Папки-передвижки

Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Мищенко Ольга
Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений

для детей старшего дошкольного возраста

Составитель:

Воспитатель Мищенко О. В.

Публикация «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений

для детей старшего дошкольного возраста

В данном сборнике собраны игры, по формированию элементарных математических представлений у дошкольников, сделанные своими руками из подручных средств и бросового материала.

Пояснительная записка:

На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Современные стандарты требуют от воспитателей формирование у дошкольников целостной картины мира, расширение кругозора детей. И решение этих задач возможно через игровую деятельность.

Дидактические игры, используемые в условиях современного дошкольного учреждения, помогут воспитателю правильно и эффективно организовать работу с дошкольниками, научат ребенка применять имеющиеся знания на практике.

Каждая из игр по формированию элементарных математических представлений решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование разнообразных дидактических игр.

Содержание

1. Игра «Математический робот «Умник»

2. Игра «Лопни воздушные шарики»

3. Игра «Волшебный рис»

4. Игры с пособием «Куб времени»

5. Игры с пособием «Математический зонтик»

6. Игра «Фетровые дорожки»

7. Игры с использованием яичных упаковок

8. Игры с контейнерами от «Киндер Сюрпризов»

9. Игры с использованием трубочек для сока

10. Игры с пластиковыми крышками

Игра «Математический робот «Умник»

Задача: Развитие познавательного интереса и логического мышления, формирование навыков сложения в пределах 10.

Материал : Математический робот «Умник»- сделанный из коробки и обклеенный самоклеящей бумагой, заламинированные цифры, маленькие мячи – попрыгунчики (10 шт.).

Ход игры:

Воспитатель задает определенный пример ребенку. Ребенок находит соответствующие цифры и прикрепляет на липучки, находящиеся на передней части робота. Далее ребенок считает заданный пример при помощи мячей –попрыгунчиков. Он опускает нужное количество мячей, соответствующее заданному примеру, в верхние отверстия робота. Все брошенные ребенком мячи скатываются вниз в лоток математического робота. Ребенок считает количество мячей. Находит нужную цифру и прикрепляет ответ примера на липучку. Воспитатель проверяет правильность ответа.

Игра «Лопни воздушные шарики»

Задача: Формировать навыки сложения и вычитания в пределах 10.

Материал : коробка, обклеенная самоклеящей бумагой, заламинированные карточки с цифрами, маленькие мячи – попрыгунчики (10 шт.).

Ход игры:

Воспитатель задает определенный пример ребенку. Ребенок находит соответствующие цифры и прикрепляет на липучки, находящиеся на передней части коробки. Далее, ребенок считает заданный пример при помощи мячей – попрыгунчиков. Он выкладывает нужное количество мячей, соответствующее заданному примеру, на отверстие, сделанное в виде воздушных шаров. После ребенок вдавливает столько мячей в коробку, сколько нужно отнять в примере. Вдавленные мячи остаются в коробке. Оставшиеся мячи на верхней части коробки, ребенок считает. Он находит нужную цифру, соответствующую количеству мячей и прикрепляет ответ примера на липучку. Воспитатель проверяет правильность ответа.

Игра «Волшебный рис»

Цветной рис - это красиво, приятно, безопасно и экологично.

Работа с рисом позволяет развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и координацию движений, что удивительным образом влияет на общее развитие ребенка, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти, речь. Игры с рисом способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических и исследовательских способностей. Игры с цветным рисом позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Свойства риса несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать ребенка. Рис успокаивает импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощает зажатых, скованных и тревожных детей.

Варианты игр с волшебным рисом

1. Математический клад из цифр.

2. Назвать цифры в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число.

3. Клад из камушков Марблс.

4. Счет, составление и решение математических «примеров» и задач.

5. Клад из пазлов.

6. Клад из геометрических фигур.

7. «Найди и угадай какая фигура»(с закрытыми глазами).

Игры с пособием «Куб времени»

Задача: формировать и закреплять пространственно-временные представления у детей старшего дошкольного возраста.

Разделы:

1. Времена года: закреплять знания детей о временах года.

2. Части суток: формировать последовательность времен суток, понятия «раньше», «позже».

3. Дни недели: актуализировать понятия о днях недели и их последовательности.

4. Время: настоящее, прошедшее и будущее: формировать представление о времени : вчера, сегодня, завтра.

5. Определение времени по часам : совершенствовать умение определять время по часам.

Ход: Ребенок в соответствии с заданием показывает, при помощи стрелочки и липучек, правильный ответ.

Игры с пособием «Математический зонтик»

Игра «Сделай столько же»

Задача: упражнять детей в счете.

Ход: Дети бегут по кругу, когда музыка останавливается, берут карточку с различной цифрой и делают столько раз определенное движение, какая цифра изображена на картинке, (приседание, хлопки, прыжки, поднять руки вверх и т. д.).

Игра: «У кого такая же цифра или покажи цифру».

Задача: упражнять в счете звуков с закрытыми глазами; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством наглядно воспринимаемой цифры и звуков.

Ход: Дети бегут по кругу, когда музыка останавливается, берут карточку с определенной цифрой и запоминают ее. После этого дети закрывают глаза. Ведущий прохлопывает любое задуманное число в пределах 10. Ребенок у кого эта цифра поднимает ее вверх. Ведущий смотрит правильность ответа и называет загаданное число. Ответ сравнивают с цифрой.

Игра «Пропущенное число».

Задача: упражнять детей в счете, найти пропущенное число.

Ход: Дети бегут по кругу, когда музыка останавливается, берут карточку с определенной цифрой, у кого цифры нет должен посмотреть на цифры «соседей» и назвать пропущенную цифру. И прикрепить ее на место.

Игра: «Найди четное – нечетное, однозначное – двухзначное число».

Задача: Упражнять детей в счёте в пределах двадцати. Формировать умение у детей различать чётные - нечётные и однозначные – двухзначные числа; развивать внимание и наблюдательность.

Ход: Дети бегут по кругу, когда музыка останавливается, берут карточки только тех цифр, которые соответствуют данному заданию ведущего и поднимают карточки вверх. Те цифры, которые не соответствуют данному заданию ведущего, опускают вниз. Ведущий смотрит правильность ответов.

Игра «Фетровые дорожки»

Задача: упражнять в счете предметов по осязанию.

Задачи: Формировать умение соотносить количество предметов с итоговым числом. Развивать память и внимание дошкольников.

1. Вариант (Коллективная игра)

Дети стоят по кругу, а ведущий в круге. Звучит музыка, дети передают за спиной по кругу фетровые дорожки с пуговицами. Музыка останавливается, и дети начинают считать количество своих пуговиц на фетровой дорожке. Ведущий называет любое число от 2 до 10. У кого количество пуговиц и названая цифра совпадают, тот поднимает фетровую дорожку вверх. Ведущий проверяет правильность ответа.

2. Вариант (Индивидуальная игра)

Ребенок считает пуговицы, ощупывая их пальцами. Называет количество пуговиц. Затем ребенку предлагают открыть глаза и проверить себя, пересчитав пуговицы вновь.

«Варианты игр с использованием яичных упаковок»

1. Дидактическая игра «Разложи по цветам»

Задача: формировать умение различать и правильно называть основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

Умения совмещать шарики с ячейкой, производить соотносящиеся действия (ориентир по цвету, действовать целенаправленно, последовательно; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Шарики можно сделать из ниток разных цветов, из ваты или бумаги, резиновые попрыгунчики, пробки. Получается яркое и красивое пособие. Дети должны разложить шарики в домики по цвету. По возможности называть цвет ячеек и цвет шариков.

2. «Где шарик?» или «Внизу – вверху»

Задача: формировать у детей умения различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Ход игры: Разложить шарики в разных местах яичной упаковки. Спросить ребенка, какой шарик стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

3.«Разложи шарики в свои домики»

Задача: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; учить совмещать шарик с отверстием, производить соотносящие действия (ориентир по цвету, действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстие, развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.«Разложи жёлтые шарики в зелёные домики»

Задача: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета, упражнять группировать шарики по заданному признаку, развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.

5.«Продолжи ряд»

Задача: закреплять знание 4-х основных цветов, развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, логическое мышление.

6.«Найди лишний шарик»

Задача: закреплять знание 4-х основных цветов; развивать мелкую моторику пальцев рук; внимание, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель показывает детям разложенные, например, красные шарики в красных ячейках и среди них один синий шарик. Предлагает детям назвать, какой шарик лишней, почему? Просит заменить лишней шарик шариком, подходящим по цвету.

7. «Соотношение чисел»

Вы можете написать цифры от 1 до 10 в каждой ячейке и предложить ребенку положить в ячейки то количество предметов (к примеру, пуговицы или бусины, которое будет однозначно соответствовать написанной цифре).

Задача: Расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете. Умения пересчитывать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметом.

«Игры с контейнерами от «Киндер Сюрпризов»

1. «Собери змейку»

Задача: Собрать змейку по цвету, определить какой по счёту цвет

2. «Повтори ряд»

Задача: Играя, дети тренируют память, закрепляют геометрические фигуры и цвета.

Игры с использованием трубочек для сока

Игра «Нанижи бусы»

Задача: Играя, дети закрепляют счет, цвет, мелкую моторику.

Игры с пластиковыми крышками

Игра «Разложи пробки по количеству и цвету»

Задача: Закреплять цвет, форму, счёт.

Дидактические игры не должны проводиться длительное время. Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса.

Игра «Соотношение чисел, решение задач, развитие логики и мышления с использованием стаканов, пробок и чисел».

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений детей 2–4 лет «Закончи ряд» Дидактическая игра «Закончи ряд» довольно интересная логическая игра. Данная игра подходит для детей уже с двух лет. Игра направлена на.

Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений для детей 2–3 летДидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений для детей 2–3 лет Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» для детей раннего возраста Цель моей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 мая 2024 в 09:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД