Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ с использованием технологии «Экологическая тропа»

Гурина Валенитина Витальевна
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ с использованием технологии «Экологическая тропа»

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ с использованием технологии «Экологическая тропа»

Гурина Валентина Витальевна

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 23» г. Владивосток

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ с использованием технологии „Экологическая тропа“» размещена в разделах

Имея большой стаж работы в детском саду, хотела бы обратить внимание коллег на экологическое воспитание дошкольников. Не всегда теме экологии уделяется достаточно времени. Зачастую предпочтение отдаётся программам по математики, речи и другим. Часто это связано и с тем, что родители детей предпочитают как можно раньше научить ребенка читать, считать, а то и изучить иностранный язык. Таким образом, упускается очень большой и значительный пласт в воспитании дошкольников, который способен формировать духовный мир ребёнка, дать обществу гуманную, всесторонне развитую личность. В исследованиях Н. М. Кот акцентируется внимание на необходимость педагогического взаимодействия между дошкольными учебными заведениями и семьями в решении задач экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание имеет огромное значение и должно начинаться с детского сада, так как именно природа является источником материальных и духовных сил человека. Если взрослый человек не получил достаточных знаний в области экологического образования, у него вырабатывается потребительское отношение к природе и её дарам. Именно поэтому, работая с детьми дошкольного возраста, нужно как можно раньше начинать экологическое просвещение. Из личного опыта могу утверждать, что тема экологического образования является благодатной почвой, которая даёт возможность на базе экологических моментов предоставлять полезную информацию и в области математики, и речи, и развития художественного творчества. Именно такой подход позволяет развить гармоничную личность.

Таким образом, экологическую культуру нужно рассматривать как культуру всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанную с познанием, освоением и преобразованием природы, составными элементами которой являются:

• научные знания о природе и месте в ней человека;

• морально-ценностные ориентации по отношению к природе;

• практические умения и навыки сохранения жизнеспособной среды.

Усиление внимания к экологическому воспитанию дошкольников требует поиска наиболее эффективных средств, форм и методов формирования экологической культуры детей. Важным фактором развития ребенка является развивающая среда, которая в психолого-педагогической литературе определяется как комплекс психолого-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении. На важность создания надлежащих материальных условий для осуществления экологического воспитания указывается в работах К. И. Золотовой, М. М. Марковской, Н. М. Горопахы, Л. В. Лохвицкого

Г. П. Лаврентьева раскрывает содержание среды экологического развития, которое состоит из различных элементов, где каждый выполняет свою функцию. Цветник, огород, уголок сада, леса, луга с разнообразными растениями станут важными составляющими эколого-развивающей среды, которые обеспечат постоянное поступление новой информации, будут пробуждать познавательный интерес в детях.

В настоящее время возможно широкое использование цифровых технологий. Мультимедийное оборудование, позволит ознакомить детей с богатым природным миром (фильмы, презентации, звуки природы и т. д.). Это будет способствовать ознакомлению детей с разнообразием природного окружения, как целостного организма, формированию жизненно важных умений ориентации в нем, целесообразного природопользования и гуманного взаимодействия с объектами природной среды, воспитанию ответственного поведения и культуры в естественной среде.

Надо принять во внимание результаты экологической психо-педагогики утверждающей, что спецификой дошкольного возраста является преимущество когнитивного компонента над перцептивно-аффективным в отношении природы. Поэтому активность ребенка целесообразнее развивать в познавательной деятельности. Учитывая чрезвычайную эмоциональную чувствительность малышей, предпочтение следует отдавать эмоционально-эстетическому восприятию природы, развитию эстетических, интеллектуальных, гуманистически направленных чувств в отношении к ней и к миру в целом.

Нужно обратить внимание на поведенческий компонент деятельности дошкольников в природе. Нельзя недооценивать возрастные возможности детей с одной стороны, с другой - сложность формирования экологически-мотивированного поведения в природном окружении, которое означает способность к действию и самоограничение собственных импульсивных желаний в конкретной ситуации выбора.

Такой элемент, как экологическая тропа» может стать удачной эколого- развивающей средой, сыграющей значимую роль в воспитании экологически грамотного поведения ребенка в природе, одновременно выполняя познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. К сожалению, возможности использования «экологической тропы» в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста недостаточно освещены в теоретико-методической литературе.

Исходя из практического опыта, «экологическую тропу» можно рассматривать как совокупность природных объектов, специально подобранных для комплексной реализации задач экологического воспитания :

• приобретение представлений о самоценности и неповторимости компонентов природы;

• развитие эмоционально-чувственной сферы личности дошкольника в процессе взаимодействия с объектами среды;

воспитание гуманных чувств к живым существам;

• ощущение красоты природной среды;

• формирование навыков ответственного и действенного отношения к окружающей природной среды.

Основными требованиями к экологической тропе являются :

• безопасность маршрута;

• информативность, способность удовлетворить познавательные потребности детей с учетом их возрастных особенностей;

• разнообразие, яркость и колоритность объектов природы;

• возможность осуществления природоохранной деятельности.

«Экологическая тропа» дает возможность организовать систему работы с детьми:

• содержательные наблюдения в сочетании с интересными рассказами;

• опытно-розыскную деятельность;

• эко-игры;

• виды труда;

• привлекать детей к участию в природоохранных акциях «Посадим деревце», «Защитим птичку» и т. д.,

Всё это закладывает основы научных знаний, развивает эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника, формирует необходимые практические умения и навыки.

Маршруты путешествий по экологической тропе планируются воспитателем, учитывая местоположение дошкольного учреждения, особенности природного окружения и возраст детей. Можно разработать маршруты, проходящие по территории детского сада, через сад, цветник, уголок леса и за ее пределами. Объекты, с которыми знакомят детей, объединяются общей темой. Названия остановок на тропе могут быть разные, это зависит от творчества воспитателя. Например: «королевство прелестных роз», «берёзовое чудо», «одуванчиковая поляна», «могучий дуб», «волшебное озеро», «травка-муравка», «хозяйка-смородина», «сестрички-синички у кормушки» и т. д.

Направление движения и названия остановок можно разместить на стенде, используя условные обозначения. Тематика целевых прогулок может быть самой разнообразной: «Путешествие в страну подснежников», «О чем нам поет весна», «В гости к птичьей кормушке», «Карнавал осенних листьев», «Муравьи-труженики», «Цветы моего края», «Природа-наш родной дом» и т. д. Можно предложить основные методы работы на экологической тропе :

• наблюдение, содержание, продолжительность и результативность которого зависит от способности дошкольников воспринимать познавательную задачу;

• планировать последовательность действий;

• фиксировать их результаты в виде высказываний;

использовать усвоенные способы познания в новых условиях.

Необходимо научить детей «смотреть и видеть», «слушать и слышать», именно это поможет обеспечить постоянное поступление новой информации. Дополненные реалистичными, содержательными рассказами воспитателя, всё это будет возбуждать познавательные интересы в детях, способствовать развитию их любознательности. Рассказ воспитателя всегда должен быть эмоциональным, положительно влиять на чувства ребенка, оставлять яркий след в его памяти. Обязательным компонентом рассказа воспитателя должно являться художественное слово:

• загадки;

• стихи;

• пословицы;

• народные приметы;

• легенды.

Путешествие по экологической тропе должно включать различные виды деятельности. Использование интеллектуально-подвижных и духовно-эстетических экологических игр как «Посади растение», «Лечим землю», «Дегустация», «Догадайся что это?»,«Экологическая этика»,«Можно- нельзя», это даст возможность детям продемонстрировать свои знания, поделиться мнениями и взглядами, получить новую информацию, развить коммуникативные способности, вариативное мышление. Можно использовать игры-медитации, что обеспечит не только релаксацию, но и сформирует эмоционально - ценностное отношение к природе. Например, «Я - одуванчик» : «Я - одуванчик, я просыпаюсь вместе с солнышком, раскрываю свои цветы, а листочками радушно встречаю утро. Вот солнышко своим лучом коснулось моего листочка и покатило по нему капельку росы сверху - вниз. Я радуюсь солнышку, качаю пышной желтой головкой и хорошо знаю, что я его частица на земле».

Интересным видом работы и одним из условий успешного экологического воспитания, используемым в ходе путешествия по экологической тропе являются устные логические задачи. Это рассказы-загадки о природе. Содержание и дидактическая цель логической задачи определяется в соответствии с основной работой. Дети закрепляют имеющиеся знания, навыки умственной деятельности. Устные логические задачи поддерживают постоянную заинтересованность детей, развивают умение наблюдать, замечать изменения, которые произошли. С целью активизации умственной деятельности, возможно привлечение детей к самостоятельному составлению устных задач. В них дети пытаются передать характерные признаки знакомых им явлений, образов.

Использование проблемных ситуаций стимулирует любознательность детей, развивает самостоятельность мысли, направляет их на поиски ответа, на осознание связей и зависимостей временного, последовательного и причинно-следственного содержания. Вместе с тем проблемные ситуации учат детей обосновывать свои суждения, предполагать, подводят их к самостоятельным выводам.

Методика использования проблемных ситуаций предполагает наличие у детей навыков обобщения и сравнения. Из практики педагогической работы известно, что процесс сравнения возможен лишь при условиях, когда ребенок, вооруженный конкретными знаниями о природе, знает признаки и свойства ее объектов и явлений. Поэтому в проблемной ситуации каждый воспитатель должен :

• четко ставить перед детьми задачи;

• давать план поиска ответа;

• побуждать к самостоятельному поиску решения;

• создавать условия для самостоятельных выводов.

Одним из компонентов путешествия по экологической тропе может быть исследовательско-поисковая деятельность, которая поможет детям выяснять и осознавать причинно-следственные связи в природе. Например:

1. Цель: показать необходимость света для растений.

Ход опыта: найти на дворе плоский предмет, который длительное время лежит на траве. Поднять его и сравнить траву под ним и на открытом месте.

2. Цель: показать необходимость воды для роста и развития растений.

Ход опыта:

• осмотреть растения, растущие на увлажненной земле;

• обратить внимание на их внешний вид;

• сравнить с растениями, которые растут на участке без орошения;

• вызвать желание у детей помочь растениям и полить их.

Интересной и полезной деятельностью, которая обогатит знания детей о естественной среде, как целостном организме, в котором взаимодействуют воздух, вода, почва, растения, животные, люди, является трудовая деятельность. Она может быть организована в форме различных трудовых поручений или коллективной работы:

• уборка территории от мусора;

• полив растений;

• рыхление земли;

• посадка или пересадка растений и т. п.

Важным составляющим компонентом каждого путешествия в природу является припоминание правил поведения в ней. Поэтому воспитатель вместе с детьми составляет памятку, дополняя ее новыми правилами после, или во время каждого нового путешествия.

Итак, воспитание экологической культуры человека - сложный и долговременный процесс, который требует внимания к поиску наиболее эффективных средств, форм, методов экологического воспитания начиная с дошкольного возраста - периода заложения основ будущей личности. Использование экологической тропы обеспечит организацию системы управления, которая дает возможность комплексно решать задачи экологического воспитания в условиях современного дошкольного заведения. Эмоции и чувства ребенка, вызванные непосредственным общением с природой, оставят неизгладимый след в душе ребенка, помогут глубже понять то или иное явление.

Список литературы:

1. Авдеева, Н. Н. Жизнь вокруг нас: Учебно-методическое пособие [Текст]/Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. -Ярославль: Академия развития, 2002.-112с.

2. Бабаева, Т. И. Методические советы к программе «Детство» [Текст]/Отв. Ред. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова – СПб:Детство-пресс,2001.-С. 280-287

3. Гербова, В. Экологический паспорт дошкольного учреждения[Текст]/В. Гербова//Дошкольное воспитание,2000.-№2- С. 68-74

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ с использованием технологии «Экологическая тропа»
Опубликовано: 18 января 2021 в 08:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ с использованием технологии «Экологическая тропа»» (включая файлы) размещена пользователем Гурина Валенитина Витальевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД