Получи документы

Нравственное воспитании учащихся начальных классов с помощью сказки

Снежана
Нравственное воспитании учащихся начальных классов с помощью сказки

«Сказка ложь да в ней намек

Все мы с детства знаем эти строки из стихотворения Александра Пушкина «Сказка о Золотом петушке». Они говорят нам о том, что из сказки нужно извлечь скрытый смысл, понять, что правильно и неправильно, научиться на чужих ошибках.

Публикация «Нравственное воспитании учащихся начальных классов с помощью сказки» размещена в разделах

Огромной силой воздействия на внутренний мир и ценностную сферу личности обладает сказка, как особый литературный жанр. Именно поэтому работа со сказками играет важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся младших классов.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не правильно действует в каких-либо поступках, делах.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент образования.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

"Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Считаем, что формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришли к решению строить внеурочную работу как знакомство учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Научить ребёнка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем наши выпускники, но уверены в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.

Любой художественный текст, особенно сказочный, несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются.»

В текстах сказок, затрагивающих проблемы свободы, добра и зла, любви и дружбы, жизни и смерти, духовная составляющая текста проявляется обязательно - через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета.

При работе со сказками мы используем следующие приё мы:

• разыгрывание сказки по ролям, проигрывание эпизодов, эмоций героев;

• обсуждение поступков героев, ситуаций;

• беседа «Почему герой так поступил?»;

• рисунки и поделки к сказке.

С помощью сказки мы воспитываем у детей :

• Волю - сложное и многогранное качество личности.

• Веру в себя - умение противостоять неудачам.

• Смелость - самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

• Трудолюбие - нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

• Настойчивость - терпение и выдержку при достижении цели.

• Обязательность - умение держать слово.

• Оптимизм - веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

• Целеустремленность - умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

• Доброту и честность.

С помощью сказки мы развиваем у ребенка умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, связную речь, интерес к учебе, мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетические чувства, чувство юмора.

Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

Фрагмент классного часа «Волшебники добра»

Цель: прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества.

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений и рассказов по теме.

Обсуждение понятия «доброта».

- Как вы понимаете слово «добрый»? Каков его смысл?

- Можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

- Проанализируйте жизнь нашего класса в последнее время. Какие произошли изменения? Определите, под влиянием чего они произошли?

Учитель. Народная мудрость гласит, что доброта рождает чуткость и бережность. Как вы это понимаете?

- Согласны ли вы со словами Л. Н. Толстого «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого»? Порассуждайте.

- Кто же из друзей будет надежным: добрый или злой?

- Подумайте, где и как вы проявляете свою доброту?

- Как вы понимаете смысл народной пословицы «За добро добром и платят»? А если не заплатили, тогда как поступить?

- Легко ли быть добрым?

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта - это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всем.

Помните:

• Добрые слова - корни

• Добрые мысли - цветы

• Добрые дела - плоды

• Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Они согревают окружающих людей и помогают им в трудную минуту.

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Литература

1. Гагич, С. Н. Быть волшебником: игровое занятие для 1-4-х классов / С. Гагич // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2019. - N 6. - c.16-17

2. Леонова Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения : Формирование нравственной компетентности младших школьников /Н. А. Леонова // Начальная школа. - 2019. - № 5. - с. 22-26

3. Нравственность в современном мире : методический материал / Сост. О. В. Крючкова, О. А. Хаткевич. - Минск: 2018 г. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

4. Чухарева В. В. Твори добро! : внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В. В. Чухарева // Начальная школа. - 2020. - N 7. - c.66-68

5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Москва, 2020.

Публикации по теме:

Классный час для учащихся начальных классов на тему «Добро и зло» Классный час на тему: «Добро и зло» Цель: 1. Осознание детьми понятий добра и зла 2. Формирование у детей чувства доброты 3. Формирование.

Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить» МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Учитель начальных классов: Маннанова Лариса Михайловна Классный час. Тема: «Жить – с книгою.

Литературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответамиЛитературно-кулинарная викторина для учащихся начальных классов с ответами В данной литературной викторине следует назвать героя или произведение, из которого указан отрывок. 1. Что принесли герои русской народной.

Музыкальная сказка «Дюймовочка» для учащихся начальных классов по мотивам сказки Г. Х. Андерсена Играют дети (9-10 лет) Ведущие: мальчик и две девочки Тётушка Дюймовочка Жаба Сын Жабы Ласточка Жук Рок- группа из жуков (3-4 чел.) Мышь.

Сценарий спортивного мероприятия «Веселые старты» для учащихся начальных классов Тема спортивного мероприятия: «Веселые старты» для учащихся начальных классов. Цель: пропаганда здорового образа жизни. Задачи: - привлечение.

Театрализованное представление для учащихся начальных классовТеатрализованное представление для учащихся начальных классов В ноябре месяце 2020 года моему классу предложили поучаствовать в проекте Российского движения школьников "Фестиваль театрализованных представлений.

«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов Мы с учащимися придумали игры и упражнения с носовым платком для развития мелкой моторики. Обучающимся эти игры и упражнения с носовым платком.

Сценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классовСценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на викторину по правилам дорожного движения в начальную школу! 1. Как чаще всего называют водителя?.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Зимующие птицы» Внеклассное мероприятие «Зимующие птицы» Боброва Нина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Летяховская СОШ Цели: 1. Вызвать сочувствие.

Внеурочное занятие для учащихся начальных классов «Портфель здоровья» Тема: Портфель здоровья. Цели: образовательные: обобщить и закрепить знания учащихся о правилах личной гигиены, режима дня; - обобщить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитании учащихся начальных классов с помощью сказки
Опубликовано: 11 июня 2023 в 10:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитании учащихся начальных классов с помощью сказки» (включая файлы) размещена пользователем Снежана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД