МААМ-картинки

Статья «Организация адаптации детей в группе раннего возраста в ДОУ»

Наира Оганян
Статья «Организация адаптации детей в группе раннего возраста в ДОУ»

ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Разработала Оганян Наира Гарниковна

Воспитатель МДОУ «Д/с №95 к. в.»

Челябинская обл. город Магнитогорск

При поступлении в дошкольное учреждение ребёнок из знакомой домашней обстановки попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия.

Публикация «Статья „Организация адаптации детей в группе раннего возраста в ДОУ“» размещена в разделах

Одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду, в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками.

Для обеспечения оптимального течения адаптации, осуществляется постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ. Работа проводится в несколько этапов: [3, c.16 - 17]

• подготовительный этап (родительские собрания, анкетирование, консультирование);

• этап наблюдения (заполнение листов адаптации, диагностика);

• этап анализа и выводов (анализ адаптационных листов и индивидуальных карт развития).

Рассмотрим этапы работы.

Этап I. Подготовительный этап.

Апрель - май

1. Традиционное проведение родительского собрания, детальное

знакомство с условиями детского сада.

2. Ознакомление родителей с характеристикой возрастных

возможностей и показателями развития детей раннего возраста.

3. Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами,

от которых зависит его течение: состояние здоровья, уровень развития, возраст, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания приближенность домашнего режима к режиму д/сада.

4. Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в детский сад.

5. Информационное сопровождение – «Памятка для родителей».

Медико-психолого-педагогическая служба:

- прогнозирование течения адаптации по проведенному анкетированию;

- выявление «группы риска»;

- разработка последовательности приема детей в группу;

-определение длительность пребывания ребёнка в адаптационный период;

- рекомендаций для педагогов и родителей.

-обсуждение с родителями даты поступления и длительности ежедневного пребывания ребенка в д/саду в адаптационный период.

Этап II. Наблюдений.

Июль – август

1. Поэтапный прием детей в группу.

2. Постепенное увеличение времени пребывания детей в группе.

3. Нахождение мамы в группе при необходимости.

4. Наблюдение за поведением детей.

5. Консультирование родителей.

6. Разработка индивидуального режима для ребенка – постепенное

вхождение ребенка в жизнь д /сада.

7. Оформление листков адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей.

Этап III. Анализы и выводы.

Сентябрь – октябрь

1. Обработка результатов и анализ адаптационных листов, индивидуальных карт развития.

2. Выявление детей с тяжелой степенью адаптации и индивидуальная

работа с ними.

3. Индивидуальная работа с детьми.

4. Рекомендации родителям.

Таким образом, организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие :

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода).

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый "адаптационный лист").

Основной метод и форма организации работы по адаптации - игра. Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера для игр. Эмоциональное общение возникает на основе действий, сопровождающихся улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.

Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:

-сюжетные;

-игры с водой;

-игры с песком;

-пальчиковые игры;

-игры с дидактическими игрушками;

-игры-забавы.

Терёхина О. рекомендует ряд игр для использования на адаптационной площадке :

"Поющий колокольчик", "Догони мяч", "Поговорим", "Прыгни через верёвочку", "Погремушечка", "Карусели", "Бусинки", "Зайка беленький сидит", "Пузырь", "Накорми кролика" и др. В то же время она рекомендует конструирование из природного материала и рисование в сотворчестве с родителями. [4, с. 46 - 49]

В направлении «Играем и строим» отражается деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.

В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» можно включать:

-чтение стишков;

-рассказывание сказок;

-пение песенок;

-слушание музыки;

-рассматривание игрушек, книжек, картинок;

-наблюдение за объектом природы;

-рисование картинок для детей.

Планируя раздел «Развитие ребенка», педагог подбирает:

-игровые упражнения;

-подвижные игры;

-музыкальные игры.

Одним из факторов успешной адаптации является предметно - развивающая среда. При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

Рассмотрим основные характеристики предметной среды для групп раннего детства.

1. Разнообразие. Наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.

2. Оптимальная насыщенность. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду. Тезис «много - значит хорошо» в данном случае неверен. Не допускайте перенасыщения, калейдоскопичности среды, это вредно для развития ребенка, как и скудность среды.

3. Стабильность. Дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия, маркеры игрового пространства должны иметь постоянное место.

4. Доступность. Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы).

5. Зонирование. Построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста - играют не вместе, а рядом).

В течение всего адаптационного периода воспитатель ведёт тщательный контроль за поведением ребёнка и делает отметки в адаптационном листе, с помощью которого определяется степень тяжести прохождения адаптации.

Основными объективными показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.

Данная система работы, на наш взгляд, поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Список литературы:

1. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи – [ текст: моногр. - / -О. Г. Заводчикова - М. : изд. Просвещение, 2007. - 79 с.

2. Севостьянова, Е. О. Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ- [текст : моногр. -/- Е. О. Севостьянова-М. :изд. ТЦ Сфера, 2007.-128с.

3. Соколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации – [ текст: моногр. -/- Н. В. Соколовская - Волгоград: изд. Учитель, 2008. - 188 с.

4. Терёхина О. Адаптационная площадка как модель успешной социализации детей раннего и дошкольного возраста // Пралеска. - 2008. - №6 - с. 46-49

Публикации по теме:

Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста «Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста» Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка.

Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс,.

Дидактические игры для адаптации детей в группах раннего возраста Заминева Валентина Павловна, Воспитатель высшей категории МБДОУ ДС №332 г. Челябинска Ранний возраст - это период быстрого формирования.

Дидактические игры для адаптации детей в группах раннего возраста Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Изменение социальной среды.

Игровое оборудование в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста Игровое оборудование в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста 1 слайд Адаптация к детскому саду — очень сложный период для многих.

Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация ребенка к детскому саду является болезненным и сложным процессом, который может сопровождаться рядом негативных изменений в детском.

Ознакомление с предметным миром детей раннего возраста в период адаптации Доклад из опыта работы по теме «Ознакомление с предметным миром детей раннего возраста в период адаптациик детскому саду». воспитателя.

Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста». В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Создание условий для адаптации детей в группе раннего возраста Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Организация адаптации детей в группе раннего возраста в ДОУ»
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 13:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Организация адаптации детей в группе раннего возраста в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Наира Оганян на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД