Лучший педагог года

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Татьяна Быстрова
Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

«Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра - продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения»

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников» размещена в разделах

Игра – это взаимоотношения, которые формируются поэтапно, начиная от уровня неорганизованного поведения, проходя стадии одиночных игр, игр рядом, уровень кратковременного, а затем и долговременного общения, достигая наивысшего уровня – уровня постоянного взаимодействия на основе общих интересов, симпатий. Так незаметно для ребенка и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.

Вместе с тем, в процессе игровой деятельности у ребенка также появляется возможность к планированию. Так на определенном этапе игры дети начинают планировать дальнейшее развитие ее сюжета. Сюжетно-ролевые игры могут играть и ценностно-воспитательную роль. Так, в процессе игры дети проявляют те либо иные качества путем совершения различных поступков. При этом в момент игры у ребенка как бы стираются границы между игровым и не игровым миром, все происходящее в процессе игры в момент игры им воспринимается как реальность.

Сюжеты игр делятся на : бытовые, производственные, общественные. Сюжет зависит как от собственного опыта ребенка, так и от внешних факторов: эпохи, культурных, природных условий, важных исторических событий. В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни. Следующий компонент – это содержание игры. Его определили как то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

«Игра - отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т. д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса».

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Для ребенка это самый доступный вид деятельности, интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. То, как ребенок общается со своими друзьями, воспитателями, становится основой его духовно-нравственного развития. Именно через сюжетно-ролевую игру возможно воспитание положительных качеств личности. В игре ребенок учится сопереживать и помогать, плакать и смеяться, проявлять внимание и сочувствие. Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. Педагогу необходимы красочные атрибуты и условия для развития игрового сюжета (предметно-развивающая среда). Правильная организация предметно-игровой среды предполагает выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Осуществлять игровую деятельность детей необходимо последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Существуют основные принципы обучения сюжетно-ролевой игре. Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети успешно овладели игровыми умениями, воспитателю нужно играть вместе с детьми. При этом очень важно поведение самого воспитателя во время игры, от этого зависит, насколько успешно ребенок в нее втянется.

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что в последние годы по ряду причин сюжетно-ролевые игры уходят из педагогической практики дошкольных учреждений, однако мы считаем, что при удачных действиях педагога, возможно построить сюжетно-ролевую игру таким образом, чтобы она вела к развитию ребенка, как к развитию его морально-нравственных качеств, так и развитию его навыков взаимодействия с другими людьми.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников
Опубликовано: 3 мая 2024 в 16:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Быстрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД