Папки-передвижки

Занятие «Путешествие по Дагестану» в старшей группе

Гасангусейнова Зухра Султановна
Занятие «Путешествие по Дагестану» в старшей группе

Занятие “ Путешествие по Дагестану”

Цель: Познакомить детей с традиционным народным промыслом воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представление о республике, жизни людей в республике. Воспитывать чувство гражданственности, толерантное отношение к жителям республики. Продолжать ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством Дагестана : ручное ковроткачество, ювелирные изделия, художественная керамика, унцукульская насечка дерева металлом.

Публикация «Занятие „Путешествие по Дагестану“ в старшей группе» размещена в разделах

Дидактические задачи: Обобщить представление детей о своей республике, ее городах и селениях. Поддерживать чувство любви к родным местам

Игровая задача: Выбрать из предложенных картинок тот вид транспорта, на котором удобнее всего прибыть в город или селение. Настроить детей на работу в “творческих мастерских” народных умельцев. Вызвать у детей интерес и создать праздничное настроение к проведению игры-путешествия по Дагестану.

Игровые действия:

Правила игры.

Найти на карте Дагестана, пункты своего путешествия, выбрать удобный вид транспорта.

Оборудование: Карта Дагестана, тематическое панно с изображением природы Дагестана, на которой отмечены определенными символами аулы и города, центры различных художественных промыслов.

Например.

г. Дербент, с. Хив, с. Микарах, с. Хучни и др. – ковры с. Кубачи, Гоцатль – ювелирные изделия. С. Балхар – кувшины глиняные. С. Унцукуль- декоративная ваза с насечкой. Оформить выставку с экспозицией из предметов народных мастеров, а также фотографий репродукций.

Оборудование для детей:

Бумага, картон, глина, ткань, пряжа, фольга, кисти, краски, клей, ножницы, сетки, трафареты, баночки с водой, тряпочка, гончарный круг, подкладочная доска, станок для ткачества и т. д.

Содержание

В зале, где и планируется провести праздник, посвященный народному искусству. Здесь подготовлены места для юных мастеров, оформлены уголки, имеются соответствующие материалы для работы, центром экспозиции оформление зала является символическая карта Дагестана с указанием центров народных промыслов.

Обратить внимание детей в карте Дагестана, с которой они уже знакомы, уточнить название городов и селений, в которых они побывали в гостях.

ЗАНЯТИЕ :

Воспитатель:

- Сегодня дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения.

Чтобы совершить это путешествие нам нужны помощники : карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к путешествию?

Дети:

- Да!

(Воспитатель приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с воспитателем)

Воспитатель:

- Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?

Дети:

- В селении Балхар.

Воспитатель:

- Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?

Дети:

- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.

(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)

Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?

Из горного села Унцукуль.

Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?

- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.

Воспитатель:

- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?

Дети:Да

! Воспитатель:- А доставит нас в эти места волшебный «ковер- самолет». (Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится в путешествие. Звучит музыка М. Кагилаева «Снова в горы».

1- ая остановка:

Воспитатель:

- Это древний город Дербент. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.

(предложить детям, экспозицию выставки, репродукцией ковров, которая организованна в зале. Дети рассматривают выставку).

Экскурсовод:

- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из которого мастерила, изготавливают ковры.

Ребенок:

- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.

Экскурсовод:

- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?

Ребенок:

- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана : что цветет в горах. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.

Ребенок:

- Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.

Экскурсовод:

- Для чего служат ковровые изделия?

Ребенок:

- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.

(подходят к станку)

Ребенок:

- Где узоры, для ковра

Ты нашла, скажи сестра?

На лугу полно цветов

Погляжу узор готов.

Тур промчался по горе

След остался на ковре. (перевод Ф. Скудры)

Ведущий:

- Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка «Маленькая ковровщица».

Ребенок:

«Песня ковровщицы»

-Ай-и-яй, моя игла

Три ковра я соткала,

Я один себе взяла,

Два я дочке отдала.

Размотала я клубок

Завязала узелок.

Завязала два узла

В руки ножницы взяла.

Ай-м-яй, ковер цветной,

Красный, желтый, голубой.

Ведущий:

- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.

2-ая остановка:

Вот мы в ауле Балхар. (звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш. Чалаева)

По окончании музыки предложить детям заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.

Экскурсовод:

(девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:

- Балхарские девушки лепят кувшин,

Украсив узором затейливым их.

И желтая глина, и белая глина

Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)

Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?

Ребенок:

- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.

Ребенок:

- Балхарей сказал:

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг –

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно из кувшина

С доброй горскою бузой.

Ребенок:

- выбирай кувшин неспешно,

Напрягай свою смекалку,

Цвет и звон его, конечно,

Намекают на закалку.

Самый лучший выбрать можно,

Но не жди, однако, чудо –

Что вольешь в кувшин порожний,

То и выльется оттуда.

Ребенок:

- Эти кубики, эти чаши,

Лондон видел и Нью-Йорк.

Красота кувшинов наших

Всюду вызвала восторг.

Экскурсовод:

- Для чего служат кувшины, игрушки?

Ребенок:

- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.

Ребенок:

- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.

Экскурсовод:

- Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.

Ребенок:

- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.

Ребенок:

- Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Ведущий:

- Высако в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на ковер – самолет и полетели. Вот мы в ауле Кубачи.

3-ая остановка:

Экскурсовод:

- Добро пожаловать, дорогие гости, посмотрите наш музей.

Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.

Ребенок:

- Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ; чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.

Ребенок:

- Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов, в 10 лет, работая рядом с отцом, выгравировал украшения для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.

Ребенок:

- С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.

Ребенок:

- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.

Ребенок:

- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.

Ребенок:

- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:

«Тайну кубачинского искусства

Не ищите в книжках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы – мастера».

Песня молодых кубачинцев

В путь – дорогу, молодцы,

Отправлятся нам пора.

Молоточки и резцы,

Как всегда, возьмем с собой.

До чужих добравших мест

Пустим молоточки в ход,

Вспоминая про невест,

Что остались в Кубачи.

Персиянкам золотых

Мы наделаем колец

И стамбульских мастерских

Не один скуем браслет.

Нам дойти не мудрено

До французских городов.

Мы в Париже не одно

Ожерелье смастерим.

Молоды у нас сердца,

И на весь прославлен свет

Почерк тонкого резца

Кубачинских мастеров.

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Ведущий:

- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.

4 – ая остановка:

Экскурсовод:

- Заходите, гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.

(дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)

Ведущий:

- из чего делают мастера унцукульские изделия?

Ребенок:

- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы и т. д.

Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.

Ведущий:

- какие инструменты нужны мастерам?

Ребенок:

- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор. Рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.

Ребенок:

- Самое главное руки унцукульца, его высокий художественный вкус.

Ведущий:

- Давайте поблагодарим экскурсовода.

Дети хором:

-Спасибо!

Экскурсовод:

- Приезжайте к нам еще.

Песня «Приезжайте в Дагестан»

Ведущий:

Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое – то время стать народным умельцом, и я вам приготовила сюрприз. В группе я организовала такую мастерскую, которую назвала «Юные умельцы».

Вы сейчас представьте, кем бы вы хотели быть.

Постарайтесь сделать то, что вам больше всего понравилось – коврик, украшения, глиняную игрушку, унцукульский узор.

(Дети, по желанию выбирают себе «мастерскую», и приступают к работе. Воспитатель, при необходимости оказывает помощь детям.

Публикации по теме:

Занятие по ФЦКМ «Путешествие в Зазеркалье» в старшей группе Структура конспекта совместной образовательной деятельности на основе системно - деятельностного подхода (старшая группа)"Путешествие в.

Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие в Космос»Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие в Космос» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Мишутка Интегрированное физкультурно-познавательное занятие.

Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие в космос» Цель: выявить знания детей о транспортных средствах, об окружающем мире, осенних явлениях в природе, умение составлять описательный рассказ.

Занятие по математике в старшей группе «Путешествие в сказку» задачи. Развивать речь, включая в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше). Умение уменьшать и увеличивать число на единицу.

НОД по физическому развитию «Туризм и спорт. Путешествие по Дагестану» Конспект открытого занятия «Туризм и спорт путешествие по Дагестану» Цель: Приобщение детей к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому.

Открытое занятие по математике в старшей группе «Необыкновенное путешествие» Открытое занятие по математике для старшей группы.. Цели: Обучающие: 1)Закреплять знание числового ряда, 2)Чисел.

Занятие в старшей группе «Космическое путешествие» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Космическое путешествие». Бирюковой Людмилы Викторовны Воспитатель.

Занятие по конструированию в старшей группе «Путешествие на автозавод» Цель: Создать условия для развития конструктивной деятельности детей. Задачи: 1. Расширять и закреплять представление о транспорте специальных.

Занятие по познанию в старшей группе «Путешествие в космос» Программные задачи: 1. Познакомить детей с планетами солнечной системы 2. Раскрыть понятие о солнечной системе 3. Закрепить знания о профессии.

Занятие в старшей группе «Путешествие с Айболитом» .

Автор публикации:
Занятие «Путешествие по Дагестану» в старшей группе
Опубликовано: 23 марта 2019 в 20:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Путешествие по Дагестану» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Гасангусейнова Зухра Султановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД