Венера Батршина
Конспект логопедического занятия «С чем к нам, Барсик, ты пришел?» (по формированию грамматических категорий языка).
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия (по формированию грамматических категорий языка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида», Республика Мордовия, с. Лямбирь.
Конспект логопедического занятия «С чем к нам, Барсик, ты пришел?» (по формированию грамматических категорий языка).
Подготовила: Батршина Венера Растямовна, учитель - логопед МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида», села Лямбирь.
Темочки:
Цель: развивать коммуникативные навыки детей с ОНР.
Задачи.
1. Учить детей согласовывать местоимения: МОЙ, МОЯ, МОЕ с существительными.
2. Учить образовывать относительные прилагательные от имен существительных.
3. Закрепить обобщающие понятия: звери, птицы, насекомые, рыбы.
4. Упражнять в употреблении приставочных глаголов.
5. Закрепить образование слов с увеличительным и уменьшительным суффиксом.
6. Развивать связную речь.
7. Развивать учебные навыки: внимание, усидчивость, понимание поставленной задачи.
8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей.
Оборудование.
Фланелеграф.
Игрушка – кот.
Предметные картинки – птицы, звери, насекомые, рыбы.
Предметы детской одежды.
Продукты питания фасованные в непрозрачные пакеты:
вермишель, горох, гречка, пшено.
Опорные картинки к сказке: «Ехала, ехала…» - гараж, машина, дорога, дуб, мост,
Ход занятия.
На столе логопеда предметы одежды детей: шапки, шарфы, кофты, перчатки и т. д. На стуле возле стола логопеда сидит игрушка – кот Барсик.
Логопед.
Ребята, к нам на занятие пришел кот Барсик. (обращаясь к Барсику) Здравствуй, Барсик! Что ты нам принес и (заглядывая в коробку) чьи это вещи? (обращаясь к детям) Барсик говорит, что это ваши вещи. Логопед достает из коробки по одной вещи и спрашивает:
- Это чья шапка? (Это моя шапка.)
- Это чей шарф? (Это мой шарф.) и т. д.
Логопед, обращаясь к Барсику :
- Ну и баловник же ты, Барсик! Нельзя без разрешения брать чужие вещи. Больше так не делай!
- Коли уж ты пришел к нам, расскажи о себе:
а) Есть ли у тебя друзья?
б) Какие блюда предпочитаешь?
в) Какая твоя любимая сказка?
Логопед :
- Барсик говорит, что у него много друзей, и он принес их фотографии. Давайте рассмотрим их. Логопед выставляет на фланелеграф карточки, на которых изображены птицы, звери, насекомые, рыбы.
- Кто изображен на фотографии? (кукушка, курица, сорока, ворона)
- Как сказать про них, одним словом? (Это птицы.) Аналогично другими группами животных.
- Действительно, у тебя много друзей. А в какую игру ты с ними чаще всего играешь? Ребята, Барсик говорит, что очень любит игру «Прятки».
- Ребята, давайте, и мы поиграем с друзьями Барсика в «прятки». Здесь в зале за различными предметами спрятались игрушки – друзья Барсика. Вы должны глазами найти игрушку и сказать, где она спряталась.
Например. Собачка спряталась под столом.
Дидактическая игра «Прятки».
(Ворона спряталась на дереве. Рыба - в пруду. Жук спрятался в песке. Бабочка – в цветке. И т. д.)
Логопед.
Замечательная игра, спасибо тебе. Барсик, назови нам, пожалуйста, свои любимые блюда. Барсик говорит, что любит много всего, а в его корзине продукты, из которых он сегодня будет готовить себе еду. Давайте посмотрим, что он предпочитает.
Воспитатель достает продукты питания и раздает их детям. Дети на ощупь определяют, что находится в пакетах.
- Барсик хочет, чтобы вы догадались сами, что он любит.
- Что в твоем пакете, Сережа? (горох)
- Какой суп можно из него приготовить? (гороховый) и т. д.
- Барсик говорит, что после плотного обеда он любит забираться в теплую постель и рассказывать сказку. Его любимая сказка «Ехала, ехала…». Он просит вас рассказать ему эту сказку. Рассказать сказку вам помогут карточки, которые принес с собой Барсик.
Логопед выставляет карточки на фланелеграф и рассказывает сказку «Ехала, ехала…» :
«В одном гараже на улице Светофорная жила – была Машина. Звали ее Жигули. Надоело ей стоять в темном гараже. Выехала она из гаража и поехала по дороге. Ехала она, ехала, к дубу подъехала. Дуб Жигули объехала, дальше поехала. Ехала, ехала, к мосту подъехала. На мост Жигули въехала, по мосту проехала, с моста съехала и назад поехала. Ехала, ехала, к гаражу подъехала и в гараж заехала. Устроилась на свое теплое место и заснула сладким сном».
Логопед задает вопросы :
- Кто жил в гараже? (В гараже жила машина - Жигули.)
- Откуда выехала машина и куда поехала? (Выехала из гаража, поехала по дороге.)
- К чему подъехала машина? (Машина подъехала к дубу.)
- Что машина объехала и куда поехала? (Дуб объехала, дальше поехала.)
- К чему подъехала машина? (Машина подъехала к мосту)
- Куда она въехала и по чему проехала, откуда съехала? (Машина въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста.)
- Куда машина поехала? (Машина поехала назад в гараж)
- Куда машина подъехала и куда заехала? (Машина подъехала к гаражу и заехала в гараж.)
Логопед повторно рассказывает сказку. Дети ее пересказывают.
Логопед.
- Мы рады, Барсик, что ты сегодня у нас в гостях. Мы хотим тебе подарить свою игру, а называется она: «Больше – меньше». Сейчас дети покажут, как в нее играют. Логопед предлагает перевернуть карточки, которые находятся у них на столах.
- Что изображено на твоей карточке? (губа)
- Назови это слово так, чтобы оно было большое. (губище)
- Назови это слово так, чтобы оно было маленькое. (губки) и т. д.
Логопед.
- А теперь я предлагаю вам, ребята, вспомнить игру «Киска» и поиграть в нее с Барсиком.
Пальчиковая гимнастика «Киска» (Самсонова О. В.).
- Киска ниточки мотала
Вращать руками, как бы наматывая нить на клубок.
- И клубочки продавала.
Вытянуть обе ладони вперед.
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня!
Показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.
Логопед.
- Вот мы и познакомились с Барсиком.
- Вспомните, что Вы узнали о нем? (У Барсика много друзей : птицы, звери, насекомые, рыбы. Он любит гороховый и вермишелевый суп, гречневую и пшенную кашу.)
- Какую сказку вы ему рассказали? («Ехали, ехали)
Логопед.
- Наше знакомство с Барсиком состоялось. Он останется в нашей группе, тихо посидит на окошке, отдохнет, а потом мы с ним еще поиграем.