Лучший педагог года

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Забелина
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы нравственного воспитания детей всегда занимали существенное место в дошкольной педагогике. В настоящее время они приобрели особую остроту. Среди педагогов растет озабоченность в связи с тенденции нарастания антинравственности в поведении старших дошкольников.

Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Эта проблема стала актуальной, т. к. уровень сформированности нравственного начала дошкольников играет важную роль в становлении личности и её направленности.

Для решений проблемы необходимы новые средства нравственного воспитания, т. к. именно они являются инструментом педагогического воздействия, которые с помощью методов реализуют цель воспитания подрастающего поколения.

В 50-80-х годах 20 века нашими учеными-педагогами была создана теория и методика нравственного воспитания (Усова А. П., Жуковская Ф. И., Нечаева В. Г., Маркова Т. А. и мн. другие) Исследователи разработали её теоретические основы, где выделены были и средства : природа, художественные средства (литература, искусство и т. д., собственная деятельность детей (игра, труд, общение и т. д.). Однако такой специфический жанр литературы как сказка, в качестве отдельного средства нравственного воспитания, выделено не было. Сказка использовалась в работе с дошкольниками в основном в занимательных и развлекательных целях.

Вместе с тем, возможности сказки гораздо больше ее художественно-образной значимости. Сказка и особенности её восприятия маленькими детьми, влияния на формирование личности – предмет целого ряда интересных исследований отечественных сказковедов (Аникин В. П., Большунова Н. Я., Пропп В. Я., Померанцева В. П., Соколов Д. К., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и мн. др.).

Основная задача учёных сводилась к определению места сказки в педагогических и психологических возможностях. Исследования их показали, что сказка не только развлекает, но и обучает, развивает, воспитывает, предупреждает, лечит.

Автором данной статьи было проведено экспериментальное исследование возможностей сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в рамках дипломной работы.

Проблема проявлений антинравственного поведения детей на пороге школы была рассмотрена нами с позиции аксиологического (ценностного) подхода, что позволило выявить научные данные ученых о присутствии в основе мотива поступка ребенка тех или иных ценностей, на которые он ориентируется в своем поведении.

Для того, чтобы эти ценности оказались нравственными, необходимо целенаправленно их формировать в старшем дошкольном возрасте, когда в силу созревания необходимых функций мозга и становлении самосознания личности, ребенок уже способен усвоить элементарные понятия (такие, например, как трудолюбие, отзывчивость, дружелюбие, честность) и перенести их в свою жизнь, деятельность. Выяснилось, что специально подобранная по содержанию сказка является эффективным средством формирования нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников, т. к. :

-сказка содержит в себе инструментарий детского мышления;

-сказка отличается от произведений других жанров эмоциональной близостью ребенку-дошкольнику по мироощущению;

сказке представлены общечеловеческие ценности и социокультурные образцы в понятной ребенку-дошкольнику форме;

-в основе сказки лежит разграничение, противопоставление добра и зла что является основой для активного влияния ее на формирование нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников;

Особенностью, специфичностью сказки как литературного жанра является то, что это есть фантастика, наделение животных свойствами человека, песенно-ритмическое начало и концовка, троекратные повторы, вставные песенки, преувеличения и т. д. Сказка всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые характерны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия.

Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был», «в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица» и т. п., от сказителя-к сказителю, от этноса-к этносу.

Содержание сказки является условием формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста. У них сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов как своих.

Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков.

Благодарясказку дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание и т. д.) Сказки дают возможность ребенку сформировать нравственные привычки. Сопоставлять свои действия, побуждения со сказочными персонажами что ведет к повышениюуверенности в себе и своем будущем.

Слушая сказки, ребенок начинает наполнять, осмысливать ритуал духовной жизни, который явлен ему как представителю определенного типа культуры, осуществлять восхождения к самому себе, к социокультурному образцу, ценностям, заложенных в сказке. По словам Проппа В. Я. Сказка хранит в себе вечные ценности, такие как трудолюбие, преданность, отзывчивость, и в этом её непреходящий смысл…»

Усваивая нравственные ценности, дети. В дальнейшей жизни ориентируются на них в своих действиях, поступках. Мудрость сказки заключается в том, что ее герои не учат как надо жить, а если и учат, то делают это попутно, без нажима. Пушкин А. С. писал о сказке : «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно «намек», а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке. Само понятие «намек» подразумевает актуализацию личной трактовки, индивидуального домысливания содержания сказки каждым слушателем.

Публикации по теме:

Родительское собрание. «Моя семья», 1 младшая группа В этом 2012году (а именно 09 января) президент России Д. А. Медведев издал приказ о проведении в 2012году в Российской Федерации Год российской.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 мая 2013 в 13:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Забелина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД