Получи документы

Социальный проект для детей и подростков «Буллинг — стоп!»

Галина Павлова
Социальный проект для детей и подростков «Буллинг — стоп!»

Коррекционная программа для детей и подростков

«Буллинг - СТОП

Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования

Пояснительная записка

В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определенные модели поведения, например поведение «жертвы», подросток следует им всю последующую жизнь. Также и агрессия может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.

Публикация «Социальный проект для детей и подростков „Буллинг — стоп!“» размещена в разделах

Профилактика, направленная на профилактику, буллинга помогает уменьшить масштабы этого явления и сократить количество вовлеченных в него подростков — «агрессоров» и «жертв».

Буллинг — это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Такие действия не носят характер самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами государства. Насилие происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, стремление заслужить авторитет у окружающих).

Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, в другом — насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Последствия травли сверстниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.

Анализируя результаты диагностики личностной тревожности, самооценки детей и подростков поступающих в наше учреждение, а также уровня развития коллективов и результаты социометрических исследований, был сделан вывод о необходимости проведения работы по усилению работы направленной на сплочение детского коллектива, выработку навыка конструктивного реагирования в конфликте.

Направленность программы.

Коррекционная программа «Буллинг – СТОП определяет содержание и основные пути профилактики буллинга в подростковой среде. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, направленных на своевременную диагностику и проведение коррекционной работы.

Актуальность программы:

вопрос предупреждения ситуаций насилия в детской и подростковой среде очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным Организации объединенных наций насилию в коллективе сверстников подвергается каждый десятый ребенок в мире, и этот показатель ежегодно растет. В настоящее время буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете. Современным детям и подросткам, являющимся «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни. В связи с этим на образовательные детские учреждения ложится большая ответственность за недопущение буллинга в учреждении, для сохранения благоприятной среды, духовно-нравственное развитие, охрану социального и психологического здоровья детей.

Новизна программы:

основной упор делается на формирование способности терпимо относиться к особенностям окружающих. Дети обучаются способам выхода из конфликтных ситуаций, умению сказать нет, рассказать о своей проблеме. В работе с детьми большое внимание уделяется личному достоинству, положительным качествам несовершеннолетних.

Адресат программы:

несовершеннолетние в возрасте с 7 до 17 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении. Состав группы переменный.

Объем и срок освоения программы:

программа рассчитана на 2 месяца обучения (16 занятий, всего 10часов 40минут). Цикличность программы 4 раза в течение одного учебного года.

Режим занятий:

8 занятий в месяц по 40 минут. Всего занятий в неделю 2.

Форма обучения:

очная.

Основные формы и методы проведения занятий:

Диагностические методики,

Дискуссия,

Мозговой штурм,

Психологические игры и упражнения.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: профилактика агрессивного поведения и проявления буллинга.

Задачи:

• снижение агрессии и враждебных реакций подростков;

• формирование навыка конструктивного реагирования в конфликте;

• содействие улучшению социального самочувствия;

• оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;

• изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими;

• устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

• интеграция «отверженных» детей в коллективе.

1.3. Содержание программы

Программа включает в себя три этапа:

1. Диагностические мероприятия

«Социометрия» Дж. Морено;

«Определение психологического климата группы» Л. Н. Лутошкина;

«Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера;

«Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;

«Буллинг» Методика Д. Олвуеса;

«Круги» Методика Н. Е. Щурковой;

«Опросник риска буллинга» А. А. Бочевара;

«Методика на выявление буллинг-структуры» Норкиной Е. Г;

«Руки» Тест Вагнера;

«Кактус» Проективный тест;

«Дерево с человечками»;

«Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки.

2. Коррекционная работа с несовершеннолетними

1. Вводное занятие «Буллинг. Жестокость в образовательной среде».

Цель: профилактика буллинга в образовательной среде. Знакомство с понятием буллинг и демонстрация презентации с обсуждением. Диагностика предрасположенности к агрессивному поведению. Подведение итогов занятия.

2. Занятие с элементами тренинга «Учись быть добрым».

Цель: формировать навыки доброжелательного общения.

3. Психологический тренинг «Саморегуляция.

Цель: обучить навыки владения способами саморегуляции.

4. Ролевая игра. «Чем мы похожи друг на друга».

Цель: профилактика буллинга в школьной среде.

5. Кинолекторий «Чучело».

Цель: способствовать развитию эмоциональной чуткости, внутреннего мира человека, формировать умения межличностного общения.

6. Промежуточный контроль: «Социометрия» Дж. Морено, проективная методика «Дерево с человечками».

Цель: выявить психологический климат в коллективе, определить эмоциональное состояние и положение в коллективе.

7. Деловая игра «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги». Цель: способствовать развитию эмоциональной чуткости, внутреннего мира человека, формировать умения межличностного общения.

8. Тренинговое занятие «Властелин эмоций»

Цель: расширение знаний подростков об эмоциях человека, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.

9. Воспитательное занятие «Мы строим дом-дом без насилия».

Цель: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

10. Занятие с элементами тренинга «Формирование навыков доброжелательного общения».

Цель: формировать навыки доброжелательного общения.

11. Промежуточный контроль: «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;

Цель: повторная диагностика взаимоотношений в группе сверстников.

12. Информационный час с элементами тренинга «Кибербуллинг или опасное виртуальное пространство».

Цель: познакомить подростков с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей, профилактика правонарушений в сети.

13. Игровая программа «В стране понимания».

Цель: формирование чувства общности у детей, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

14. Диспут «Конфликты. Что делать, если вас унижают в школе».

Цели: познакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; выработать стратегию поведения.

15. Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу и скулшутингу».

Цель: формировать активную жизненную позицию у детей и подростков по противодействию буллинга и скулшутинга, основываясь на ранее полученные знания.

16. Итоговый контроль. Диагностическая методика «Буллинг» Д. Олвуеса.

1.4. Планируемые результаты реализации программы

1. Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими;

2. Равитие навыков самоконтроля;

3. Развитие эмпатии;

4. Повышение ответственности за свои действия;

5. Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в детском коллективе.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования

2.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы:

1. Помещение для проведения занятий –учебный класс;

2. Оборудование учебных помещений:

-рабочие места по количеству обучающихся в соответствии с САНПиН: столы, стулья;

-рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером с установленным лицензионным программным обеспечением; музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч);

3. Информационное обеспечение:

-рабочая программа,

-видеоролики,

-презентации,

-аудио материал.

Кадровое обеспечение

К работе по программе допускаются педагоги, имеющие педагогическое образование, прошедшие инструктаж по охране жизни и здоровья детей, имеющие медицинское заключение о допуске к работе с детьми.

Педагог обязан знать основы детской психологии, возрастные особенности несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет, владеть методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной программе.

2.2. Формы аттестации

Для оценки эффективности занятий по данной программе используются:

1. Первичная, промежуточная и итоговая диагностика (индивидуальные и групповые формы работы с несовершеннолетними).

2. Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу и скулшутингу».

3. Аналитический отчет.

2.3. Оценочные материалы

Для отслеживания результативности программы используется следующие диагностические методики:

1. «Социометрия» Дж. Морено;

2. «Определение психологического климата группы» Л. Н. Лутошкина;

3. «Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера;

4. «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;

5. «Буллинг» Методика Д. Олвуеса;

6. «Круги» Методика Н. Е. Щурковой;

7. «Опросник риска буллинга» А. А. Бочевара;

8. «Методика на выявление буллинг-структуры» Норкиной Е. Г;

9. «Руки» Тест Вагнера;

10. «Кактус» Проективный тест;

11. «Дерево с человечками»;

12. «Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки.

Список использованной литературы

Основная литература

1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М. : Генезис, 2006. - 256 с.

2. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А. И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.

3. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. - М. : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

4. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми - М. : Психология и педагогика, 1993г.

5. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М. : АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.

6. Холодова Ю. Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.

7. Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. – 2015. – №2. – С. 55-68.

8. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А. И. Герцена. - 2017. - № 105. - С. 159-165.

9. Кривцова С. В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М. : Федеральный институт развития образования, 2019. - 120 с.

Дополнительная литература

1. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах/Сост. А. Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.

2. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 106–110.

3. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. - М. : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

4. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. - М. : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

5. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М. : АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.

6. Холодова Ю. Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.

7. Ожиёва Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5.

8. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь).

Интернет – источники

1. Режим доступа: https://klepik.depon72.ru/?p=1348Курганский С. М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс] .

2. Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] .

3. https://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q.

4. https://www.b17.ru/article/22384/.

5. https://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chem-on-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/.

6. https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf.

7. Кон И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sexology.narod.ru/info18.html.

8. Режим доступа: https://klepik.depon72.ru/?p=1348Курганский С. М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс] .

9. Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] .

10. https://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q.

Публикации по теме:

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Квест для детей и подростков «Запасной планеты у нас нет» Квест «Запасной планеты у нас нет» Цель: воспитывать у детей и подростков гуманное отношение к природе. Действующие лица: Ведущий 1 Ведущий.

Презентация «О тайнах живого. Как они догадались?» для детей, подростков и их родителей Эти замечательные рассуждения подарила нам с вами одна любознательная девочка: Очень интересно наблюдать за жизнью деревьев. Как-то нахлынули.

Презентация «Скоро Пасха. Наш внутренний голос» для детей, подростков и их родителей ВАЖНЫЙ СОВЕТЧИК Девочка спросила у батюшки: – А что такое совесть? Когда папа на меня сердится, он говорит, что я не имею совести. А может,.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Социальный мини-проект к Международному женскому Дню 8 Марта «Изменим мир к лучшему»Социальный мини-проект к Международному женскому Дню 8 Марта «Изменим мир к лучшему» В России в последние десятилетия наблюдается кризис системы ценностей, выраженный падением морально-нравственных норм, отсутствием четких.

Социальный мини-проект «От подарка станет всем светлей»Социальный мини-проект «От подарка станет всем светлей» С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый.

Социальный проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной группыСоциальный проект «Покормите птиц зимой» для детей подготовительной группы Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Образовательные:.

Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.

Социальный проект учащихся «Веселые перемены» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» «Веселые перемены» Автор.

Автор публикации:
Социальный проект для детей и подростков «Буллинг — стоп!»
Опубликовано: 20 июня 2021 в 22:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальный проект для детей и подростков «Буллинг — стоп!»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД