Лучший педагог года

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

Татьяна Курилова
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.

Правильная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Публикация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора» размещена в разделах

Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Именно фольклорные произведения : потешки, колыбельные песенки или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных оттенков. Это своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребенок познаёт тонкости родного языка.

Огромное положительное влияние фольклора на развитие речи детей, отмечали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие советские писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали многие известные педагоги (Флерина, Е. А. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова).

Поэтому я решила использовать в своей педагогической деятельности малые фольклорные жанры в речевом развитии детей младшего возраста.

Потешки, пестушки небольшие стихотворения- приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка. Они помогают налаживанию контакта между взрослым и ребенком с самого рождения, учат ребенка понимать родную речь. Это достигается выполнением движений под руководством слов, ведь слово в потешках и пестушках неразрывно связано с жестами, которые выполняет ребенок.

В моей работе потешки незаменимы, я использую их в любых режимных моментах: во время умывания, кормления, во время сна, пробуждения, на прогулке, в играх.

Привлечь внимание малышей, заинтересовать их мне помогают загадки.

Загадка ненавязчиво, деликатно воспитывает ребенка, приобщая к нравственным ценностям русского народа, его житейским мудростям. Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме).

Я начинаю знакомить малышей с простыми загадками, так называемого первого уровня сложности. Эти загадки основаны на перечислении признаков предмета, явления. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединении их в одно целое).

В подборе загадок я учитываю то, что у малышей младшего дошкольного опыта еще не богатый жизненный опыт. Поэтому загадки должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, содержащие в себе отгадку предметов или явлений, с которыми ребенок сталкивается в быту, оказывает на него эмоциональное воздействие. Самое главное отгадку необходимо показать ребенку, используя картинку или игрушку.

Знакомлю своих малышей с чудесным миром сказок. Сказка – это не только чудесный мир, но и один из главных источников познания действительности. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Первые сказки, с которыми знакомится ребенок, имеют несложный сюжет, немного героев, элементы повторения. Это «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».

После чтения сказки детям я инсценировала ее с помощью настольного театра, фланелеграфа, игрушек, привлекая детей к участию по ходу показа. При повторном рассказывании сказки, чтобы побудить детей проговаривать слова, использовала простые вопросы. Например, как кудахтала курочка, что посадил дед, как пищала мышка и т. п.

Я проводила с детьми, используя персонажи сказок, игровые упражнения, направленные на активизацию в речи предлогов (Где стоит внучка? Где сидит колобок? Где лежит яичко, прилагательных (Какого цвета шубка у лисы? Какой по величине медведь? Какой формы колобок? и т. п.)

Также предлагала детям стать участником событий сказок с помощью игр – драматизаций: попрыгать как зайчик, как волк напугать колобка, попроситься в теремок, как это делала лягушка – поскакушка.

В моей группе есть театральный уголок, в котором самостоятельно или в совместной деятельности малыш может встретиться с любимыми героями сказки, поиграть с пальчиковым или настольным театром, с матрешками, надеть маску животного и преобразиться в любимого персонажа, полистать книги с потешками и сказками, шумовыми музыкальными инструментами озвучить сказку (сыграй на бубне как ходит мишка - косолапый, как побежит зайка). Таким образом, малыш оказывается в радостной атмосфере сказок, снимает нервное напряжение, успокаивается.

Работа по развитию речи невозможна без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Чтобы повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей посредством малых жанров фольклора,

я провела консультации «Потешка в помощь маме», «Чем занять ребенка в выходные?», «Какие сказки читать детям?», родительское собрание «Как разговорить малыша», в родительском уголке выставляла текст потешек, с которыми знакомились дети в группе, организовала выставку книг «Народная педагогика», творческих работ семей воспитанников «Любимая сказка нашей семьи».

Таким образом, малые фольклорные формы, как средства развития речи в работе с детьми младшего дошкольного возраста, способствовали овладению лексикой родного языка, звуковой культурой речи.

Публикации по теме:

Описание педагогического опыта «Развитие речи детей посредством приобщения к русскому народному фольклору» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком родного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора
Опубликовано: 11 апреля 2015 в 09:36
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Курилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД