Лучший педагог года

Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности

Фирая Просвирина
Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района Новосибирской области –

детский сад «Родничок»

«Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории,

Просвирина Ф. Т.

г. Куйбышев, 2023

Публикация «Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у детей. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я интегрировала в парциальную программу «Архимед» по формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность. ТРИЗ- технология помогает рассмотреть исследуемый объект с разных сторон, найти положительные и отрицательные стороны вещей. В дальнейшем учит думать системно, с пониманием происходящих процессов.

Целью образовательной парциальной программы «Архимед» является: развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Исходя из поставленной цели были намечены следующие задачи, которые вы можете увидеть на экране:

• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей мышление, речь, мыслительные процессы: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности.

• Активизировать речь и обогащать словарь детей новыми терминами.

• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Работа началась с детьми 3 лет со знакомства с анализаторами, помощниками умной головы. Дети усвоили, что все объекты можно анализировать с помощью глаз, рук, языка, носа или ушей. Узнали, что есть объекты, которые не издают звука, не пахнут, или их не видно и нет возможности потрогать руками. Сделали вывод о том, что наши анализаторы нас могут обмануть и тем самым вводят в заблуждение нашу умную голову. Например, иногда дети не могут определить по звуку содержимое ящика.

Погружаясь дальше мы приступили к изучению значков имен признаков. На каждом занятии детям предлагалось определить признак того или иного материала или объекта, будь то- земля, песок, глина, воздух или вода.

С признаком «Вес» дети познакомились с помощью песка. На мольберте был прикреплен уже знакомый значок признака «Влажность», была дана задача: увеличить вес песка в одной из чаш, не подсыпая песок и не уменьшая его в другой чаше. Несколько ребят догадались, что нужно песок увлажнить, добавив воды.

На первом году обучения, используя методическое пособие Костяевой «Учим детей фантазировать», мы познакомились с 13 именами признаков, кроме «Действия», «Направления», «Материала», «Изменения во времени» и с четырьмя волшебниками преобразователями: «Увеличения-Уменьшения», «Оживления и Окаменения»; с кругами Луллия.

закрепляли материал с помощью игр: «Рыбалка» и «Что я знаю».

В средней группе мы продолжили знакомство с именами признаков, узнали новых волшебников «Дробления- объединения», «Могу все- могу только». Дети начали учиться правильной формулировке вопросов по схеме.

В опытно- экспериментальной деятельности использовали метод маленьких человечков, который дал возможность понять структуру твердых, жидких и газообразных веществ. На всех занятиях по опытно- экспериментальной деятельности, связанных с воздухом, жидкостями, сыпучими материалами и твердыми веществами, мы используем подвижные игры по ММЧ. Они дают простор детской фантазии. Например, называю материал, а дети должны взяться за руки, если это твердое вещество. Если жидкое, то стоять по отдельности и покачиваться, а если же это газ, то передвигаться хаотично по группе.

По ММЧ мы составляем схемы перехода вещества из одного состояния в другое, используя настольную игру «Найди домик».

Активно использую метод «Лента времени». Так мы по «ленте времени» рассматривали камень. Дети узнали, что раньше он был горой, а стал щебнем для дороги, или экспонатом выставки. Рассматривая в пятиэкранке снеговика, сделали вывод, что снеговик живет на небе, в облаках, а потом опускается на землю в виде снега.

Побывав в «Песочной стране», дети помогли песчинке найти своих друзей. Реализуя проект «Воздух», узнали, что маленькие человечки так же живут в воздухе.

Для определения свойства такого материала как «Дерево» совместно с родителями воспитанников подготовили экспонаты для выставки «Тепло деревянных вещей», и посетили выставку в районном Доме культуры.

Окунувшись в мир «Воды», проводили не только опыты, но и узнали «Может ли вода быть твердой» и осуществили проект «Ледяное царство».

Также изучили «Фокусы с магнитом», рассматривали «Камни».

В рамках реализации программы «Архимед» мы проводим традиционные мероприятия:

- День изобретателя (17 января, когда дети придумывают новый объект, ищут объект в прошлом;

- квест «В поисках знаний с королевой науки», где дети проводят опыты и эксперименты на улице;

- развлечение «Песочная фантазия», когда ребята определяют виды песка, строят схемы.

Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями знакомила их с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «ММЧ - что это?». Провела родительское собрание «Волшебный мир эксперимента», где представила видео открытого занятия с детьми с использованием ТРИЗ- технологии. Также пригласила родителей и детей параллельной группы на занятие родительского клуба и познакомила их с играми данной технологии.

Такая работа способствовала установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями. Родители отметили о появлении у детей новые способности. Они отметили, что дети не просто играют, а обследуют объекты, размышляют, умеют подобрать нужные слова. Родители дали положительную оценку использованию новой технологии в обучении их детей, по результатам анкетирования.

Одной из самых интересных форм работы является проектная деятельность, за прошедший период мы успели разработать и реализовать такие проекты, как «Волшебные пузыри», «Лук- зеленый друг», «Снег- снежок», «Что у нас под ногами?», «Ледяное царство».

Для успешного использования ТРИЗ - технологии в поисковой деятельности я создала соответствующую развивающую предметно - пространственную среду : Центр «Познавайкин мир», Лабораторию «Фиксиков», Стенд по «Системному опрератору», «Круги Луллия» и многое другое, а также в нашем детском саду находиться «STEM»- лаборатория», на прогулочном участке Центр по изучению свойств воды и песка. Развивающую предметно - пространственную среду постоянно пополняю различными пособиями, дидактическими играми.

Так как программа «Архимед» по опытно- экспериментальной деятельности рассчитана для детей от трёх до семи лет, мы продолжим работать с ТРИЗ технологией и в других возрастных группах, включая ее в опытно- экспериментальную деятельность.

В своей работе использую следующие методические пособия:

– Владимирова Т. В. «Сборник дидактических игр по ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с явлениями неживой природы»;

-Владимирова Т. В. «Шаг в неизвестность» методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы;

-Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогических дошкольных учреждений»;

-Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. «Обучение детей 4-6 лет работе с творческими задачами»;

Сидорчук Т. А. «Я познаю мир» методический комплекс по освоению детьми способов познания;

Костяева Н. А. «Учим детей фантазировать» методическое пособие по освоению детьми приемов фантазирования.

Одним из требований к осуществлению нашей программы, является фиксация опытов и наблюдений. Для этого я использовала уже знакомые детям анализаторы и значки имен признаков. Во второй младшей и до середины средней я помогала детям фиксировать опыты. В дальнейшем они сами фиксируют и зарисовывают последовательность действий.

Занимаясь по технологии ТРИЗ, я учу детей мыслить самостоятельно, решать поставленные перед ними задачи. Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувства скованности, помогают преодолевать застенчивость, развивают фантазию, логику мышления, воображение. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

В результате использования в работе методов ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, совместной деятельности, возросла познавательная активность и интерес. Они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого, у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала более образной; развилось логическое, образное мышление; дети смело используют нетрадиционные приемы рисования. Повысился интерес к познавательно-исследовательским играм – экспериментам, эмоционально – личностное отношение к окружающему миру. Сформировались коммуникативные навыки, результаты знаний дети стали применять в игровой деятельности.

В дальнейшем я буду продолжать свою работу по данной теме, находить инновационные методы и приемы для успешного развития детей, а также продолжу поиск новых форм активной работы с родителями

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Необходимые условия для роста и развития растений». Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы»Конспект занятия по развитию интереса старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности «Посев семян пшеницы» «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы». Воспитатель:.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 15 сентября 2023 в 16:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология ТРИЗ как средство развития познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Фирая Просвирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД