логопедом в данной период времени.
На первом году обучения дети учатся выкладывать пластилиновой мозаикой отдельные предметы на цветном фоне: овощ, фрукт, игрушка.
В ходе выполнения таких работ педагог активизирует детей на речевое сопровождение своих действий: «Я выкладываю круглый, красный помидор».
На втором году обучения перспективное планирование кружка предусматривает сюжетно-тематические работы. В процессе этих занятий у детей обогащается словарь за счёт таких слов, как колорит, композиция, ритм, пространство и др. Дети знакомятся с различными жанрами. Они узнают, что картина может быть пейзажной, сюжетной или натюрмортом.
На выполнение таких картин уходит не одно занятие. Педагог не торопит детей. Он старается сделать так, чтобы душа ребёнка радовалась полноценному творческому процессу. Ребёнок видит, что в случае затруднений воспитатель всегда придёт ему на помощь.
При выполнении коллективных работ, ребёнку подбирается задание в соответствии с его возможностями. От участия в общем деле выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы выполняются педагогом. Он вносит свой вклад в творческий процесс. Когда картина делается совместно с педагогом, возникает особенная доверительная атмосфера.
Выкладывание пластилиновой мозаикой часто сопровождается музыкой, чтением стихов, отрывков из произведений, подчёркивающих выразительность того или иного образа. Акцентируется внимание на содержании работ, цветах, передающих например, настроение пейзажа «радостное, грустное».
Анализ работ несёт положительный характер, так как критические замечания могут вызвать у детей нежелание продолжать работу.
В группе проводятся собрания, на которых родители знакомятся с работой кружка. Педагог подчёркивает необходимость единства воспитательных воздействий на ребёнка в детском саду и дома, обращает внимание на наиболее благоприятные условия творческого развития в семье, объясняет, что нельзя безразлично относиться к любому проявлению творчества детей: критиковать детские работы, навязывать ребёнку своё видение мира и понимание искусства, выбрасывать детские работы, особенно в присутствии ребёнка.
В процессе овладения техникой пластилиновой мозаики движения пальцев рук становятся более точными, ловкими, координированными, увеличивается их скорость. Заметно улучшаются графические навыки. Очень заметно влияние занятий пластилиновой мозаикой и на выразительность речи детей, так как через эмоциональное восприятие картин детям гораздо легче усвоить, закрепить образные, яркие сравнительные обороты речи, активировать словарь действий, признаков, наречий.
Ни для кого не секрет, что дети с нормой в развитии всю свою деятельность подкрепляют речевым сопровождением. Занятия пластилиновой мозаикой стимулируют эту функцию речи у детей с её недоразвитием. Выполняя работу, ребята высказывают своё отношение к появляющимся деталям картины, устанавливают связь между её фрагментами, планируют свою деятельность, проговаривая, что уже сделано, что делают, что ещё предстоит сделать.
И всё это происходит в совместной деятельности взрослого и ребёнка, когда в непринужденной, тактичной форме педагог поправляет речевые ошибки ребёнка, даёт правильный образец, подходит дифференцированно к устранению отдельных недостатков устной речи у каждого воспитанника.
Техника «Пластилиновая мозаика» универсальна и может использоваться для работы с детьми любого возраста и различной степени одарённости. Главное, чтобы сюжеты картинок соответствовали уровню развития и возможностям ребёнка.
Литература
1. Тихомирова О. Ю, Лебедева Г. А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.-64с. : цв. вкл
2. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие – М. : ТЦ
С сфера, 2010. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя) (2).
3. Гусарова Н. Н. Беседы по картине: время года.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные
мотивы. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009.-72с
5. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. - Издательство
«Скрипторий 2003», 2006-80с.
Предлагаю Вашему вниманию работы детей на осеннюю тематику, выполненные в технике "Пластилиновая мозаика"
Добавляю детские работы на зимнюю тематику.