МААМ-картинки

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Елена Новикова
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, и начинать его нужно с прихода детей в младшую группу.

Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Под экологическим воспитанием нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности : доброты, отношение к природе и к людям, которые живут рядом Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и всё что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Из – за отсутствия знаний они за частую не могут выбрать правильную линию поведения. Воспитательную работу для детей необходимо сделать незаметной и привлекательной. Задачи воспитания осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения и поведения друг с другом и с природой.

Воспитывая детей, мы педагоги берем на себя ответственность перед будущим человечества. Закладываем у своих малышей отношения к природе частью, которой мы все являемся и к миру, в котором мы живём.

Экологическое воспитание – это формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Перед воспитателями стоят такие задачи :

- Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.

- Формировать представление о том, что человек - часть природы, он должен беречь, охранять и защищать её.

- Знакомство с опасностями в природе и способами их преодоления.

- Расширение представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

- Воспитание гуманного, бережного отношения к природе, стремления сохранить и оберегать природный мир.

Экологическое воспитание — это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

Взрослый является носителем экологической культуры.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы, совмещая с игрой и творчеством. Взрослый является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости. Учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании.

Ребёнок полноценный участник образовательных отношений.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накопление конкретных, чувственных представлений об объектах и явлениях природы, окружающих малышей входящий в их круг жизни деятельности.

Дети трёх - четырёх лет должны научиться различать и правильно называть объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познакомиться с их главными сенсорными свойствами (форма, цвет, величина, характер поверхности и. т. п.); получить первоначальные представления о возможном взаимодействии с ними.

Организованная деятельность.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить. Что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам.

Экскурсия.

Прогулки и экскурсии имеют большое воспитательно - образовательное значение, они непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всех их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях и животных в среде их обитания, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.

Труд в природе

В совместной деятельности взрослого и детей по формированию экологической культуры широко используется труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение в системе экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе.

Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников.

В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменения среды закономерно влечёт за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируется устойчивый интерес к труду, трудолюбие.

В процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строение, потребностях.

Наблюдения.

Организуя наблюдения с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Растения статичны и, на неопытный взгляд детей, безжизненный. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении. Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение, на которое хочется смотреть и наблюдать, не отрывая взгляда.

Надо учить детей с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Наблюдая за растениями, дети учатся распознавать совершенно иную, чем человеческая, форма жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений.

Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота: спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок учится понимать их состояние, а потом будет им "сочувствовать" и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Экспериментальный центр.

Познавательно - Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, которых их окружает.

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В возрасте "почемучек" дети задумываются о таких физических явлений, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Игры.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры с природным материалом. Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. При этом закрепляют знания детей об окружающей их природной среде, познавательные интересы, и наряду с этим воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Экологический центр.

В решение задач по экологическому воспитанию поможет уголок природы в группе, где содержатся комнатные растения. Ежедневно дети наблюдают, ухаживают за растениями и получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут растения, какие условия им нужно создавать. Живой уголок природы оказывает воспитательное значение на детей. Они становятся любознательными, добрыми, чуткими по отношению к окружающим.

Экологическое воспитание младшего дошкольного возраста построена на персонажей известных русских народных сказок, которые знакомы детям и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают "сказочно - игрушечные" представления о природе. Как раз наоборот: задача сказочных героев - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а где правды, и правильно отражать это в речи - не злоупотреблять уменьшительно - ласкательными формами, когда речь идет о природе.

Сотрудничество с семьёй

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из родителей сами стремятся к сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического воспитания. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирования у ребенка основ экологического мировоззрения. Семья занимает важное место в экологическом воспитании детей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. За частую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание должно проходить в тесном взаимодействии родителей и ребёнка. Именно поэтому прежде, чем начать экологическую работу с детьми, необходимо проинформировать родителей:

- провести родительское собрание "Экология в семье"

- оформление папки - передвижки по теме " Экологическое воспитание детей младшего возраста"

- предложить родителям сходить на экскурсию в парк (лес, собрать природный материал вместе с детьми.

- организовать выставку работ "Что нам осень подарила?" (из природного материала).

- предложить родителям почитать художественную литературу экологического содержания.

Так, при содействии и сотрудничестве детей и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе.

Отношение проявлять в интересе детей к окружающему миру, желание наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической воспитанности - это результат образовательной деятельности, присущим дошкольникам.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2021 в 09:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД