Папки-передвижки

Теоретические основы планирования педагогического процесса в ДОО

надежда сошилова
Теоретические основы планирования педагогического процесса в ДОО

Теоретические основы планирования

педагогического процесса в ДОО

Сошилова Надежда Николаевна

Содержание

1. Введение--- 3

2. Годовое планирование--- 4

3. Перспективное планирование--- --- 5

4. Календарное планирование--- 7

5. Календарно-перспективное планирование--- 9

6. Ежедневное планирование---10

7. Вывод---12

8. Список источников--- 13

Введение

Публикация «Теоретические основы планирования педагогического процесса в ДОО» размещена в разделах

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

Планирование -определяет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить.

Основная функция планирования — обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.

Результатом методической работы в дошкольной образовательной организации должно явиться становление высокоорганизованной, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог владеет умением осуществлять проблемный анализ и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Годовое планирование

Годовой план - это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада.

Основные задачи деятельности ДОО должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации основной образовательной программы и годового плана в текущем учебном году. В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Проблемные участки и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:•

- в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;•

- в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;•

- в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;•

- в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

При годовом планировании в дошкольной образовательной организации необходимо ориентироваться на принципы ФГОС ДО:•

- поддержки разнообразия детства;•

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапав общем развитии человека;

- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения детского развития;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка всоответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Форма написания годового плана может быть самой различной:

календарной (разбитой по месяцам,

цикличной (содержать определенную цикличность форм работы,

текстовой (иметь текстовое описание содержания,

табличной (иметь табличную форму написания,

Перспективное планирование

Смысл перспективного планирования в образовательном учреждении состоит в том, чтобы придать процессу образования и воспитания детей организованный характер, сделать работу педагога более упорядоченной, осмысленной и результативной.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц.

Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, пол года или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Чтобы перспективный план на год стал пригодным для работы, его делят на более мелкие временные блоки: полгода, квартал, месяц. Временной шаг определяет для себя каждая образовательная организация, но чаще всего используется планирование по кварталам.

В перспективном плане планируются :

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

а) игровая деятельность;

б) социальное развитие;

в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

подвижные игры);

г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,эксперименты);

д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,изобразительная);

е) элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

Перспективный план в ДОО должен быть правильно оформлен:

- План должен иметь титульный лист.

- Необходимо иметь печатный вариант документа.

- Каждое планирование начинается с обзора задач, поставленных и выполненных в прошлом учебном году.

- Перспективное планирование в детском саду делается до начала учебного года и охватывает период с сентября до мая.

- В начале документа прописываются задачи, которые следует решить в заданном периоде. План должен учитывать особенности конкретной группы, возможности ДОО и климатические условия.

Таким образом, перспективное планирование в детском саду - это проект, который определяет, какие задачи должны решаться в ДОО в ближайший год или три, и, какая воспитательно-образовательная деятельность будет для этого осуществляться каждый месяц. Перспективный план обрисовывает последовательность и содержание ежемесячной работы администрации детского сада и воспитателей.

Календарное планирование

Календарный план воспитательно-образовательного процесса в группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

Цели и задачи календарного планирования :

1. Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОО в каждой возрастной группе.

2. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.

Принципы календарного планирования :

План должен :

1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Соответствовать критериям полноты и достаточности.

3. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.

4. Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.

5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности.

Требования к оформлению календарного плана :

1. План должен быть написан аккуратно, понятным подчерком.

2. Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, фамилия, имя, отчество обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана.

3. План должен содержать следующие разделы

- годовые задачи ДОО;

- режим дня группы;

- расписание непосредственно образовательной деятельности;

- ежедневные традиции группы;

- еженедельные традиции группы;

- список детей группы (с указанием даты рождения и возрастом ребенка, под списком указывается количество мальчиков и девочек в группе.);

- условные обозначения (в нем фиксируются все сокращения, используемые воспитателями группы).

4. План оформляется в соответствии с утвержденной формой планирования в соответствии с ГОСТом к структуре основной общеобразовательной программы.

5. Нужно определить место для записей рекомендаций методиста.

6. При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности ; цель; вопросы; оборудование необходимое для организации детской деятельности.

7. При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т. п., составленных педагогами группы.

Организация работы:

1. Основа планирования педагогического процесса зависит от программы воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада.

2. Календарные планы составляются в соответствии с режимом дня группы, календарно – тематическим планированием, циклограммой совместной организованной деятельности в ходе режимных моментов.

3. Календарный план составляется на неделю вперед (за исключением индивидуальной работы с детьми) .

Календарно-перспективное планирование

Более современным является перспективно-календарное планирование : часть работы планируется на месяц (режимные моменты, развлечения, занятия, игры, труд и другие, а конкретное содержание - на каждый день (индивидуальная работа, описание некоторых фрагментов работы: утро – вечер).

Перспективно-календарное планирование предусматривает :

1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и другое.)

2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.

4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.

5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.

При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий.

Структура плана образовательной работы такова:

- Темы месяца планируются с учетом возраста детей, сезонных явлений, традиционных событий, праздников, мероприятий.

- Работа по взаимодействию с семьей планируется в соответствии с годовым учебным планом, на один месяц.

Ежедневное планирование

Поскольку ежедневный план занятий, свободного времени и отдыха не подразумевает систематическую работу педагога, он является наиболее эффективным в контексте реализации воспитательно-образовательного процесса. Причина успеха заключается в том, что ежедневное планирование в ДОО позволяет оперативнее реагировать на успехи или неудачи воспитанников, изменения предметно-окружающей среды, сезонность, состояние здоровья и эмоциональный фон детского коллектива.

При составлении документа опираются на сетку занятий, двигательный режим, методические рекомендации, план воспитательно-образовательной работы.

Ежедневный план подразумевает :

- групповую двигательную активность (разминки, подвижные игры);

- индивидуальный диалог с воспитанником;

- пересказ или чтение книг, актуальных для решения проблемных или педагогических ситуаций;

- развивающие, творческие игры и дидактические упражнения;

- творческую, художественную и музыкальную занятость;

- познавательные пятиминутки; труд;

- упражнения на релаксацию, психогимнастику.

Вывод

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Важным условием планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

Планирование - это определение системы мероприятий, предусматривающее порядок, последовательность и сроки их выполнения. Эта система мероприятий направлена на осуществление поставленной цели, четко и конкретно сформулированной, с указанием конечного результата, который можно измерить, сравнить, оценить. Высокий уровень планирования позволит сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным.

Таким образом, планирование – это сложный процесс, требующий затраты времени, координацию усилий всех специалистов, но построенный на реальной основе, с комплексным подходом в решении важнейших задач, что в значительной степени определяет действенность и результативность деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Список источников

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОО:– М. : ТЦ Сфера, 2015. –128с

2. Виноградова, Я. Дошкольная педагогика : учебник / Н. Виноградова, Н. Микляева, К). Микляева., 2013.

3. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для ВУЗов. СПб, 2012г. - 464с

4. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно-методические материалы. - Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А, Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 8-е издание, стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2015

6. Майер, А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) : учеб. -практич. пособие / А. А. Майер. — М. : Педагогическое общество России, 2014.

7. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. — Юрайт, 2016

8. Скоролупова О. А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. – М. : «Издательства Скрипторий 2003», 2015

9. Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Айрис – пресс, 2015

10. Сластенин В. А. и др. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. и средних пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с

11. ФГОС СПО по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» 7 Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва 2013

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Конспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафеКонспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафе Тема: «Создание педагогических условий, способствующих формированию основ нравственных качеств личности ребенка, развитию его социального.

Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности»Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности» Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности» Дата проведения: 16.11.2020. Ведущая МК : Нестерова Е. В., воспитатель.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Опыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАСОпыт планирования работы и адаптирования образовательного процесса в начальной школе для учащихся с РАС Важнейшими компетенциями педагога, реализующего инклюзивную практику, являются умение планировать и адаптировать образовательный процесс,.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори» Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические основы планирования педагогического процесса в ДОО
Опубликовано: 26 марта 2023 в 08:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы планирования педагогического процесса в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем надежда сошилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД