Венера Батршина
Описательный рассказ «Зима в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Описательный рассказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида», Республика Мордовия, с. Лямбирь.
Конспект интегрированного логопедического занятия на тему: «Описательный рассказ «Зима в лесу»» в подготовительной группе.
Подготовила: Батршина Венера Растямовна, учитель - логопед МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида», села Лямбирь.
Цель. Развитие коммуникативных способностей детей.
Задачи.
Образовательные.
Темочки:
Учить детей составлять описательный рассказ по картинке, с использованием вспомогательных слов.
Развивать связную монологическую речь.
Закреплять знания детей о зиме.
Активизировать словарь признаков, глаголов.
Обогащать словарь словами - антонимами.
Развивать коммуникативные и речевые навыки.
Коррекционные.
Развивать словесно-логическое мышление.
Развивать зрительное восприятие и память.
Развивать мелкую моторику.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать общую моторику.
Развивать эмоционально-психологическую сферу детей.
Воспитательные.
Воспитывать культуру речевого общения.
Материал и оборудование:
Игрушки: снеговик, снежки.
Демонстрационные картинки-приметы.
Оценки-снежинки.
Картинка Снеговик за самое большее количество снежинок (правильных ответов).
Снежинки с загадками.
«Зимняя поляна».
Карта с цифрами.
«Снежный ком».
Картинки - пригласительные билеты с надписями слов.
Картины «Зима», «В зимнем лесу», «Зимние развлечения», «Лес зимой».
Картинки с изображением зимы,.
Ход ЗАНЯТИЯ
Оргмомент. Психогимнастика
Логопед. Ребята, с утра у меня настроение изменялось несколько раз. А вот как это происходило, я изобразила на карточках.
На столе у логопеда карточки, на которых изображены разные чувства: удивление, огорчение, испуг, страх, злость, радость. Логопед демонстрирует карточки - символы этих чувств, а дети их изображают при помощи мимики и жестов.
Посмотрите на карточку и изобразите мое настроение.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы, ребята, точно изобразили все моменты моего настроения. Логопед демонстрирует чувство радости. Теперь посмотрите на меня и скажите, какое сейчас мое настроение? (радостное) Правильно, я испытываю чувство радости. И я хочу поделиться с вами своей радостью.
Встаньте в круг. Протяните руки в стороны ладонями вверх. Я передам вам свое настроение, поделюсь с вами со своей радостью и теплом, а вы поделитесь со своими соседями.
Дети передают настроение до тех пор, пока не получится замкнутый круг.
Дыхательная гимнастика.
Логопед. Посмотрите, какой большой круг радостного настроения у нас с вами получился. Вдохните это чувство, и пусть оно будет у вас всегда.
Теперь с этим настроением пройдите к столам.
Логопед. Ребята, сегодня я получила для нас приглашение в картинную галерею.
Хотите там побывать? (да)
Логопед. Тогда, посмотрите на эту карту, которую нам принесли вместе с пригласительными билетами. На ней изображены точки, отмеченные цифрами. Цифры нужно соединить линиями по числовому порядку, тогда мы все поймем. Дети стоят полукругом.
(Дети рассматривают «карту», размещенную на фланелеграфе и соединяют точки в цифровом порядке от 1 до 8, получается изображение машины)
Логопед. Что у нас получилось? (Машина) Это значит, что мы отправимся в путь на машине!
Логопед. Итак, поехали!
Дети садятся полукругом. «Машина едет» и вдруг останавливается на полянке.
На фланелеграфе изображение поляны, на которой стоят голые деревья, на земле лежит снег, по воздуху кружатся снежинки, а посреди поляны Снеговик.
Логопед. У нас закончилось топливо, а для нашей машины нужно особое топливо, которое можно получить, если только правильно ответить на вопросы Снеговика.
На снежинках дети находят задания.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
На голубых снежинках:
• Летом небо светлое, а зимой …
• Летом птиц много, а зимой …
• Летом деревья «одетые», а зимой …
• Весной лед на реках тает, а зимой …
• Летом жарко, а зимой …
• Весной медведь просыпается, а зимой …
Дидактическая игра «Подбери слово»
На белых снежинках:
- Что вы можете сказать о зиме, какая она? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, холодная)
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
- Как называется дерево, которое украшают на Новый год? (Ель)
- Как называется явление, когда падает много снега? (Снегопад).
- Назовите зимние развлечения. Что делают зимой? (катаются на санках, играют в снежки, лепят снеговика и т. д.)
- Вспомните поговорки и пословицы о зиме.
Дети:
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Береги нос в большой мороз!
• В зимний холод всякий молод
• В феврале два друга – мороз да вьюга.
• Много снега – много хлеба.
• Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.
• Зимой солнце сквозь слезы смеется.
• Снег холодный, а от стужи укрывает.
• Будет зима - будет и лето.
Логопед: Молодцы! Теперь угадайте и назовите, какие слова задумал снеговик в конце каждого из предложений. Для ответов используйте эти картинки. Логопед выставляет картинки с изображением зимы, серых облаков, падающего снега, укрытых снегом сосен и елей, следов зверей и птиц, зимнего леса.
Логопед читает задание, дети отвечают.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
• Наступила холодная, трескучая … (зима)
• По темному небу плывут тяжелые, серые … (облака)
• Легко кружится и тихо ложится на землю белый … (снег)
• Снег укрыл мохнатые лапы сосен и … (елей)
• На снегу редкие следы зверей и … (птиц)
• Лес замер в волшебном, чудном … (сне)
• Красива Матушка – … (зима)
Логопед: Хорошо, ребята, вы справились с заданием, можем отправляться дальше! Только сначала, Снеговик предлагает вам поиграть со снежком. Встаньте в кружок. Я буду бросать вам снежок, а вы быстро называйте зимние слова, чтобы он не растаял.
Дети: мороз, снег, холод, лед, санки, блестящий, снежинки, сосульки, снегопад.
Дидактическая игра «Подбери слово» (зимние слова - ассоциации)
Логопед: Машина заправлена, мы можем продолжить наш путь.
(Дети садятся в машину и едут дальше, звучит музыка)
Логопед: Ребята, вот мы и подошли к картинной галерее.
Чтобы войти нужно прочитать слова на ваших пригласительных билетах. (1 - наступила, 2 - небо, 3 - облака, 4 - снег,, 5 - лапы, 6 - следы, 7 - лес, 8 - сон)
Логопед выставляет на фланелеграф слова – картинки, отмеченные цифрами, вперемешку (1 - наступила, 2 - небо, 3 - облака, 4 - снег,, 5 - лапы, 6 - следы, 7 - лес, 8 - сон).
Логопед: Теперь мы можем пройти в галерею. Перед вами картины знаменитых художников.
Дети рассматривают несколько картин на зимнюю тематику. Логопед выставляет перед детьми картину «Зима в лесу».
- Ребята, рассмотрите внимательно картину. Дети рассматривают.
- Как можно назвать эту картину? Варианты ответов детей.
- Расставьте слова – пригласительные билеты по цифровому порядку. Они будут вам помогать в составлении рассказа по этой картине. Прочитайте еще раз слова по - порядку.
Дети читают: наступила, небо, облака, снег, лапы, следы, лес, сон.
- Придумайте предложение по картине со словом наступила (небо, облака, снег,, лапы, следы, лес, сон)
Логопед: Составьте рассказ по картине, опираясь на слова, которые написаны на ваших пригласительных.
Дети составляют рассказы по картине «Зима в лесу».
Логопед: Незаметно пролетело время и нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в машине.
(Дети садятся в машину и едут дальше, звучит музыка)
Логопед: Ребята, вы молодцы! Правильно вели себя в галерее. - тихо.
- Что вы запомнили из нашего путешествия?
- Какое время года было изображено на картинах?
Логопед: На этом наше занятие закончилось. На память о нем я дарю вам эти снежинки. Логопед раздает детям снежинки. Пусть они напоминают вам о сегодняшнем путешествии.