Папки-передвижки

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

Маленькая Ольга Ивановна
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

Введение.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать именно в дошкольном возрасте. Потому, что музыкальное развитие ребё нка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее его развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится более чутким к окружающей его красоте и в жизни и в искусстве. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой, так как, все мы знаем, что занятия в детском саду проводятся на более высоком уровне, чем в школе у детей уроки пения.

Публикация «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» размещена в разделах

Подготовить ребёнка к школе – значит научить его действовать самостоятельно, активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности : театрально – игровой, изобразительной, художественно – речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают простые мелодии на металлофоне и других музыкальных инструментах, придумывают и исполняют несложные пляски. Они могут сами организовывать игры в «концерт», «театр», «спектакль» и другие с использованием игрушек, плоскостных фигур, кукол.

Детское самостоятельное музицирование характеризуется тем, что ребёнок должен сам ориентироваться в музыке – сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

Возникновение этой самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующийся определёнными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребёнок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересами желаниям.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

Самостоятельная музыкальная деятельность это деятельность, возникшая непосредственно по инициативе детей. Каждый ребёнок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет понравившийся элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и так далее. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребёнка, музыкальный руководитель развивает у него навык самостоятельного действия. Например, детям предлагают спеть песню без сопровождения или самим сочинить вариант какого-то перестроения, хоровода и так далее.

Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно – ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздника, развлечения, музыкального занятия, просмотра телевизионной передачи и так далее. Сюда относятся игра в «концерт», «музыкальное занятие»

Наблюдая игры детей вне музыкального занятия, постоянно руководит и тактично помогает детям в их творческой самостоятельной деятельности – воспитатель, который должен непременно учитывать интересы и способности каждого ребёнка. Задача музыкального руководителя проконтролировать создание в группе соответствующих условий: определить место в группе, где ребята могут музицировать, показывать спектакли, чтобы было достаточно игрового материала.

Источники самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Источником возникновения детского музицирования являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Музыкальный руководитель должен систематически побуждать к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента, но если чаще учить петь без инструмента, то они смогут сами, вне занятий, по своему желанию, петь и без инструмента.

Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку. Если в группе есть магнитофон и набор записей с мелодиями маршей, танцев, плясовых, то уже сами дети, без помощи взрослых, могут выбрать сопровождение к движениям придуманного ими танца или маршевого перестроения.

Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники и развлечения. Это яркие страницы в жизни ребёнка. Многие воспитатели и родители отмечают, что сразу после проведения праздника дети обязательно откликаются на них в своих играх, чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети импровизируют и музицируют.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка в семье. Это и просмотр детских музыкальных телепередач, видеофильмов, где используется музыкальное сопровождение, а так же мультфильмов с увлекательными поющими персонажами. Всё это вызывает у ребёнка желание показать друзьям понравившийся персонаж, а для этого исполнить понравившуюся песню, исполняемую этим персонажем.

Виды самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Для самостоятельного музицирования дети используют различные виды музыкальной деятельности.

Музыкальные игры и танцы имеют наибольшие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно- ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальное занятие» и «концерт», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на музыкальных занятиях.

Играя в «музыкальное занятие», дети распределяют между собой роли взрослых: музыкального руководителя, воспитателя. В процессе игры копируют не только поведение и интонации взрослых, но и структуру самого занятия.

«Музыкальное занятие» в детской игре может иметь и более сложную форму, объединяя несколько видов музыкальной деятельности.

В игре «Концерт» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей – «артистов», для своих друзей, играющих роль «зрителей». Здесь непременно участие ребёнка – «ведущего».

Ещё одним из вариантов музыкальной игры детей можно назвать «оркестр». Выбирается «Дирижёр», назначаются «Оркестранты» и дети выбирают несложную мелодию, исполняя её, они беспрекословно подчиняются управлению «Дирижёра».

Очень значимыми для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сами сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

В других сюжетно – ролевых играх они используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад» дети просят воспитателя поставить «Марш», который звучал на празднике, посвящённом «Дню Победы» или «Дню защитника Отечества». Или девочки, укладывая кукол спать, поют им колыбельные.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука : «Музыкальное лото», «Угадай, на чём играю?», «Узнай песню по картинке» и другие. Например в игре «Два барабана» один ребёнок отстукивает ритмический рисунок, а второй должен точно его воспроизвести на другом барабане или выложить на фланелеграфе.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на различных детских музыкальных инструментах, исполняя разученные на музыкальных занятиях попевки, песенки, услышанные где-то мелодии, или сочиняют свои. Интересно у старших дошкольников проходят инсценировки с использованием музыкальных инструментов. Инструменты в этом случае характеризуют какого-то персонажа или говорят за него. Музыкальные инструменты дети могут использовать индивидуально, объединяясь по 2-3 человека или, по своей инициативе, объединяется в оркестр вся группа.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий. Детям необходимо иметь свой «музыкальный уголок», в котором должно находиться небольшое количество, соответствующих возрастной группе музыкальных инструментов и игр, как приобретённых, так и изготовленных своими руками под руководством родителей или воспитателей.

Сегодня все семьи имеют в доме телевизоры, DVD проигрыватели, музыкальные центры. Дети с удовольствием (иногда многовато) смотрят художественные, мультипликационные фильмы. Очень оживлённо обсуждают просмотренное со сверстниками. На родительских собраниях мы рекомендуем родителям обращать внимание на количество времени, проведённого ребёнком перед телевизором, на то, что бы при покупке новых дисков родители отдавали бы большее предпочтение музыкальным фильмам и мультфильмам, снятым по произведениям композиторов классиков. («Щелкунчик», по балету П. И. Чайковского, «Фантазия», серия мультфильмов по произведениям русских и зарубежных классиков, «Правдивая история Кота в сапогах» в которой использованы фрагменты из оперы Ж. Бизе «Кармен» и другие.)

Совместный просмотр мультфильмов в музыкальном зале во второй половине дня доставляет детям огромное эмоциональное наслаждение, вызывает бурю эмоций и задача музыкального руководителя нацелить детей не только на просмотр, но и на слушанье музыки. Впоследствии, при обсуждении просмотренного, в качестве закрепления, мы обсуждаем, как же музыка выражала эмоции и чувства.

Роль музыкального руководителя в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Подводя итог всего вышеперечисленного, мы можем сказать, что музыкальный руководитель принимает непосредственное и самое активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах.

Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать, содержание музыкального уголка.

Музыкальный руководитель должен заходить в группы и наблюдать за детьми вне занятий. Ведь многое в своих занятиях можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они научились, а главное, воспиталась ли у них потребность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя, воспитателя и непременно родителей, кроется секрет успехов детей.

Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей, дают возможность музыкальному руководителю вместе с воспитателем осуществлять художественное воспитание детей в детском саду. Музыкальный руководитель консультирует воспитателей, родителей, даёт необходимые советы, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность детей» «Вся наша жизнь- игра»- поется в одной известной телепередаче. Что же говорить о дошкольниках в возрасте 2-3 лет, которые только начинают.

Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность в ДОУ»Фотоотчёт «Самостоятельная игровая деятельность в ДОУ» Самостоятельная игровая деятельность. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния,.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 15:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД