Лариса Криворучкина
Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия в средней группе по сказке С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного
познавательно – речевого занятия
в средней группе по сказке
С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
http://old.prodalit.ru/?catrub=15&cpage=110
Программное содержание:
1. Познакомить детей на занятии с новым живым объектом: белой мышкой, ее внешними данными, повадками.
2. Закрепить знание детьми «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака, восстанавливая её сюжет по картинкам.
3. Развивать наблюдательность, память, зрительное и слуховое внимание детей.
4. Словарная работа:
Темочки:
-развивать речевую активность детей через подбор прилагательных и глаголов, характеризующих внешние данные животного, его поведение;
-заучивание и драматизация отрывка сказки,
-учить детей строить свои высказывания о последующих событиях сказки.
5. Воспитывать в детях любовь к творчеству детского писателя С. Я. Маршака, вызывать интерес, любознательность, отклик к его произведениям, чувство сопереживания к мышонку и желание ему помочь.
Предварительная работа:
•Чтение «Сказки о глупом мышонке» с последующим анализом и разучиванием по ролям;
•посещение экологического центра и наблюдение за поведением мышей;
•чтение сказок, где одним из главных персонажей является мышь;
•оформление в группе выставки книг /с участием родителей/ с портретом писателя, чтение сказки «Усатый – полосатый», рассматривание и чтение стихов – переводов писателя;
•рисование и оформление выставки рисунков детей по «Сказке о глупом мышонке»;
•выставка совместных детско-родительских работ «Ох уж эти мышки»;
•выставка мягких игрушек и поделок «Весёлые мышата», рассматривание и обсуждение характерных особенностей мышек, их внешнего вида;
•словарная работа: подбор прилагательных и глаголов для характеристики мышки /с помощью схем/;
•разучивание пальчиковой игры «Кошка и мышка», разучивание подвижной игры «Часы и мыши».
Материалы и оборудование:
•Книги С. Я. Маршака, портрет писателя;
•иллюстрированное издание книги «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке»;
•выставка рисунков детей по сказке;
•живая мышка в клетке с кормом;
•схемы для описания мышки;
•костюмы и атрибуты для драматизации отрывков сказки;
•изображения героев /нянек/ сказки;
•диск с записью мультфильма «Сказка о глупом мышонке»;
•детали из бумаги для создания мышки– героя занятия;
•подарки маме – мышке, гостям /маленькие белые мышата из бумаги/.
Ход занятия.
В. Обращаем внимание на гостей.
Очень рады мы гостям,
Приглашаем в гости к нам.
Воспитатель предлагает ребятам сесть на стулья по кругу, напоминает о посадке, собрала внимание.
В. Послушайте загадку и скажите отгадку.
Маленький рост,
длинный хвост,
пушистая шубка,
остренькие зубки.
/Живёт под полом малышка, кто же это?/
Д. Мышка.
В: А если это маленький детёныш мышки, то как его можно назвать?
Д: Мышонок, мышоночек, мышенька…
В. Сегодня у нас на занятии в гостях вот этот беленький мышонок /достаёт клетку с мышонком и вытаскивает его/. Давайте мы с ним познакомимся поближе:
подносит мышонка к детям и рассматривают его по вопросам:
Вопросы к детям по кругу:
-Какой мышонок по цвету? (белый)
-Какой мышонок по величине? (маленький)
-Какая шерстка у него на ощупь? (пушистая, мягкая, гладкая, теплая)
-Что у него есть на мордочке, перечисли Настя: /ушки, нос, глаза, усы/
Расскажи, Саша, какие у мышонка ушки. /У мышонка маленькие, розовые, чуткие ушки/
•А какие у нашего мышонка глазки? /У него красивые, чёрные, круглые, как бусинки глазки/
•Про носик нам расскажет Вика. Какой он? /У мышонка розовый, маленький носик/
•Какие усы у мышонка, расскажи Лена. /У мышонка длинные, тёмные усы, как маленькие антенны/
•Посмотри, Маша, какая у мышонка мордочка? /Мордочка у мышонка вытянутая, длинная/
•Посмотри, Елизар, что ещё есть у мышонка? /У мышонка есть 4 лапки: 2 передние и 2 задние/
•Какие лапки у мышонка? /Лапки у мышонка маленькие, цепкие с коготками-царапками/
•Лиза, расскажи нам про хвостик мышонка. /У мышонка длинный, гибкий, подвижный розовый, голый хвостик, как шнурочек или змейка/.
В. Ребята, а как вы думаете, что умеет делать мышонок?
Д. Мышонок умеет быстро бегать, прятаться в норке, грызть корку и т. д.
В. Давайте посадим мышонка в его домик и понаблюдаем, что он ещё умеет делать.
Посмотрите внимательно, что мышонок делает своими чуткими ушками?
Д: Чуткими ушками он прислушивается.
В: А как быстро двигается его шустрый носик – он принюхивается. А что он делает своими крошечными лапками-царапками?
Д: Лапками – царапками он чистит свою шерстку. Он умывает мордочку. Он в лапках держит корм.
В. Как вы думаете, какой наш мышонок по характеру? (Если он быстро двигается? Если он смешной? Если он ловко прыгает)
Д. Он шустрый, проворный, весёлый, прыгучий, забавный (юркий, ловкий, смешной, подвижный, быстрый, смелый, удивительный мышонок)
В. Нравится вам мышонок?
Д: Да.
Если есть время, можно попросить кого-то из детей рассказать о мышонке по наблюдениям.
В. А вы знаете, ребята, этого мышонка зовут Пик. Он живёт в экологическом центре. Его туда принесли ребята, которые нашли его в кустах у своего дома. Пику было всего несколько дней от роду. Он не умел ни пищи себе разыскивать, ни прятаться от врагов. Наверно, в этот день мышка-мать первый раз вывела своих мышат из гнезда – погулять. Она как раз кормила их своим молоком, когда мальчик вспугнул всё мышиное семейство. Пик был ещё сосунком и одного его, такого глупенького, маленького и беззащитного оставлять было нельзя: он стал бы добычей какого-нибудь хищника. Поэтому мышонка поймали и принесли в экологический центр, чем спасли ему жизнь. Ирина Викторовна – руководитель центра сразу вспомнила историю про мышонка Пика, описанную Виталием Бианки, и назвала этого мышонка Пиком.
В: Пускай Пик отдыхает в своем домике, а мы поиграем в нашу любимую игру «Часы и мыши»
Физминутка под музыку 2 раза
2 часть.
Дети садятся за столы. Воспитатель напоминает о правильной посадке.
В: Этот забавный зверек нравится не только вам, но и писателям. И один из них даже сочинил сказку.
Воспитатель показывает книгу и портрет С. Я. Маршака.
А как она называется и кто её автор?
Д. Эта сказка называется «Сказка о глупом мышонке», а написал её Самуил Яковлевич Маршак.
В. Ребята, у нас в гостях мама-мышка со своим мышонком. Хотите посмотреть, и послушать, как она укладывает своего мышонка спать?
/Драматизация начала сказки /мама с сыночком в костюмах мышек/, где мышка укладывает спать мышонка, а мышонок просит позвать другую няньку. /
В. Вот какой капризный мышонок! Что же делать?
Ребята, давайте пролистаем «Сказку о глупом мышонке» ещё раз и вспомним, кого из нянек звала мама - мышка.
Воспитатель пролистывает книжку, один ребенок выставляет на панно героев в определённой последовательности: 7 героев /утка, жаба, лошадь, свинья, курица, щука, кошка/
Дети делают тоже самое на столе, работая парами с картинками.
Воспитатель вместе с мамой- мышкой поверяют правильность выполнения задания.
Ребенок - мышонок у панно перечисляет героев: мама мышка пригласила ко мне в няньки: утку, жабу, лошадь, свинку, курицу, щуку, кошку.
В. Хвалит ребенка и детей. Давайте, посмотрим отрывок мультфильма о том, как мама – мышка звала в няньки кошку, и, что из этого вышло /просмотр отрывка мультфильма/.
В. Ребята, как вы думайте, почему мама – мышка так расстроилась?
Д. Мама мышка расстроилась, потому что мышонок пропал.
В. Как вы думаете, куда он делся?
Д. Мышонка утащила кошка.
В. Как вы думаете, почему в сказке мышонка называют «глупым»?
Д. Мышонка называют глупым, потому что он не слушался маму, потому что он другим нянькам говорил, что их голос не хорош, потому что он был маленький и не знал других животных.
В. Правильно, он был ещё маленьким и многое не знал и не понимал.
В. Что же произошло дальше, как вы думаете?
Д. Мама мышка и все няньки пошли искать мышонка. Мышонок успел убежать от кошки и вернулся домой.
В. О том, что случилось с мышонком потом, по многочисленным просьбам детей и их родителей Самуил Яковлевич Маршак написал в новой «Сказке об умном мышонке» /показ её/. С этой сказкой мы познакомимся на следующем занятии.
Физминутка для детей (танец «Кошка и мышка»)
3 часть.
В. А сейчас, чтобы запомнить нашего белого мышонка, я предлагаю вам сделать его и рассказать дома о том, кто приходил к нам сегодня в гости на занятие.
Дети выполняют мышонка из заготовки, вклеивают ему из нитки хвостик.
Воспитатель дарит вместе с детьми мышат маме – мышке, гостям занятия.
Дети прощаются и уходят в группу.