МААМ-картинки

Реверсивная модель наставничества как форма повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения

Елена Самойленко
Реверсивная модель наставничества как форма повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения

Самойленко Елена Сергеевна

старший воспитатель, МБДОУ г. Горловки № 12 «Ромашка»

г. Горловка, ДНР

Реверсивная модель наставничества как форма повышения икт-компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения

Современному дошкольному учреждению нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.

Публикация «Реверсивная модель наставничества как форма повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Наставничество является важным фактором развития современного общества, охватывает многие сферы человеческой деятельности, в том числе систему образования.

В дошкольном образовательном учреждении наставничество способствует успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, является значимым компонентом профессионального становления педагогов, оказывает существенное влияние на систему развития кадров. На сегодняшний день в практике дошкольного образования существует значительное количество моделей наставничества.

Современный педагог независимо от возраста и стажа работы способен гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, в максимально короткие сроки адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, реализовать свой личностный потенциал в открытом образовательном пространстве, предполагающем совершенствование существующих и формирование новых компетенций.

В современных реалиях жизни в образовании используется несколько моделей наставничества : традиционное, партнерское, командное, флэш-наставничество, скоростное, реверсивное, виртуальное.

В настоящие время педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с резким обострением военной ситуации на всей территории Донецкой Народной Республики, связанной с угрозой жизни и здоровью воспитанников, и сотрудников образовательных учреждений. Сложная жизненная ситуация региона в настоящее время характеризуется тем, что Донецкая Народная Республика находится в зоне серьезнейшего военного конфликта со времен Второй мировой войны 1939-1945 гг.

С 18 февраля 2022 года все образовательные организации Донецкой Народной Республики были вынуждены приостановить образовательную деятельность. В условиях обострения военного конфликта нам приходится подстраивать свою жизнь и работу к режиму повышенной опасности. Эти изменения затронули каждого. Перестраиваться пришлось и системе образования, в том числе и дошкольной ее ступени.

Ключевым средством, дающим возможность дальнейшего образования, стало применение дистанционного обучения, консультаций. Это инновационная модель образования, которая позволила педагогам сделать обучение в современных реалиях более доступным, вариативным. Но в то же время, возникли проблемы, так как у педагогов старшего поколения недостаточно определенных знаний и умений: навыков ведения образовательного процесса с помощью информационных компьютерных технологий, свободного ориентирования в образовательных сегментах сети интернет, знание технологи дистанционного обучения, консультирования.

Молодое поколение педагогов сегодня во многом говорит на другом языке, которые вместе с ними родились в результате технической революции. Поэтому мы не удивляемся тому, что в современном дошкольном учреждении также необходимо обращать внимание на сокращение разрыва между поколениями с целью наиболее эффективного взаимодействия. Этот факт приводит к тому, что в дошкольном учреждении становится возможным применение реверсивного (обратного) наставничества (молодые педагоги передают свои умения более опытным педагогам).

Недооценка роли и возможностей использования реверсивного наставничества в МДОУ приводит к тому, что чаще всего используются практики обучения молодых или новых педагогов, в период адаптации к дошкольному учреждению, в то время как в современных динамично меняющихся условиях развивается и такая форма наставничества, которая охватывает всех участников образовательного процесса.

Реверсивное наставничество позволяет организовать сотрудничество старшего и более молодого поколения педагогов, сотрудников, в таких направлениях, как современные технологии обучения, новые тренды, цифровизация и познание современной культуры. Такое взаимообучение позволяет создать разновозрастное образовательное сообщество, которое станет более конкурентоспособным в современных условиях.

Педагоги старшего поколения овладевают информационно-коммуникационными технологиями (видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, используют в практической деятельности новые элементы игровых технологий, требующих сформированности технических навыков, обладателями которых являются более молодые сотрудники.

Разновозрастной обмен знаниями на основе набора обучающих алгоритмов может стать частью общей стратегии профессионального развития, при этом важно поощрять состоявшиеся в этом плане пары.

Целесообразно создавать условия для обоюдного обучения, при которых обмен навыками будет происходить в двух направлениях, так как одинаково важно разбираться в цифровых технологиях и в вопросах межличностной коммуникации, опыт которой уже приобретен более старшими коллегами.

Рассматривая программу реверсивного наставничества, можно отметить, что эта модель позволяет максимально подготовить всех участников программы наставничества к проектной работе, востребованной современным образованием, развить социальные отношения, личностно значимые для него, отличные от виртуального общения, формализованного общения, основанного на стандартах. Такому включению в проектную деятельность способствуют педагоги, которые уже имеют опыт создания проектов.

Из чего следует что из наиболее эффективной моделью наставничества в сложившейся ситуации, которые используются в МБДОУ Г. ГОРЛОВКИ № 12 «РОМАШКА», является реверсивное наставничество. Реверсивное наставничество наравне с традиционным, подразумевает взаимодействие между двумя или несколькими педагогическими работниками. При этом опытный, квалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подшефным младшего по этим параметрам педагога, который становится его наставником в вопросах актуальных образовательных технологий, тенденций, направлений. Ни для кого не секрет, что молодые специалисты быстро осваивают компьютер, хорошо ориентируется на просторах Интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше, чем у педагогов старшего поколения. В нашем детском саду реверсивная модель наставничества позволяет решить проблему недостаточной компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с профессиональными качествами у каждого воспитателя и специалиста системы дошкольного образования, должны быть сформированы необходимые ИКТ-компетентности, которые относятся к владению и использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Это общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая ИКТ-компетентности. Вместе с этим педагог должен обладать следующими умениями в области информационно-коммуникационных технологий :

• владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

• применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

• владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Прежде чем организовать наставничество в данном направлении, была проведена диагностика, позволившая выявить уровень ИКТ-компетентности педагогов образовательного учреждения.

Для диагностики был подобран инструментарий :

• с целью выявления уровня общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов состоялся онлайн опрос;

• в рамках определения уровня общепедагогической ИКТ-компетентности было проведено анкетирование педагогов, и анализ уровня общепедагогической ИКТ-компетентности;

• уровень предметно-педагогической ИКТ-компетентности был определен в ходе проведенного анализа деятельности педагогов по использованию ИКТ.

В диагностике приняли участие все педагоги образовательного учреждения, по ее результатам выявлено, что некоторые компоненты ИКТ-компетентности педагогов соответствуют требования профессионального стандарта, определенные компоненты необходимо расширить, часть - сформировать.

С учетом выявленных профессиональных дефицитов был составлен план обучения и методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ- компетентности (далее - План). После этого состоялось непосредственное проведение обучающих мероприятий, в соответствии с Планом.

В План вошли практические формы организации обучения педагогов - семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, которые были направлены на формирование следующих умений :

• пользование личной электронной почтой;

• пользование электронными носителями;

• создание электронной таблицы и диаграммы в Excel;

• создание презентации Power Point с гиперссылками, звуком, эффектами анимации;

• создание собственного электронного дидактического материала;

• осуществление взаимодействия и сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников с помощью информационно-коммуникационных технологий.

В рамках реализации реверсивной модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении ожидаются следующие профессиональные результаты педагогов :

• у наставляемых отмечается прогресс в области формирования общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностей, удовлетворенность от деятельности наставников, уверенность в собственных силах;

• уверенное знание программных продуктов Microsoft Office, их функций и возможностей;

• активное использование Интернет и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

• самостоятельное владение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

• наличие положительной мотивации к использованию ИКТ;

• активное применение ИКТ для разных форм образовательной деятельности : индивидуальной, групповой, фронтальной;

• готовность к проведению выступлений, представлений опыта деятельности, консультаций, с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе с использованием дистанционных онлайн сервисов.

В рамках образовательного процесса по мы выделили следующие векторы реверсивного наставничества : проектная деятельность, музыкальное и изобразительное творчество, физкультурно-оздоровительное сообщество, вебдизайн и мультипликация, взаимодействие с родителями.

Реверсивное наставничество является современной формой обучения и способом развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. В этом процессе для педагогов важно вдохновение для достижения целей, развитие партнерства, толерантности разных поколений и возрастов для лучшего понимания друг друга.

К качествам, препятствующим занятию наставнической деятельностью, можно отнести избыточную авторитарность, эгоцентризм, тревожность, невротизм, склонность к гипер опеке, перфекционизм, выраженную интроверсию.

Наоборот, предпочтительными компетенциями реверсивного наставника являются эмоциональный интеллект, готовность к разновозрастной коммуникации, обучению, педагогический такт, готовность к сотрудничеству, способность решать нестандартные задачи, толерантность.

Одним из направлений реверсивного наставничества является определение конкретных целей и тем для обсуждения, целенаправленная работа с конкретными субъектами, сведущими в определенной области. Важным является то, что молодой педагог понимает, что его мнение ценится, его понимают и то, что он умеет, действительно может быть полезно для более эффективной организации образовательного процесса в будущей профессиональной деятельности. Такой подход помогает развиваться всем участникам программы.

Задачами активизации профессионального педагогов дошкольного образования на основе реверсивного наставничества являются :

стимулирование интереса и мотивации молодых воспитателей к самообразованию и наставничеству;

трансляция деятельности, в которую предполагается вовлечь наставляемого;

актуализация у наставляемого устойчивой мотивации к деятельности;

нацеленность на сотрудничество, взаимодействие между разными поколениями, на проявление эмпатии, толерантности;

создание условий для успешного освоения навыков, сформированных в ходе предлагаемой деятельности, включающей «развивающий дискомфорт»;

совершенствование навыков анализа и рефлексии собственной образовательной и профессиональной деятельности.

Нами выделены направления решения задач в рамках реверсивного наставничества :

создание условий для положительной мотивации молодых воспитателей и опытных педагогов к освоению исследовательской функции наставнической деятельности, к саморазвитию;

содействие организации педагогической поддержки, обучения старшего поколения педагогов современным технологиям, умениям с учетом субъективного личностного опыта;

использование различных способов педагогического сопровождения на всех этапах реализации реверсивного наставничества;

создание творческого развивающего пространства педагогов, родителей и детей дошкольного возраста на основе совместной организации воспитательно-образовательных мероприятий разного вида и уровня.

Деятельность по реализации реверсивного наставничества включает этапы :

прогностический, адаптационный, включающий определение целей взаимодействия, выстраивание взаимоотношений понимания и доверия, выявление умений и навыков, диагностику умений, запросов, ожиданий педагогов;

практический этап творческого поиска, ориентированный на приобретение профессиональной компетентности, создание ситуации успеха в процессе формирования и корректировки определенных умений;

оценочно-рефлексивный, направленный на развитие и совершенствование знаний, умений, навыков, формирование мотивации к инновационной деятельности, проектирование и развитие профессиональной карьеры;

аналитический: анализ уровня сформированности определенных навыков, степени готовности их применять, перспективных направлений развития.

На первом этапе проводится анкетирование, определяется круг вопросов для совместной деятельности, определяются цели, к которым стремятся как молодые педагоги, так и старшее. Вопросы носят характер уточнения: что интересует педагога : «Над чем бы Вы хотели по- работать со своим коллегой, группой; какие идеи Вас захватывают больше всего; чему бы Вы хотели научиться у других воспитателей; какие технологии Вам помогут в реализации идей?»

На втором и третьем этапах запускается процесс приобретения и совершенствования профессиональных компетентностей, создаются ситуации успеха, при этом используются различные методы, технологии, формы наставнической деятельности, активизирующие познавательную активность педагогов. На третьем анализируются результаты, намечаются перспективные направления дальнейшего взаимодействия.

Основной метод реверсивного наставничестваорганизация деятельности сопровождаемого: совместное обсуждение, осмысление полученного опыта. Результативными также являются обсуждение (беседа, рефлексия, создание развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных ситуаций, создание условий, среды для освоения предлагаемой деятельности, личный пример, информирование, консультирование, дискуссия, круглый стол, игра, мастер-класс и др.

Результативность совместной деятельности оценивалась по показателям:

личностная готовность к инновациям, их применению в профессиональной деятельности;

отношение к наставнической деятельности, позитивное реагирование на предлагаемое обучение, взаимодействие;

способность действовать в рамках освоенной деятельности при измененных обстоятельствах;

устойчивая внутренняя мотивация к осваиваемой деятельности;

уровень самоанализа, рефлексивных умений педагогов.

Соответственно для молодых педагогов было важно :

научиться целенаправленно и дифференцированно планировать, организовывать деятельность, опираясь на выявленные потенциальные возможности обучаемых;

повысить уровень своей познавательной активности, инициативности, ориентированности в решении задач с учетом потребностей, затруднений, достижений;

повысить уровень мотивации к самообразованию, наставнической деятельности, интереса к профессиональной деятельности;

активизировать собственный творческий потенциал, спроектировать стиль педагогического общения, деятельности, карьерную траекторию.

Анализ результатов вовлечения всех педагогов МБДОУ г. Горловки № 12 «Ромашка» в форму реверсивного наставничества по представленным показателям продемонстрировал успешность работы в этом.

На основе открытости в рамках реверсивного наставничества создавалась творческая, комфортная атмосфера, предполагающая высказывание своего мнения, постановку вопросов, которые волнуют, презентацию своих успехов, достижений, в ходе которой передается опыт сформированности полученных новых умений и навыков.

Реверсивное наставничество помогает построению профессиональной карьеры, позволяет использовать большую часть учебных ресурсов для освоения ключевых компетенций, обеспечивает взаимопонимание, постоянное и творческое общение обучающихся.

В процессе реверсивного наставничества у воспитателей формируется умение управлять процессами, включающее критическое мышление, комплексное решение проблем, инициативность, самостоятельность, ответственность, сотрудничество, эмоциональный интеллект, цифровую грамотность, обучаемость, открытость новому, применение исследовательских навыков, мультикультурность, креативность, владение экзистенциальными навыками, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни в различных жизненных контекстах.

Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита. Решение этой задачи помогло самостоятельно преодолевать внутренние (несформированность субъектной позиции, несамостоятельность, социальную дезадаптацию, внешние препятствия в виде социальных, образовательных, профессиональных проблем, научиться самоуправлению процессами собственного развития в условиях введения инноваций, новых ситуативных требований.

Таким образом, развитие системы реверсивного наставничества обеспечивает интегрированный и индивидуально ориентированный подход к раскрытию потенциала каждого субъекта образовательного процесса, помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой, дополняя знания, полученные в ходе формального обучения, активным и талантливым воспитателям планировать карьерную перспективу, становясь более ответственными, самостоятельными, целеустремленными, сформировать свой индивидуальный стиль педагогического общения. Включение реверсивного наставничества в образовательное пространство дошкольного образования предполагает формирование и оценивание универсальных, профессиональных компетентностей педагога, организацию его самостоятельной деятельности, проектирование и реализацию индивидуальной образовательно-карьерной траектории.

Публикации по теме:

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Мастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. ФотоотчетМастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. Фотоотчет Что такое мастер-класс? Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным.

ОД педагогов-специалистов дошкольного учреждения с разновозрастной группой воспитанников семейных детских садов (фотоотчет)ОД педагогов-специалистов дошкольного учреждения с разновозрастной группой воспитанников семейных детских садов (фотоотчет) В нашем образовательном учреждении 10 семейных детских садов. В семейных группах воспитываются более 30 детишек в возрасте от 2 месяцев.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реверсивная модель наставничества как форма повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 12 марта 2023 в 20:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реверсивная модель наставничества как форма повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Самойленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД