Лучший педагог года

Работа над падежными окончаниями у дошкольников.

ольга пылинская
Работа над падежными окончаниями у дошкольников.

Мой проект «Тропинки к правильной речи» - это работа над правильным употреблением падежей в речи детей дошкольного возраста (3 – 6 лет). Дети с общим недоразвитием речи с трудом усваивают грамматические категории языка, в частности падежные окончания. Это выражается в искажении падежных окончаний, в сведении падежных форм к начальной форме именительного падежа и во взаимозаменяемости форм косвенных падежей.

Публикация «Работа над падежными окончаниями у дошкольников,» размещена в разделах

Детям трудно переключаться с заученной именной формы слова. Начальный облик слова, оказываясь чрезвычайно устойчивым, мешает развиваться формам косвенного падежа. (Зайка ест морковка. Я даю корм лошадка.) Дети часто затрудняются при различении форм именительного и винительного падежа из-за близости этих форм. Аграмматизм падежных форм встречается и из-за ошибочного родового оформления. (Вижу рыбу. Вижу быку.) Легче усваивается детьми существительные женского рода, труднее среднего.

Рекомендуется следующая последовательность работы над падежами : именительный, винительный, родительный, дательный, творительный, предложный. Сначала берем беспредложные формы.

Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, причиной чего является отсутствие умения контролировать как их содержание, так и форму.

Анализ литературы по данной теме показал, что материала на отработку падежей мало. В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи важно учитывать системный и последовательный подход. На отработку каждого падежа я постаралась дать много картинного материала. Также на отработку каждой грамматической категории были подобраны картинки одной лексической темы. Например «Животные» - на винительный падеж, «Посуда» - на родительный падеж. Таким образом есть возможность закрепить словарный запас ребенка.

Работа над каждым падежом строится по следующему плану:

- работа над словом (добавь слово в нужной форме – скажи правильно);

- работа над словосочетанием, включающее данное слово;

- работа над предложением.

При этом все внимание ребенка привлекается только к нужной грамматической форме. (например винительный падеж). Слово, его изменение, словосочетание или предложение являются содержанием умственной работы детей. Дети получают образец, который должны запомнить и использовать в самостоятельной речи.

Картинный материал подобран таким образом, что у всех слов на одной картинке одинаковые окончания. Это очень важно для формирования речевого стереотипа.

Всем известно, что для маленького ребенка очень важна наглядность. Начинаю работу с игрушками, которые можно потрогать, повертеть. Это важно, т. к. мы выполняем действия с игрушками и оречевляем выполненные действия. Берем игрушки, обозначающие существительные женского рода, например: лиса, сова, киса, тетя, корова, и т. д. Второй набор игрушек – мужского рода: бык, жираф, слон, еж, тигр и т. д.

Во всех падежах сначала отрабатываем окончания существительных женского рода, затем мужского. Вначале отрабатываем изменение окончаний с игрушками, затем по картинкам.

Именительный падеж : Скажи, кто это? Ребенок называет: Это лиса. Это сова.

-Винительный падеж. 1) Скажи, кого ты видишь? Лису, сову, рыбу.

Скажи полным предложением. Я вижу лису.

2) Положи лису. Что ты положил? Лису. Рыбу.

Поставь лису. Что ты поставил? Лису. Сову.

Подключаем картинки. Кого видит мальчик? Кого кормит мама? Сначала ребенок отвечает одним словом, затем полным предложением.

Если ребенок усвоил изменение окончания в винительном падеже женского рода, переходим к мужскому роду. Работаем по такой же схеме.

Вижу (положу, поставлю) быка, ежа, тигра.

Мальчик видит жирафа, слона, быка и т. д.

-Родительный падеж. Скажи, кого нет. Ребенок закрывает глаза, одну игрушку прячу. Нет козы. Нет совы. Сначала женский род, потом мужской. Нет быка.

Если это получается хорошо, даем предлог. У кого длинный хвост? У кого большие глаза? У совы, у лисы. У быка, у жирафа.

- Дательный падеж. Кому дашь угощение? Ребенок дает игрушечный фрукт или угощение и говорит, кому он дает. Дам козе, лисе. Дам быку, слону.

Если это задание хорошо выполняется ребенком, можно ввести еще одно слово в предложение (прежде отработанный винительный падеж). Дам конфету лисе. Дам сливу слону.

-Творительный падеж. Предлагаю ребенку игрушки: щетку, пилу, вилку, ложку. Скажи, чем ты ешь? Чистишь зубы? Пилишь? Пилой, щеткой, вилкой.

Ответы вначале односложные. Затем из трех слов. Я пишу ручкой. Я поливаю лейкой. Потом переходим к мужскому роду. (топором, молотком и т. д.) Подключаем картинки. Помоги мальчику ответить. Чем рубят дрова? Топором. Чем строгают? Рубанком.

Скажи полным предложением. Дрова рубят топором.

-Предложный падеж. Берем любую игрушку, ставим на стол, стул, полку и т. д. Скажи, где игрушка? На столе, на стуле.

То же самое по картинкам. Где (на чем) сидит бабочка? О чем мечтает девочка? О платье, о кофте. Скажи полным предложением. Девочка мечтает о кофте.

Публикации по теме:

Cообщение на метод. объединении «Весёлые развлечения как форма педагогической работы над предложно-падежными конструкциями»Cообщение на метод. объединении «Весёлые развлечения как форма педагогической работы над предложно-падежными конструкциями» Управление образования администрации Ленинского муниципального района Московской области МБДОУ Детский сад №42 «Родничок» ТЕМА: «Весёлые.

Краеведческая работа в ДОУ — важное средство патриотического воспитания дошкольников В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- патриотических качеств и прежде всего чувства.

Кружковая работа. Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников Детские творческие объединения как условие успешной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Кружковая работа по познавательному развитию «Логика для дошкольников» Кружковая работа по познавательному развитию «Логика для дошкольников» Составила: Воспитатель Щербакова М. Е. МДОУ №82 г. Саратов Содержание.

Практико-значимая работа Формирование нравственного воспитания младших дошкольников Введение Как всякий организованный процесс, воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку.

Практико-значимая работа на тему «Формирование и развитие коммуникативных навыков дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Повышение квалификации).

Работа кружка «Почемучки» как особая форма исследовательской деятельности дошкольников Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Одним из видов игр, которые могут быть.

Работа с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является.

Работа в диадах как средство социально-коммуникативного развития дошкольников Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки (дипломная работа) Форма Ф. 4-40. Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа над падежными окончаниями у дошкольников.
Опубликовано: 22 июня 2016 в 10:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа над падежными окончаниями у дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем ольга пылинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД