Папки-передвижки

Формирование читательской грамотности старших дошкольников

Светлана Шестунова
Формирование читательской грамотности старших дошкольников

Современный мир стремительно меняется, в жизнь детей врываются информационные и коммуникативные технологии.  Дети в наше время больше зрители, которые хотят наблюдать за красивой картинкой, не хотят читать, им становится не интересно и даже не нужно. Поэтому, низкий уровень читательской грамотности.

«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Понятие «Читательская грамотность» относительно для дошкольника, так как дети не умеют читать, и просто слушает, что ему читают. Это очень влияет на то, как у детей проявляется интерес к книгам. Книга объясняет ребенку как устроен мир вокруг – природа, человеческие отношения, жизнь общества. Книга развивает воображение, память, мышление, обогащает личный опыт ребенка, помогает ребенку познать и познать окружающий мир. Так же дети учатся развивать свои способности к анализу поведения героев произведений и их оценке. У детей развиваются способности – понимание, сочувствие, желание помочь персонажу.

Публикация «Формирование читательской грамотности старших дошкольников» размещена в разделах

Поэтому материал, о котором рассказывается в сказках может стать основой для развития естественнонаучной грамотности на основе литературных текстов. Ведь зачастую дети не понимают например: почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь не тонет, или что же надо сделать героям, чтобы перебраться на другой берег, или почему Снегурочка растаяла и т. д.

И здесь как раз очень подходит метод экспериментирования, так как это один из самых эффективных методов познания окружающего мира в работе с детьми дошкольниками. Самое главное его отличие в том, что дети активно взаимодействуют с объектом изучения. Поэтому процесс ознакомления детей со сказками можно отлично сочетать с процессом детского экспериментирования.  

Цель:

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии); развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Систематизация представлений и элементарных естественнонаучных представлений об окружающем мире, используя детскую художественную и познавательную литературу.

     Развитие умений получать информацию о новом объекте из произведений литературы и в процессе изучения этого объекта.

     Формирование умения детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Алгоритм детского исследования.

1.     Чтение литературного текста

2.     Проблемная ситуация (вытекает из текста)

3.     Целеполагание (Что нужно сделать)

4.     Выдвижение гипотез (с помощью чего и как можно исправить ситуацию)

5.     Проверка предположений (сам опыт или эксперимент)

6.     Дочитывание произведения

7.     Фиксирование результата (словесно или зарисовывание)

Что такое «функциональная грамотность»?

Это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т. д., то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

В ФГОС ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в образовательных областях:

Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.

В образовательной области «Художественно –эстетическое развитие» поставлена задача приобщение к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство, развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература

может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Развивая функциональную грамотность, формируем ключевые компетенции:

Способность к разрешению проблем (прогнозирование возможного результата при анализе причинно-следственных связей)

Информационные (приобретение моделей, образцов положительного и отрицательного жизненного поведения через эмоциональное вживание в роль, в жизнь литературного героя, персонажа сказки)

Коммуникативные (способность к письменной, устной, продуктивной коммуникации на русском языке)

Социальные (способность к социальному взаимодействию, формируется через вживание в социальные роли)

Личностные (способность к самосовершенствованию, формирование правильного эмоционального поведения).

Читать слайд про компетенции и черты характера!

Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования

В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования :

- у ребенка складываются предпосылки грамотности,

- ребенок знаком с произведениями детской литературы

Эффективные формы работы по формированию функциональной грамотности.

Дидактическая игра;

Игровые обучающие ситуации:

Ситуации-иллюстрации

(младший дошкольный возраст)

Ситуации-упражнения

(средний дошкольный возраст)

Ситуации-проблемы

(старший дошкольный возраст)

Ситуации-оценки

(подготовительная к школе группа)

Сценарии-общения (разговор воспитателя с детьми, игра-путешествие, игра-беседа, игра-драматизация, игра-импровизация)

Методы и приемы по формированию функциональной грамотности.

Развитие навыков чтения и письма:

Методы, приемы, д/ и:

«Буква-звук»

«Какой звук?»

«Отсюда-туда» (серия сюжетных картинок) «Теремок»

«Веселые песенки

Словесные Д/ И: «Назови друзей», «Как без ссор решить спор».

Мнемотехнология (Составление рассказа)

«Назови и опиши»

Сегодня, я хочу показать, как можно организовать опытно-экспериментальную деятельность на основе литературных произведений (авторских и народных сказок).

Итак, рассмотрим несколько произведений:

«Стойкий оловянный солдатик» Г. Х. Андерсена.  Здесь можно провести несколько экспериментов. После прочтения эпизода о том, как мальчики нашли солдатика на улице и посадили его в лодку из старой газеты. Что произошло? Лодка зачерпнула воды сначала одним бортом, а потом другим, наполнилась водой и пошла на дно ( опыт: сделать лодки из бумаги и пустить их в воду). Вывод: бумага намокает, расползается, становится тяжелой и тонет.

Почему солдатик утонул? ( опыт: отпустить в воду кусочки дерева, бумаги, пластмассы, железа если есть олова и посмотреть, что с ними будет). Вывод: бумага и дерево не тонут и если бы солдатик был не из олова он бы не утонул.

Почему, когда солдатик попал в печь, он расплавился? ( опыт: вместо олова взять восковую свечу и расплавить ее, посмотреть, что получилось). Вывод: Солдатик не пропал насовсем, а превратился во что-то другое.

«Мужик и медведь» Толстой Алексей Николаевич.

Все мы помним, о чем эта сказка? О хитром мужике и недалеком медведе. Многие дети сейчас не знают, что такое корешки и вершки. Вопрос как узнать, что это такое? ( опыт: поставить в воду головки луковиц и проследить как через несколько дней появиться корешки и зеленые стрелки). Вывод: после того как дети изучили, что же выросло, они четко представляют себе, что такое корешки и вершки.

«Снегурочка» русская народная сказка.

После прочтения сказки встает вопрос: «Почему Снегурочка растаяла, после того как прыгнула через костер?» ( опыт: принести снег и растопить его). Вывод: когда тепло снег тает.

«Умная галка» Лев Николаевич Толстой.

В этой сказке возникает вопрос: «Как попить галке, если до воды в кувшине она не достает?» ( опыт: пластиковую бутылку наполнить водой наполовину и добавлять камушки, пока вода не поднимется выше). Вывод: камешки заполняя пластиковую емкость выталкивают воду.

Вывод: литературные тексты являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к чтению, к экспериментированию и доказательности рассуждений, учит сосредотачивать внимание на проблеме. Использование литературных текстов в работе с дошкольниками, прямо ведет к формированию предпосылок функциональной грамотности.

 

Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

  В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование читательской грамотности старших дошкольников
Опубликовано: 11 мая 2022 в 17:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование читательской грамотности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шестунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД