Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников

Вероника Панова
Экологическое воспитание дошкольников

«Все мы пассажиры одного корабля

по имени Земля, и значит,

пересесть из него просто некуда»

Антуан де Сент – Экзюпери

«Человечество погибнет не от атомной бомбы или бесконечных воин, эпидемий. Оно похоронит себя под горами своих собственных отходов и мусора, - сказал Нильс Бор, лауреат нобелевской премии по физике.

Только от нас зависит, исполняться эти слова или нет. Ещё никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. С каждым днём всё больше загрязняется окружающая среда, исчезают различные виды уникальных животных и растений. Чтобы остановить варварское отношение к природе, нужно начинать воспитывать экологическую культуру с малых лет. Поэтому очень актуально сейчас экологическое воспитание дошкольников. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны. Научить детей любить природу и беречь её – главная задача воспитателя. Живого, эмоционального дошкольника природа привлекает своим разнообразием, красочностью, динамичностью. «Как охотно они обращаются к природе, с какой радостью изучают всё действительное, а не призрачное, как их занимает всякое живое явление», правильно характеризовал маленьких детей Н. А. Добролюбов. Внимание ребёнка привлекает разнообразный мир животных от огромного слона до маленькой божьей коровки; всевозможные растения – от крохотной травки до исполинского дуба. Детей интересует и неживая природа: мироздание – небо, солнце, звёзды, луна, метереологические явления снег, дождь, облака, тучи, гроза; сезонные явления в природе – ледоход, отлёт птиц, листопад и др. С большим интересом дети наблюдают сельскохозяйственный труд на огороде, труд по уходу за домашними животными. Участие в сборе ягод, грибов, рыбной ловле – любимые развлечения детей. Моя задача, как воспитателя – поддержать и углубить интерес ребёнка к природе. Нахожу интересное и увлекательное в обычных на первый взгляд явлениях и на этом воспитываю более устойчивый интерес детей. Растения, птицы, находящиеся в ближайшем окружении детского сада, свои же домашние животные, смена времён года и другие явления – богатый источник для этого. Например наблюдали с детьми, как скворцы нашли в дупле дерево временное гнездо, как вывели в нём скворчат, как скворец – самец заботился о своём потомстве, принося в клювике корм. Наблюдение было длительное и очень интересовало детей. Дети проявляли не только любопытство, но и заботились о том, чтобы никто не беспокоил семейство (например кошка, громкие крики детей и др). Из всего многообразия окружающей природы отбираю более ценное и доступное пониманию детей и на этих предметах и явлениях сосредотачиваю их внимание. Привлекаю детей к активной деятельности: Уходу за животными и растениями, наблюдению за их ростом и развитием. Тогда дети очень рано начинают понимать необходимость внимательного и заботливого отношения ко всему живому, так как на своём опыте убеждаются в печальных последствиях своей небрежности ( например: дежурные забыли полить рассаду на огороде, и несколько кустиков завяли). Воспитываю в детях бережное отношение к природе: не ломать ветки деревьев, кустарники, не мять траву, не разорять птичьи гнёзда, не мучить животных. Воспитывая интерес к природе, учитываю индивидуальные особенности детей, их склонности. Одного ребёнка привлекаю собственным примером заботы о растениях и животных, другого увлекательным рассказом из жизни природы, третьего – интересным заданием: покормить животных.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Четвёртого – игрой с природным материалом ( например: гусеницу из каштанов, медведя из шишек и ёжика) и. т. п. Таким образом использую разнообразные приёмы, нахожу возможность вызвать интерес к природе у каждого ребёнка. Я как педагог поддерживаю и развиваю стремление ребёнка узнать и понять явления природы. Не следует торопиться отвечать на все вопросы детей, надо пробудить их собственную мысль, сообразительность, добиваться самостоятельного ответа и лишь в трудных случаях прийти ребёнку на помощь. Например ребёнок задаё т вопрос: «Почему в лесу бывает темно?». Я даю возможность ребёнку подумать и ответить самому. Детям младшего возраста даются более общие представления о незнакомых объектах и явлениях: «это птичка, это дерево, жук, бабочка» и. т. д. К более точным понятиям подвожу детей постепенно. Например сообщаю им названия отдельным цветущих растений (ромашка, колокольчик, одуванчик и. т. д, деревьев (ель, берёза, насекомых) бабочка – капустница, майский жук и. т. п. Старшие дети узнают уже о росте и развитии растений, животных, о приносимой ими пользе, вреде и. т. д.

«Чтобы образовать обширный и сильный ум, должно много наблюдать и думать» - говорил К. Ушинский.

Знакомлю детей с ближайшим природным окружением своей станицы, с природными богатствами края, воспитываю тем самым любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Учим детей понимать необходимость экономного расходования чистой воды, чистой бумаги, электричества, бережно – хозяйственного отношения к своему дому, предметом, изготовленным из дерева (игрушки, мебель, книги).

Экологическую культуру нужно прививать в семье. Дети копируют поведение своих родителей. Нельзя научить ребёнка тому, что сами родители не соблюдают. Работая с родителями детей, я предлагаю им рассматривать и читать детям иллюстрированные энциклопедии, кинофильмы о животных и растениях, из которых дети будут узнавать о жизни животных и растений на суше и в воде, о красотах природы в разных частях земли. Такая работа не только обогащает знания детей о природе, но и воспитывает в них чувство прекрасного. Рекомендую родителям почаще читать своему ребёнку добрые рассказы о природе таких авторов, как В. Бианки, Б. Заходер, Н. Сладков, М. Пришвин, К. Ушинский. После чтения побеседовать с ребёнком о проблемах прочитанного. Советую родителям никогда не проходить равнодушно мимо попавших в беду животных и растений. Если дома есть животные, то нужно привлекать и поощрять участие ребёнка в уходе за ними. Семейные прогулки в парк, на луг, поле, помогают родителям и детям познакомиться, с представителями местной фауны и флоры. Во время таких прогулок родители учат ребёнка видеть красоту окружающего мира. Консультирую родителей о том, чтобы как закрепить у детей правила поведения на природе. Привлекаю родителей к участию в проведении праздников: «Здравствуй осень», «Масленица», «Волшебница зима».

Формирование интереса детей дошкольного возраста к природе является одной из самых важных проблем. Экологическое воспитание невозможно без воспитания интереса к природе. Основные методы воспитания интереса к природе в детском саду это познание живой и неживой природы через наблюдение, экскурсии, эксперименты.

Методом экологического воспитания являются игры природоведческого характера (дидактические, подвижные, творческие). Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, обогащают словарь, например: «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Когда это бывает». Настольно – печатные игры – «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», парные картинки и другие игры использую с небольшим количеством детей. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает?», «В воздухе, в воде, на земле», «Нужно – не нужно» используется для обобщения и закрепления знаний.

Игры–занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин», используются в младшей группе, а в старшей группе как часть занятия.

Использую загадки на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам). Игры «Султанчики», «Разноцветные ленточки», очень нравятся детям. Через эти игры дети учатся определять силу и направление ветра. На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для этих игр используется оборудование: ящик с песком, совочки, формочки, печатки. На прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Воспитывая у детей интерес к природе, я как воспитатель учитываю их индивидуальные особенности и склонности. Одного ребёнка привлекаю собственным примером заботы о растениях и животных, другого – увлекательным рассказом из жизни природы, третьего – интересным заданием: покормить животным, собрать букет красивых цветов, четвёртого - игрой с природным материалом и тп. Так, используя разнообразные приёмы, нахожу возможность проявить интерес к природе у каждого ребёнка. Поддерживаю и развиваю стремление ребёнка узнать и понять явления природы. Это обязывает меня внимательно наблюдать за детьми, присматриваться к тому, что их интересует в природе, прислушиваться к детским вопросам и в доступной форме удовлетворять их. Помогая ребёнку применять свои знания и умения, надо учить их мыслить самостоятельно и лишь в трудных случаях прийти ребёнку на помощь.

Нужно присматривать к деятельности ребёнка, к играм, выражающим его отношение к природе и уметь видеть и направлять его активный интерес к окружающему миру. Летом экологическое воспитание становиться увлекательным приключением. Экскурсии в парк, к морю, помогают детям ближе познакомиться с представителями местной фауны и флоры. Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и птицами на участке. На участке сада вывешиваем кормушки. Каждый день дети проверяют их и досыпают зёрна для птиц. Так простыми способами я учу детей любить природу.

Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать животных.

Ознакомление детей с природой происходит с регулярной практической деятельностью детей, их трудом. Например дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Наблюдение природы отмечаем в календаре природы. В процессе заполнения календаря, учу детей находить клеточки, обозначать значками и рисунками явления природы, которые дети наблюдали. В уголке природы есть разнообразные комнатные растения. Дети с удовольствием помогают ухаживать за растениями: какое растение нужно полить, взрыхлить землю, протереть листья.

Дошкольники очень любознательны, любят экспериментирование. Организую опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и др.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. Опыты проводятся в старших группах, в средней группе использую отдельные поисковые действия. Экспериментируя, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям и умозаключениям.

Работа по экологическому воспитанию приносит положительные результаты. В своих рисунках, рассказах дети проявляют интерес и заботу к живой природе.

Видя результаты своего труда, дети очень гордиться своими успехами

В детском саду экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Цель экологического воспитания дошкольников – это экологическое образование, то есть формирование ответственности за чистоту родного края, нетерпимости к проявлению невежества по отношению к природе.

Элементарные знания о природе, о явлениях живой и неживой природы дети получают на занятиях. Занятия планируются подчинённо сезонному принципу. В каждом сезоне дети накапливают опыт повседневной деятельности (видят явления природы, отмечают их в календаре природы, одеваются по погоде на прогулку, играют). Важно создать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. В нашей группе создана развивающая среда экологической направленности, где дети самостоятельно познают окружающий мир, наблюдают за объектами живой и не живой природы. В своей работе использую различные формы и методы. Это циклы наблюдений за растениями в уголке природе и на участке, целевые прогулки, экскурсии в разное время года, игры. Например такие игры: «Вершки и корешки», закрепляю знания о строении и употреблении в пищу овощей, «Цветы», закрепляю знания о садовых растениях, игра «Лесник», закрепляю знания детей о поведении в лесу.

Игра «Что растёт в родном краю», закрепляю знания о растениях родного края и др. игры. Игры интересны детям, кроме того они заставляют детей думать, сопоставлять, сравнивать.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Систематичность и последовательность тематических бесед, наблюдений позволяет развивать у детей способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. У детей формируется желания созидать, а не разрушать.

«Для рыбы нужна чистая вода, будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птицы – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!».

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 12 апреля 2023 в 09:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Панова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД