Получи документы

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Марина Остапчук
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

В современном обществе увеличивается количество детей, имеющих те или иные отклонения, в том числе и разнообразные нарушения речи. Как правило, нарушения речи сопровождаются неречевой симптоматикой. У таких детей могут наблюдаться двигательные расстройства, в виде нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики, повышенная тревожность, утомляемость, с -м. дефицита внимания и т. д.

Поэтому технологии, направленные на сохранение и укрепления здоровья детей с нарушениями речи являются одной из важнейших задач стоящих перед учителем-логопедом.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Здоровьесберегающие технологии позволяют :

Создать благоприятный климат и рациональный режим для детей с нарушением речи;

Сохранить здоровье детей и повысить двигательную активность, умственную работоспособность;

Сформировать все компоненты речевой деятельности (фонематические функции, звукопроизношение, просодика, лексико-грамматический строй, связная речь);

Развить неречевые функции (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, моторику и т. д.)

В своей работе использую разнообразные здоровьесберегающие технологии : артикуляционная гимнастика, бионергопластика, дыхательная гимнастики. фонетическая ритмика, логоритмика, гимнастика для глаз, логопедический массаж, самомассаж, су-джок, психогимнастика гимнастика.

При отборе и использовании в работе с детьми здоровьесберегающих технологий опираюсь на следующие принципы:

• Соответствие возрастным индивидуальным особенностям.

• Систематичности и последовательности.

• Комплексного воздействия на все анализаторы.

• Совместного воздействия педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие технологии применяются не только на коррекционных занятиях, но в течение дня всеми педагогами, включая в режимные моменты и в непрерывную образовательную деятельность.

Дыхательная гимнастика -это система упражнений направленная на оздоровление организма. Она способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы, нормализуют и улучшает психоэмоциональное состояние организма, обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

В своей работе применяю систему дыхательных упражнений, дыхательные игры-тренажеры: «Кто под листиком?», «Какой лист?»«Звуковые трубочки»,«Художники»,«Мыльные пузыри», «Фокус».«Сдуй лишний предмет»,«Фасолевые гонки». Много интересных упражнений на дыхание дети выполняют на интерактивном столе «Интошка».

Самомассаж и Су-джок-терапия, проводимый самим ребёнком с помощью рук, позволяет изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.. Стимуляция биологически активных точек повышает активность макрофагов, усиливает фагоцитоз, влияет на синтез антител, нормализует подвижность нервных процессов, состояние гипоталамо-гипофизарной системы и повышает адаптационные возможности организма. Применяя самомассаж и Су-джок-терапию в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей

Фонетическая ритмика -система двигательных упражнений, в которых

различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата.

Применяя фонетическую ритмику в коррекционной работе с детьми мы решаем комплекс задач:

- нормализуем дыхание и учим соблюдать дыхательные паузы;

- развиваем у детей память;

- внимание;

- работаем над правильной артикуляцией звуков

- автоматизируем поставленные звуки изолированно и в речи

- улучшаем голосовые возможности;

- работаем над ударением, ритмом, интонацией;

- улучшаем внятность речи в целом;

- развиваем координацию движений.

По мере изучения звуков, фонетическая ритмика включается как элемент занятия. Начинаем с гласных звуков. Детям показывается, как с помощью рук, движений обозначаются звуки. Например звук «А»- рот широко открыт, руки разводим в стороны, «О»-руки овалом перед собой, с одновременным произнесением звука, «Т»-ударяем указательными пальцами по кулачкам, «стучит молоточек», «У»-руки тянем ото рта перед собой, губы «трубочкой».

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Возможности полноценно заниматься психогимнастикой у логопеда нет, поэтому в своей работе я использую элементы психогимнастики: включаю отдельныеупражнения и игры в занятия, использую как физминутки.

В начале года детям предлагаются игры, позволяющие общаться без слов. Это

помогает обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Дети учатся понимать чувства и эмоции, изображать их,

считывать у других. В дальнейшем это помогает овладеть интонационной выразительностью собственной активной речи.

Психогимнастика легка в применении и универсальна, параллельно с психологическими задачами решается и целый ряд коррекционных :

- развитие просодических компонентов

- моторики;

- фонематического слуха;

- повышение речевой активности;

- увеличению словарного запаса, т. к. перед выполнение всегда предшествует объяснение.

- снятие психоэмоционального напряжения.

- коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей;

- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

После проведения диагностики, планируется коррекционная работа, создаётся положительного настрой на занятиях. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи.

Знакомство с артикуляционным упражнением проводится по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

Использование биоэнергопластики в коррекционной работе благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья способствует повышению работоспособности воспитанников, активизирует познавательные интересы, обеспечивает успешность ребенка.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Опубликовано: 19 мая 2020 в 10:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Марина Остапчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД