Лучший педагог года

Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста посредством сенсорного воспитания

Светлана Павловна Липатова
Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста посредством сенсорного воспитания

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

«Воспитание чувств надо начинать методически, с младенческого возраста,

и продолжать его во весь период обучения, который подготовляет

индивида к жизни в обществе».

Мария Монтессори

Публикация «Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста посредством сенсорного воспитания» размещена в разделах

Маленького человека окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если подобное знакомство происходит не

организованно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно

нередко оказывается неполным. Родителям необходимо помнить, что перцептивные процессы организма можно и нужно развивать, совершенствовать, и самый благоприятный

период для подобной работы – это дошкольное детство, так как психика маленького человека еще пластична.

Ранний возраст является самым ценным возрастным этапом развития ребенка. В возрасте 2-4 лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идёт под влиянием

продуктивной, конструктивной и художественной деятельности.

Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Когда ребенок сталкивается с многообразием окружающего

форм, красок и событий, нужно помочь ему освоится в этом мире и подтолкнуть его к самосовершенствованию. Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование

правильной речи. Осваивая сенсорные эталоны, ребенок обогащает словарный запас

и постепенно начинает употреблять их в деятельности.

При рассмотрении вопросов речевого развития детей раннего дошкольного возраста,

большое значение необходимо уделять сенсорному развитию. С одной стороны сенсорное развитие составляет фундамент общего познавательного развития ребенка, с другой

– имеет самостоятельное значение. Базовым для развития всей психики ребенка является

сенсорный опыт. Поэтому вся работа с детьми раннего дошкольного возраста строится

на чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о предмете: форме, величине,

расположении предметов в пространстве. Необходимо давать детям возможность играть

со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала, поверхности (камешки, крупа, орехи, шишки, листья, фольга, и т. д.). Ребенок значительно быстрее связывает с предметом, действием, признаком новое слово, если оно широко опирается при

знакомстве на различные анализаторы.

Для сенсорного развития широко используются дидактические игры разного вида.

Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Это

означает, что он исследует предметы с помощью рук. Через полученный опыт он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум.

Дидактические игры, которые являются для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе

различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми

движениями, действиями. Иными словами, игра-это работа ребенка над самим собой.

Речевое развитие напрямую зависит от мелкой моторики рук. Мелкая моторика – одна

из сторон двигательной сферы. Которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем

раньше мы начнем уделять внимание, этому аспекту, тем раньше услышим первое слово.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.

Существует множество способов и увлекательных игр развития речевой активности

детей раннего дошкольного возраста через сенсорное воспитание :

- Пальчиковая гимнастика (стихотворные тексты, игры с крупой, шишками и т. д.) -

это один из наиболее интересных и эффективных способов развития моторики рук ребенка;

- Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрешки, пирамидки, рамки вкладыши, кубы);

- Разноцветные бельевые прищепки – развитие восприятия, воображения, фантазии,

конструктивного мышления, речи;

- Дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме, величине,

ориентировка в пространстве и во времени;

- Дидактические игры для представления о целостном образе предмета (подбери по

цвету, спрячь мышку, разноцветные бусы);

- Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, звучании

(Фрукт или овощ, Съедобное – несъедобное).

Все эти игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное воспитание и общую

моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость.

Занимаясь с самыми маленькими, основное внимание следует уделять сенсорному

развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторики.

Список используемых источников

1. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) : методическое

пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. - Москва: Мозаика - Синтез, 2009.

2. Черткоева В. Г. Проблема сенсорного развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста : монография / В. Г. Черткоева, Л. Т. Зембатова; Министерство науки

3. Литвинова О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Восприятие художественной литературы: конспекты занятий 2-3 года / О. Э. Литвинова. - Санкт-Петербург:

Детство-пресс, 2016. – 134 с. ; ISBN 978-5-906797-02-5.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев»Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев» Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста посредством сенсорного воспитания
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 15:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста посредством сенсорного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Павловна Липатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД