МААМ-картинки

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников.

Оксана Фомина
Моделирование как средство развития связной речи дошкольников.

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников.

Овладение родным языком, развитие речи – это не только самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве, но и сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Публикация «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников,» размещена в разделах

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития. «Ребёнок учится мыслить, учится говорить, но он также совершенствует речь, учась мыслить». Развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Широкую известность приобрели работы А. Л. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения детей связной речи они использовали схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала у ребенка создаётся картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы заметили, что необходимо искать более эффективные методы обучения связному рассказыванию, пересказу близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приёмы, помогающие ребёнку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

Прежде чем начать работу, мы поставили перед собой рад задач:

• Учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;

Развивать мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, память, при использовании схем, заместителей;

• Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместителей для обозначения персонажа;

• Уметь использовать схемы при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов;

В старшей логопедической группе мы учим детей овладевать следующими умениями:

• Последовательно пересказывать литературные произведения без помощи взрослого;

• Выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей;

• При рассказывании по серии сюжетных картин, по игрушкам - указывать время и место действия, развивать сюжет, указывать последовательность происходящего, придумывать последующие и предыдущие события.

Прежде чем начать эту работу, мы провели диагностику детей по следующим критериям:

• Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения;

• Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе;

• Умение составлять рассказы из личного опыта;

• Участие в играх, инсценировках литературных произведений.

К высокому уровню отнесли 20% от всех детей. У них рассказ и описание происходили последовательно, они старались развить сюжет, используя прямую речь, однако, пропускали какую-нибудь часть рассказа (начало или конец).

К среднему и низкому уровню можно было отнести всех остальных детей. В их рассказах или описании не было логической последовательности, не развивался сюжет, они пропускали какую-нибудь часть рассказа.

В результате проведённых исследований выяснилось, что у детей вызывает особое затруднение соблюдение структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний.

Нас заинтересовала статья А. Л. Венгера «О чём рассказывает сказка». В ней выдвигается идея о том, что читаемый ребёнку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий.

Это и есть моделирование.

При работе по данному вопросу очень полезны следующие дидактические игры:

«Что за предметы?»

«Скажи какой?»

«Кто больше узнает и назовёт?»

«Узнай по описанию»

«Узнай, у кого?»

Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качество, действия, побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать своё мнение, обогащают словарный запас и представления детей о том или ином предмете.

Есть ряд игр, которые оказывают своё влияние на формирование последовательности действий персонажей путё м раскладывания соответствующих картинок:

«Кто знает, тот дальше продолжает»

«Где что можно делать?»

«Скажи, что сначала, а что потом?»

«Что было бы, если…»

(Привести пример о том, как однажды девочка сидела дома одна. В дверь кто-то постучал. Девочка не посмотрела в глазок и быстро открыла дверь)

Есть ряд игр на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец:

«Свари компот» (С чего начнём и чем закончим);

«Будем дежурить» (С чего начнём и чем закончим);

«Одеваемся гулять» (С чего начнём и чем закончим);

Следующий важный раздел, которым мы занимаемся – это игры – драматизации, которые чаще всего мы проводим в вечерние часы. К одежде детей прикрепляем бейджики с изображением того или иного героя. Берём для драматизации, в основном, русские народные сказки. Для удобства запоминания сказку расписываем по ролям, то есть переделываем в пьесу, убирая весь лишний текст. В основном, остаются лишь диалоги и речь автора. Не прилагаем специальных усилий для того, что бы дети запоминали. Всем героям шёпотом подсказываю, то есть суфлирую. С большим желанием дети показывают сказки: «Звери в яме», «Журавль и цапля». В первой сказке много героев: курочка, петушок, заяц, волк, медведь, лиса, синичка. И иногда бывает так, что смотреть некому, все дети превращаются в артистов. Сидит один ребёнок в зале и обиженно смотрит на тех, кто выступает.

С помощью моделирования дети нашей группы уже приобрели некоторые навыки в пересказе литературных произведений, соблюдении логической последовательности, составлении описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, учатся подбирать слова, характеризующие предметы и явления, сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.

Автор публикации:
Моделирование как средство развития связной речи дошкольников.
Опубликовано: 5 июня 2016 в 19:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Фомина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД