Лучший педагог года

Проект «Сорняки мы победим» в рамках экологической игры «GREEN-TEAM»

Елена Мешкова
Проект «Сорняки мы победим» в рамках экологической игры «GREEN-TEAM»

Участие в экологической игре «GREEN-TEAM»

Команда: «Выручайки»

Направление:«Экология растений»

Тема:«Сорняки мы победим

Введение

Свердловская область является в первую очередь аграрным регионом, экономика которого связана с выращиванием различных зерновых культур, картофеля, сахарной свёклы, капусты, огурцов и ряда других овощей.

Публикация «Проект „Сорняки мы победим“ в рамках экологической игры „GREEN-TEAM“» размещена в разделах

Агропромышленная тематика активно включается в образовательную деятельность воспитанников нашего детского сада. Вот уже несколько лет ребята на приусадебном участке детского сада занимаются выращиванием различных овощей, ягод и пряных трав. Современные ученые установили, что повседневная пища человека должна обязательно содержать не менее 60—75% растительных компонентов. Растения нельзя заменить никакими другими продуктами питания: они снабжают наши организмы витаминами, минеральными веществами, органическими кислотами и микроэлементами. Покупать их на рынке или в магазинах дорого, да и опасно. Ведь эти продукты питания могут быть с нитратами.

Работая на огороде и наблюдая за ростом культурных растений, ребята заметили, что их злейшими врагами являются сорняки. Как бы мы не старались их пропалывать, они снова появлялись на грядках через несколько дней. Сорняки наносят огромный ущерб: снижают урожай и качество выращенных плодов. Уменьшение урожая объясняется ухудшением жизни культурных растений. Сорняки, благодаря мощной корневой системе, поглощают большое количество воды и питательные вещества, необходимые для роста и развития культурных растений, затеняют посевы. Сорняки растут постоянно, работа на участке требует всё больших физических затрат и времени. Поэтому, проблема борьбы с сорняками стала для нас актуальной. Мы - воспитатели увидели, что наши ребята заинтересовались вопросами:

- Почему нужно бороться с сорняками?

- Какие методы борьбы с сорняками существуют?

- Чем могут быть опасны химические препараты-гербициды?

- Какие сорные растение есть в вашем населенном пункте?

- Можно ли как-то использовать вырванные сорняки?

Для поиска ответов на эти вопросы мы решили реализовать групповой проект «Сорняки мы победим

Тип проекта : информационно – исследовательский, творческий

Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы.

Проблема: как эффективно бороться с сорняками без ущерба для природы и здоровья человека?

Гипотеза: если использовать различные методы борьбы с сорняками, можно избавиться от них и повысить урожайность культурных растений.

Цель проекта : формирование у детей представления об экологически безопасных способах борьбы с сорными растениями.

Задачи проекта :

- Систематизировать знания детей о сорных растениях нашей местности.

- Формировать знания о методах и способах борьбы с сорняками.

- Найти возможности использования полезных свойств сорных растений.

- Развивать познавательную активность детей в процессе поиска информации и экспериментально-исследовательской деятельности по теме проекта

- Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, любознательность, любовь к родному краю.

Практическая значимость темы: экологически безопасная система борьбы с сорняками является основой получения безопасной овощной продукции.

Ожидаемые результаты:

- Осознание детьми и взрослыми экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

- Знание различных способов борьбы с сорными растениями.

- Умение извлекать пользу из сорняков.

- Показ театрализованной постановки «Выручайки идут на помощь»

Основная часть

Для того чтобы решить проблему борьбы с сорняками, мы выделили следующие этапы работы:

1 этап проекта – Подготовительный «Тему хорошо изучим – план работы мы получим»

Цель: изучение вопроса, что такое сорняки и почему нужно бороться с ними, составление плана работы по решению этой проблемы.

Для поиска ответов на эти вопросы мы использовали следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме;

- анкетирование родителей;

- наблюдение;

- беседы с целью выявления личного опыта детей.

Проделав работу на данном этапе, «Выручайки» узнали, что первоначально все растения были дикорастущими. С течением времени человек отбирал в природе наиболее полезные для себя растения и возделывал их, чтобы получить тот или иной продукт. Но всегда в возделывании культурных растений человеку мешали сорняки. Сорняки - это все нежелательные растения, которые произрастают в посевах сельскохозяйственных культур. Они более приспособлены к условиям произрастания, быстро развиваются, затеняя культурные посадки, потребляют большое количество влаги и выбирают элементы питания из почвы. Почва быстрее иссушается и истощается.

При затенении посевов сорняками снижается температура почвы, это отрицательно сказывается на жизнедеятельности культурных растений.

Особую опасность несут сорняки с длинной корневой системой (пырей, осот, одуванчик, крапива.). Корневища, при прополке, ломаются на мелкие части, давая начало множеству новых растений.

Сорные травы быстро дают семена, они легко осыпаются и распространяются на большие территории. У многих сорняков семена сохраняют всхожесть не только годы, но и десятилетия.

Часто сорные растения являются распространителями болезней и вредителей, часто приводят к массовому поражению культурных растений. Такие сорняки, как пастушья сумка, горчица полевая, редька дикая и другие служат распространителями грибковых заболеваний культурных растений. Ромашка непахучая, одуванчик обыкновенный, лебеда и др. являются источником заражения картофеля стеблевой нематодой. В конечном итоге сорные растения побеждают культурные посевы в конкуренции за место под солнцем.

Вывод на данном этапе: ребята сделали вывод, что культурным растениям нужно помогать, а с сорняками на огородах и полях необходимо бороться.

2 этап проекта - Основной «Нам решение принимать, как нам урожай спасать».

На данном этапе работы по проекту мы попытались найти ответы на следующие вопросы:

- Какие методы борьбы с сорняками существуют?

- Чем могут быть опасны гербициды?

- Какие сорные растение есть в вашем населенном пункте?

- Можно ли как-то использовать вырванные сорняки?

Методы использованные при решении кейс-задания:

- беседы;

- наблюдение;

- поисковая деятельность (поиск информации из разных источников);

- экспериментирование;

- занятия;

- трудовой метод;

- тематическая прогулка;

- игровые методы (игровые ситуации, дидактические игры, драматизация, настольно-печатные игры, интерактивная игра);

- знакомство с литературой.

Применена ИКТ и технология легоконструирования.

1.1. Методы борьбы с сорняками. Чем опасны гербициды.

Физическое, социально-коммуникативное и познавательное развитие

Реализация данного проекта стала продолжением трудовой деятельности и наблюдений на огороде детского сада, проводимых с детьми в летний период.

1. Основной способ избавления от сорняков – ручная прополка. Процесс трудоёмкий и не всегда приносит ощутимый результат. Сорняки быстро прорастают снова. А вот прополка с помощью ручного садово-огородного инвентаря: мотыги, полольника, корнеудалителя, рыхлителя, штыковой лопаты оказалась менее трудоёмкой и более эффективной.

2. Сорняки можно скашивать с помощь триммера или газонокосилки – быстро и удобно. Траву нужно скашивать каждые 10-15 дней, чтобы не успела дать семена. Но этот способ подходит лишь для ровных мест, и там где нет близкорасположенных клумб и грядок.

3. Способ избавления от сорняков — мульчирование, то есть накрывание земли. Солнце не попадает на грядки, сорняки не могут взойти и погибают без света. В качестве мульчи можно использовать любой плотный непрозрачный материал: доски, картон, агроволокно. Таким способом избавиться от сорняков получится примерно за два сезона. В качестве мульчи можно использоватьопилки, древесную кору, скошенную траву. Покрывать землю нужно толстым слоем, чтобы свет не проникал сквозь частицы мульчи. Такой способ мы применяем в теплице нашего приусадебного участка и на дорожках между грядками.

4. Ещё один экологически безопасный способ - посев сидератов. Чтобы сорняки не начали размножаться на участке, можно засеять его сидератами: рапсом, нутом, горчицей. Сидераты выделяют в почву специальные вещества, которые не дадут прорасти вредным растениям. Также сидераты являются отличным удобрением и выделяют в почву эфирные масла, убивающие вредителей и возбудителей болезней растений (паршу, черную ножку, корневые гнили). Для этого посеянные сидераты нужно скосить, измельчить, полученную массу разбросать по участку, перекопать землю и обильно полить водой. Стебли и корни растений перегниют, и получится естественное удобрение для урожая следующего года.

5. Улучшить качество почвы - это тоже способ борьбы с сорняками. Если на участке растет осока, хвощ полевой или лютик ползучий, значит, земля слишком увлажненная. Не поливать почву какое-то время и дать ей просохнуть, тогда сорняки погибнут. Когда участок зарастает лебедой, нужно внести органические удобрения (навоз, компост, торф). Если на участке активно растет хвощ, полевая ромашка и коровяк, значит почва очень кислая. Это мешает росту культурных растений, и нужно внести в почву вещества, содержащие кальций.

6. Существуют народные методы борьбы с сорняками :

Обильно поливать кипятком сорняки. Этот метод эффективен в борьбе с однолетними сорняками, потому что кипяток уничтожает стебли и листья, а корни слишком слабы, чтобы восстановить растение. У многолетних сорняков после полива необходимо выкопать корень. Кроме того, кипяток убивает любые растения и полезные организмы в почве, поэтому нужно быть осторожным, поливая сорняки рядом с цветочными грядками. Кипятком можно убрать сорняки в трещинах пешеходных дорожек.

Можно посыпать почву вокруг растений мелкой солью. Впитываясь в верхнюю часть плодородного слоя, соль уничтожает уже взошедшие сорняки и создаёт неблагоприятные условия для развития новых всходов.

Раствор обычного столового уксуса можно использовать для уничтожения всходов сорных трав. Главное, чтобы сорняки ещё не начали давать семена.

7. На помощь сельскому хозяйству приходит робототехника. Самый современный метод, придуманный учёными – полевой робот, который уничтожает сорняки лазером. Он оснащён технологией искусственного интеллекта и машинным зрением, что позволяет ему отличать сорняки от культурных растений. Он может работать в любое время суток, не требуя присутствия человека.

8. Химический метод - гербициды – вещества, используемые для уничтожения нежелательной растительности. Их особенность - высокая эффективность. Ученые долгое время были уверены, что гербициды полностью безопасны для людей. Но сейчас доказано, что они являются ядовитыми. Эти вещества накапливаются в овощах, фруктах и вызывают серьёзные заболевания у людей. Гербициды являются причиной гибели пчёл. Пчёлы основные опылители культурных растений в сельском хозяйстве. Не будет пчёл - не будет урожая. Гербициды загрязняют почву, водоёмы. От этого страдают птицы, животные, рыбы. Они могут погибнуть.

Были проведены эксперименты:

1. Эксперимент с посевами.

Посеяли семена огурцов и томатов в разные ёмкости. Наблюдали, какие растения развиваются быстрее с сорняками или без.

Вывод: Сорняки растут быстрее, затеняют и заглушают рост посевов, поглощают много воды, приходится чаще поливать почву. Непрополотые всходы растут гораздо медленнее, чем те, которые пропололи.

2. Эксперимент «Из чего состоит почва?».

Рассмотрели почву под лупой и микроскопом «Электронный глаз».

Вывод: Почва состоит из песка, частиц глины, камешков, остатков перегнивших растений. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

3. Эксперимент «Есть ли в почве перегной?». Опустили немного почвы в стакан с водой, перемешали и дали отстояться. На дне остался слой песка, глины, а сверху слой тёмного цвета, это – перегной.

Вывод: почва на нашем участке содержит перегной. Перегноя в почве меньше, чем других элементов.

4. В домашних условиях детьми и родителями был проведен эксперимент «Кислотность почвы».

Смешали горсть земли с уксусом. Если земля сильно пузырится, то почва насыщена щелочью и ничего делать не нужно. Появилось несколько пузырьков или никакой реакции не произошло, значит, почва кислая и нужно вводить вещества, содержащие кальций.

Вывод: почва на данном участке не закислена. Ничего добавлять в неё не нужно

Художественно-эстетическое развитие

- Конструирование полевого робота.

Ребята собрали из конструктора LEGO «Первые механизмы» и конструктора «Миниэлектроника» полевого робота. Он передвигается между рядами посевов, выжигая сорняки «лазером». Работает на солнечных батареях. В пасмурную погоду может работать от аккумулятора.

Речевое развитие

- Дидактические игры «Узнай по описанию», «Приготовим фиточай», «Полевые цветы», «Найди и расскажи, что лечит», «Составь рецепт», игры на развитие речевого дыхания.

2.2 Сорные растение в нашем населенном пункте.

Как использовать вырванные сорняки?

Большинство из нас воспринимает сорные растения, как неизбежное зло, с которым необходимо бороться весь сезон. Между тем, сорняки могут быть полезны.

Мы решили узнать, какие сорные растения преобладают в нашей местности, какими полезными свойствамиони обладают и как их можно использовать.

Познавательное и социально-коммуникативное развитие

Из анкет родителей и бесед с детьми, наблюдений во время работы на огороде детского сада, мы выяснили, что основными сорняками на приусадебных участках являются: пырей, лопух, осот, крапива, лебеда, одуванчик, пастушья сумка, молочай, вьюнок полевой, подорожник, мать-и-мачеха, звездчатка (мокрица, донник, полынь, чистотел.

Для изучения этой проблемы проделали следующую работу:

- узнали у родителей, как они используют вырванные сорняки;

- нашли ответы на вопросы в интернет - ресурсах;

- посетили детскую библиотеку, ознакомились с литературой по данной теме

1. Мы узнали, что вырванные растения можно не выбрасывать, а складывать в компостную кучу и ждать, пока бактерии переработают их в компост - прекрасное органическое удобрение для всех культурных растений. Компост можно не только вносить в почву перед посадкой, но и мульчировать им, и достаётся он бесплатно.

2. Можно настоять сорняки в воде, сделав так называемое зеленое удобрение. Для этого нужно взять емкость, на треть заполнить ее сорняками, положить 2-3 ложки сахара, залить водой, немного не доходя до края. Плотно закрывать крышкой емкость не стоит, настой нужен доступ кислорода. Спустя несколько дней на солнце или в теплице настой готов к использованию. В перебродившей и не слишком приятно пахнущей жижице будет много азота и полезных для растений элементов, это отличная подкормка. Преимуществом жидких удобрений из сорняков является то, что они быстро усваиваются растениями, способствует их росту и созреванию плодов. Для приготовления настоев нельзя использовать сорные травы, на которых образовались семена.

3. Многие сорняки могут помочь в борьбе с болезнями культурных растений и вредными насекомыми на наших участках, т. к. обладают мощными бактерицидными инсектицидными свойствами. Например, высушенные и измельченные в порошок побеги чистотела можно использовать для опудривания кустарников, а настоем можно опрыскивать смородину и крыжовник. Для борьбы с тлёй обрабатывают растения настоем из корней и листьев одуванчика.

4. Вырванные сорняки могут быть кормом для животных и птиц. Домашние животные обожают есть пырей, в нём много витаминов. Трава спорыш и крапива благотворно влияет на рост цыплят. Куры начинают больше нести яиц, улучшается их вкус. Мокрица и одуванчик повышают их иммунитет, укрепляют кости. Но не все сорняки можно давать животным, есть среди них и ядовитые.

5. Многие сорняки являются лекарственными растениями. Их можно использовать вместо лекарств, и как косметические средства для подержания красоты. Ребята «Выручайки» посетили с родителями аптеки. Узнали, какие из наших сорных трав являются лечебными и что ими лечат.

Крапива обладает кровоостанавливающим свойством. Если поцарапаешься или поранишься, то нужно приложить свежую толченую крапиву к ранке, она обеззаразит ее и остановит кровь. Отваром крапивы моют голову при перхоти и выпадении волос.

Отвар из корней одуванчика применяется при заболеваниях печени, гастритах, сухом кашле, кожных заболеваниях. Настой одуванчика может улучшить пищеварение и возбуждает аппетит, является жаропонижающим средством. Народные целители считают, что свежие листья одуванчика, положенные на лицо, способствуют омоложению кожи и отбеливанию веснушек.

Траву мокрицу в свежем виде измельчают и прикладывают к больным суставам. Настоем травы можно промывать воспаленные глаза. Её отвар снижает кровяное давление.

Отвар из лебеды используют при сухом кашле и бронхитах, для полоскания полости рта, а также как успокоительное средство.

Листья и корни лопуха лечат болезни суставов, аллергию, отравления. Репейное масло используется, как средство от выпадения волос.

Листья свежего подорожника прикладывают к ранам и нарывам, он быстро останавливает кровотечение и обладает дезинфицирующими свойствами.

Настои и отвары, приготовленные из корней и листьев пырея, применяют при желудочных болях, лечения кожных болезней.

Ромашка - мощный природный антисептик,используют при лечении гнойных ран, фурункулов. Настоем из ромашки полощут горло при ангине, пьют его как успокоительное средство при бессоннице. Если волосы после мытья ополаскивать отваром ромашки, они будут здоровыми и блестящими.

Следующим летом «Выручайки» решили создать на нашем участке свой аптекарский огород. Пересадить туда полезные сорняки, чтобы они не мешали расти культурным растениям. Защитить их от вытаптывания и рассказать другим ребятам, почему мы защищаем эти растения.

6. В сорняках много витаминов и минералов, поэтому в старину часто употребляли их в пищу, это можно делать и сейчас. Так, в салаты кладут молодые листья одуванчика, пырея, мокрицы, лебеды, подорожника. Из крапивы варят щи. У лопуха съедобные корни и стебли. Их можно варить, мариновать и тушить. Лопух отлично сочетается с блюдами из картофеля. Из цветков клевера делают варенье, а из цветов одуванчика – мёд.

7. В интернете мы нашли ещё один необычный способ использования сорняков. Можно сделать травяную бумагу своими руками. Для эксперимента мы выбрали самый простой способ.

Эксперимент «Как сделать бумагу из травы»

Взяли ненужную бумагу, разорвали на мелкие кусочки и замочили в ёмкость с водой. Оставили её размокать на сутки, помешивая, пока бумага не превратилась в бумажную кашицу. Ножницами нарезали траву пырей и мокрицу. Смешали с кашицей и дали настояться. Выловили тонким слоем на ткань натянутую на рамку и просушили на батарее.

Вывод: травяная бумага получилась не такая, как производят на бумажной фабрике, но она необычной текстуры, на ней можно рисовать и делать из неё красивые поделки.

Для изучения этой темы ребята старшей группы посмотрели познавательный фильм про лечебные свойства некоторых сорняков.

Читали энциклопедии и рассматривали иллюстрации лекарственных растений

Поиграли в интерактивную игру «Найди лекарственные растения»

В летний период провели тематическую прогулку «Поиск лекарственных растений». Собрали лекарственные растения и оформили гербарий.

Для детей были подобраны настольные дидактические игры : «Во саду ли в огороде», «Чудесный мешочек», «Что растет на огороде», «Из чего, что приготовили», «Как растут растения», «Лото. Родная природа», «Теневое лото. Лекарственные растения».

Речевое развитие

Ребята ознакомились с художественной литературой: Т. Крюкова «Лесная аптека», П. Ковач «Волшебная книга полезных трав», В. Жюдит «Травник маленькой волшебницы», О. В. Колпакова «Детский травник», П. А. Синявский «Зеленая аптека», А. А. Плешаков «Спасибо, подорожнику»; В. Н. Андреева «Трава – путешественница», «Энциклопедия лекарственных растений», Б. Линде «Мой первый огород», П. Пейен, Н. Д. Иглесиас «Сорные травы», Г. А. Кизима «От любого сорняка больше пользы, чем вреда» и др.

Читали стихи о лекарственных растениях и отгадывали загадки. Сделали в группе выставку книг «Зелёная аптека». Играли в дидактическую игру на координацию речи и движения «Садовник», «Как на нашем огороде», «Сорняки мы победим, овощи все сохраним».

Художественно-эстетическое развитие

На занятиях ребята слепили овощную грядку и помогли фермеру, прополоть её. Нарисовали рисунки, сделали аппликации «Самый полезный сорняк», слепили овощи из соленого теста для игры в магазин.

Физическое развитие

В группе организованы и проведены: пальчиковые гимнастики «А у нас в огороде», «Овощи у Зины». Играли в подвижные игры : «Во саду ли, в огороде», «Вершки и корешки», «Урожай», «Сеял дедушка горох» и др.

Работа с родителями

В ходе работы была проведена тематическая беседа с родителями «В природе

не бывает лишних растений». Цель: расширение знаний родителей о сорных растениях, их вреде и пользе, правилах рационального природопользования.

Родительский информационный центр пополнился рекомендациями по теме исследования.

Родители детей сшили ароматические подушечки с лекарственными травами для ароматерапии в детском саду.

Была организована выставка детско-родительского творчества «У нас на огороде», «Поделки из овощей», фотовыставка «Наш урожай»

Выводы на данном этапе: ребята сделали вывод, что

- Своевременная уборка сорняков – залог высокого урожая.

- Можно использовать разные методы борьбы с сорняками.

- Необходимо помнить о мерах охраны окружающей среды, использовать гербициды с осторожностью и чётко по инструкции.

- Вырванные сорняки можно не выбрасывать, а употребить с пользой. Они помогут защищать наши сады и огороды от насекомых- вредителей и болезней.

- Сорняки можно превратить в прекрасное экологичное удобрение.

- Сорняки могут кормить и лечить людей.

- Сорняки могут быть частью материалов для поделок и дизайнерских изделий

3 этап проекта – Заключительный «Знаем, можем, применяем – природу мы оберегаем»

Цель: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

Итоговым мероприятием проекта стала театрализованная постановка «Выручайки идут на помощь», отражающая суть решения кейс - задания.

Результаты работы по проекту :

В ходе работы над проектом ребята получили навык находить информацию по проблеме из разных источников, перерабатывать её. Проявляют интерес к экспериментально-исследовательской деятельности, учатся делать выводы, обобщать результаты, планировать свою деятельность. Любознательны, задают вопросы. Стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений родного края. Пополнился словарный запас детей. Уточнили и расширили знания о методах борьбы с сорняками. Могут рассказать о пользе сорняков, с желанием участвуют в трудовой деятельности, знают, как извлекать пользу из этих растений. Научились применять некоторые полученные знания на практике, отражают их в творческой деятельности, реализуют креативные идеи в решении проблемы. Во время работы над проектом, происходило активное взаимодействие с родителями.

Заключение

Экологическое воспитание детей имеет огромное значение в современном мире. Дети учатся быть ответственными, понимать взаимосвязь всего живого на планете. Игры по экологическому воспитанию предотвращают агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе и направляют активность детей в положительное русло. Дети — будущее нашей планеты, и именно они должны быть обучены тому, как сохранить нашу планету для будущих поколений.

В результате выполнения творческой работы ребята команды «Выручайки» ответили на вопросы, решили проблемы кейс - задания. Собрали и обобщили богатый материал по экологической проблеме борьбы с сорными растениями. Убедились, что с сорняками, которые в больших количествах растут на полях и грядках в наших огородах, нужно бороться, чтобы получать хороший урожай. Существует много способов избавиться от сорняков. Нужно это делать без ущерба для природы. Самые лёгкий и быстрый способ – гербициды является небезопасным для окружающей среды, флоры, фауны и здоровья человека, поэтому использовать его нужно с осторожностью. На помощь сельскому хозяйству приходят роботы, но пока использовать их целесообразно только в крупных хозяйствах. Сорняки окончательно победить невозможно, но можно их приручить и извлекать из них пользу.

Автор публикации:
Проект «Сорняки мы победим» в рамках экологической игры «GREEN-TEAM»
Опубликовано: 5 мая 2024 в 20:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД