МААМ-картинки

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников

Марина Карпова
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников

Роль фольклора в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить. Особенно это касается малышей. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, Малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт потешек, неосознанно воспринимая их ритм. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. К малым жанрам фольклора исследователи относят пестушки, частушки, прибаутки, пословицы и поговорки. Это небольшие по объему произведения, некоторые исследователи дают им определение «детский фольклор», так как они входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Публикация «Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников» размещена в разделах

Пестушка происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Прибаутка (от слова «баять», то есть рассказывать) – стихотворная короткая веселая история. Например:

Сова, совинька, сова – большая голова.

На колу сидела, в стороны глядела,

Головой вертела.

Все это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. С помощью народных песенок, потешек и попевок можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.

Ддля воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности, начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи находятся в языке народа, его песнях, музыке, играх, промыслах, во впечатлениях, получаемых ребенком от природы своего края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это великий и неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

Воспитательная возможность народной культуры, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро - зло, щедрость -жадность, честь, скромность, долг и т. д. Особую роль в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста играют сказки. Они показывают детям, как дружба помогает победить зло («Заюшкина избушка», как добрые и миролюбивые оказываются в выигрыше («Морозко», что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Иван – коровий сын»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более четко, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, часто красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек – это красная девица (умница, красавица, рукодельница, скромница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит развитие ребенка, как личности. Это далекая цель, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. В русских народных сказках нет прямых наставлений («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в содержании каждой сказки всегда заложена основная поучительная мысль, которую дети воспринимают, не однажды возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Сказки можно использовать и в коррекционной работе, как средство для развития общих речевых навыков. Для практикующих логопедов знакома ситуация, когда каждодневные повторения артикуляторной гимнастики вызывают у детей скуку и нежелание заниматься. А при рассказывании сказки или потешки можно выполнить упражнения из комплекса артикуляторной гимнастики и упражнения на развитие мимической мускулатуры. Например, наша любимая с детьми сказка «Репка» : дед- нахмурить лоб, сдвинуть брови; бабка – округлить губы «ох-ох», внучка – веселая улыбчивая девочка «улыбка» (артикуляторное упражнение); Жучка- высунуть язык вдох-выдох через рот; кошка- «лакаем молочко» (артикуляторное упражнение); мышка- «ой-ой и я пригодилась, мышка очень удивилась» поднять брови.

В круг детского чтения должен входить не только русский фольклор, а также фольклор народов мира. Подобные произведения несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

Знакомство с произведениями народного творчества дает детям возможность понять «этнопсихологические особенности людей», узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционными блюдами русского народа (колоб - толстая, круглая лепешка, изготавливаемая в виде хлебного кома, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия: «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор и пополнить словарный запас. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, – с языком.

Произведения устного народного творчества раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.

Публикации по теме:

Значение устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный.

Консультация для воспитателей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» "Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи". А,П,Усова Устное народное творчество,.

Консультация «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Краткосрочный проект «Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3–4 лет» Проект «Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3 - 4 лет»[/b] Аннотация проекта Главная задача воспитателя в области развития.

Опыт работы по теме «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» «Роль устного народного творчества в речевом.

Роль народного творчества в воспитании детей Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему. Любая народная игрушка – дымковская, Богородская адресовалась ребенку,.

Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста «Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Дошкольное детство – начало формирования.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3–4 лет Самый совершенный и интересный инструмент по развитию и формированию речи. Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3-4 лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 21:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Карпова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД