Лучший педагог года

Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра

Людмила Володенкова
Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра

Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра.

С каждым годом увеличивается число «неговорящих детей», поступающих в дошкольные учреждения. С такими детьми работаем мы учителя-дефектологи, учителя-логопеды. Среди безречевых детей встречаются дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР, с сенсомоторной и моторной алалией, расстройством аутистического спектра (далее – РАС, интеллектуальной недостаточностью. Значительно увеличилось число детей с ранним детским аутизмом и детей с аутичными компонентами. Детский аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального развития, поэтому ребенка с РАС можно встретить и в специальном, и в обычном детском саду. В связи с тем, что в наш детский сад чаще стали поступать дети с таким диагнозом, в нашей работе возникла потребность более глубокого изучения этого нарушения. Мы ознакомились с рядом статей российских и зарубежных авторов (Л. Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей», Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюис «Занятия по модификации поведения для аутичных детей : руководство для родителей и специалистов», опубликованных по этой теме. Познакомились с рекомендациями различных общественных фондов по поддержке детей с аутизмом, методическими рекомендациями, адаптированными образовательными программами для детей с РАС.

Публикация «Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах

Причинами развития РАС называют:

генные модификации;

органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);

гормональные сбои, нарушение обмена веществ;

воздействие вирусных и бактериальных инфекций;

ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);

чрезмерное употребление антибиотиков;

химическое воздействие на организм матери в период беременности;

наследственная предрасположенность.

Практические занятия показали, что интенсивное обучение, требующее от детей с РАС активно контактировать со сверстниками и педагогами, родителями может привести к нормальному функционированию этих детей.

А исследования, в этой области, говорят, что развитие необходимого словарного запаса к возрасту пяти лет дает наиболее положительные результаты развития детей с РАС в дальнейшем, напрашивается вывод, что чем раньше будет поставлен диагноз и начнется интенсивная коррекция нарушений у таких детей, тем прогнозируется наиболее лучший результат. Поэтому так важно заметить проявления РАС еще в раннем детстве. Для диагностики можно использовать диагностическую карту, разработанную К. С. Лебединской и О. С. Никольской «Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма», обследование С. С. Морозовой.

Первичные проявления РАС:

В период ползания ребёнок опирается на предплечья, при этом выставляя таз вверх;

движения плохо скоординированы, дети склонны падать на правую сторону при ползании;

В период начала ходьбы - опираются на пальцы ног, руки держат внизу из-за плохого равновесия;

Позднее исчезновение младенческих рефлексов;

Стремление уйти от общения, страхи, агрессия, самоагрессия;

нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении, сложности в освоении бытовых и социальных навыков;

Стереотипность поведения.

Моторные стереотипии: раскачивания, потряхивания руками, однообразные манипуляции с предметами.

Сенсорные: ритмичное раскачивание, надавливание на глаза.

Речевые: многократное бессмысленное повторение фраз, звукосочетаний.

Такие дети не говорят и не испытывают желания говорить. Поэтому, работу необходимо начинать, с развития предпосылок к речи, установления зрительного контакта, имитации движений и действий с предметами. Мы учим говорить детей через игру, выполнять единичные команды, узнавать знакомых людей, указывать на желаемый предмет, развиваем понимание речи языковые и коммуникативные способности. Без установления зрительного контакта, невозможно развитие речи. Ребенок не реагирует на лицо педагога, так как оно для него, как «белое пятно». Он не смотрит в глаза. Для привлечения внимания аутичного ребенка мы используем маску. Постепенно знакомим ребенка с лицом, открываем глаза на маске, нос, рот и соотносим маску с лицом человека.

Дальнейшим шагом в формировании элементов невербальной коммуникации являются жесты.

На! (предложение, Дай! (просьба, Да (согласие, Нет (отрицание, Там (указание направления, Ай-ай-ай! (порицание, «Молодец», «Пока».

Затем учим подражать через игру:

«Постучи» Подражать ритмичному постукиванию двумя ложками о кастрюлю;

«Прикоснись» Наблюдать за другим человеком и имитируя, касаться трех собственных частей тела (нос, рот, глаза);

«Хлопни в ладоши» Подражая взрослым, хлопать в ладоши;

«Делай как я» Улучшать моторную координацию, выполняя движения «вверх», «в сторону» и «вниз»;

«Найди такой же» Соотнесение картинки с предметом и наоборот.

Как пример работы над развитием имитационных способностей предлагаем научить ребенка повторять упражнение с соской, работа проводится при многократном повторении.

Слова — это ритм. Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетических процессов, слоговой структуры слова, ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Работа проводится в игровой форме. Игры: «Понюхай цветок», «Погрейся на морозе», «Листья шелестят», «Покатай карандаш», «Чайник закипел», «Снежинки летят», «Футбол», «Надуй шарик», «Фокус», «Свистульки», «Вертушки», «Одуванчики», «Мыльные пузыри».

Подготовка артикуляционного отдела речевого аппарата к говорению осуществляется средствами пассивной гимнастики. Все упражнения выполняются сначала с помощью рук взрослого, а затем ребенок выполняет их самостоятельно.

Если ребенок не умеет просить, то это сформирует проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или самоагрессии.

Предварительный этап обучения — научить использовать указательный жест для выражения своего желания.

Учитель- дефектолог, учитель- логопед, показывая на соответствующую картинку, произносит: «Дай сок» или «Я хочу пить», закрывает последовательно каждую картинку фишкой, затем это делает ребенок с последующим переносом навыка просьбы с картинок в бытовые условия.

Для развития понимания речи мы используем следующие упражнения. Каждое упражнение следует повторять многократно, пока ребенок не усвоит полностью, и только после этого переходить к следующему упражнению.

Учим: узнавать собственное имя, прийти по речевому вызову.

Сначала ребенка направляет педагог к помощнику и наоборот, протягивает ему каждый раз награду и процесс повторяется до 4–5 переходов.

Садиться по речевому требованию, принести предмет, узнать себя в зеркале.

Формирование экспрессивной речи начинаем с подражания простым гласным звукам (А, У, О, Э, И, голосам животным.

Игру с пуговицами мы используем на подготовительном этапе развития предпосылок речевого общения и развитие мелкой моторики у неговорящих детей.

На занятиях, мы используем жесты: для проработки отдельных звуков. Иногда дети не обращают внимание на жесты, мимику, язык тела, который сопровождает речь. Утрируя их, привлекаем внимание ребенка. Использование дидактического материала позволяет удерживать внимание, снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Используя альбом с кармашками, в которых разложены картинки, для работы с неговорящими детьми, составляем рассказ по схеме. Раздав картинки ребенку, предлагаем ему выкладывать их на столе в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Помогаем составить рассказ по схеме : сначала - потом.

Развитие речи жизненно необходимо для неговорящих детей. Возможность высказывать свои мысли, нужды, потребности позволяет адаптировать его в окружающей действительности. Мы гордимся достижениями бывших наших воспитанников, успешно обучающимися в массовой школе.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День матери» с воспитанниками 4 классаФотоотчет «День матери» с воспитанниками 4 класса в т. о. «Журавлик» В ноябре 2018 года в творческом объединении "Журавлик" МБОУДО ЦВР "Подросток" прошло занятие под моим руководством, совместно.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия»Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия» Работа с одаренными детьми в ДОУ - одно из важных направлений деятельности педагога, нашедшее своё место в перечне задач ФГОС ДОУ и в президентской.

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Самоанализ деятельности воспитателя за 2019–2020 учебный год (результаты мониторинга, работа с воспитанниками). Часть 1 Приоритетным направлением деятельности в учебном году была работа над программой Кадрового потенциала, результатом этой работы стали:.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Вязаные насекомые и не только для игр с воспитанникамиВязаные насекомые и не только для игр с воспитанниками Вот такая необычная компания появилась у воспитанников специальной группы. В ней как видите, не только насекомые, но и улитка, лягушка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 17:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Володенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД