Получи документы

Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями

Алла Александрова
Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями

Психолого-педагогическое сопровождение детей

с речевыми нарушениями

В настоящее время широко употребляется словосочетание «психологическое сопровождение». Значение этого термина неоднозначно:

«сопровождение естественного развития», «сопровождение отношений»,

«психолого-педагогическое сопровождение». Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Это означает:

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе развития. Сопровождение занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе.

2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром.

Таким образом, деятельность практического психолога ориентирована

на создание условий, организацию среды, в которой развитие детей будет происходить более успешно. Создать среду, в которой ребенок мог бы открыть для себя свой внутренний мир и научился бы им управлять – профессиональная задача психолога.

Дети с речевыми нарушениями – составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных, профилактических аспектов психолого-логопедической помощи детям, психолого-педагогического сопровождения в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику.

Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с ОНР учеными Л. И. Беляковой, О. Н. Усановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, показывает своеобразие их психического развития.

У детей логопедических групп зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов. Меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности, в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, словарный запас отстает от возрастной нормы. Затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Особенности речевого развития могут сочетаться с нарушениями коммуникативной функции, проявлениями тревожности и агрессивности разной степени выраженности, особенностях поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Речевые нарушения сказываются на формировании самосознания и самооценки.

Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Целью сотрудничества учителя-логопеда, педагога-психолога, а также других специалистов и педагогов является создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное развитие, а также развитие эмоциональной сферы.

Одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. Трудности социальной адаптации,

сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский. В процессе коррекционной работы с детьми важную роль играет обращение к личности.

При работе с детьми с речевыми нарушениями педагогам важно:

1. Поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ «Я».

2. Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере ребенка.

3. Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

4. Отказаться от негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.

5. Избегать навязывания вопреки желанию ребенка способа деятельности и поведения.

Необходимо осуществлять всю коррекционно-развивающую работу в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями).

Основные задачи педагогов в работе с родителями детей:

1. Установление доверительных отношений с родителями.

2. Просвещение по психолого-педагогическим проблемам воспитания и развития.

3. Обучение приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком.

4. Консультирование по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемах ребенка.

5. Поддержка родителей в кризисных ситуациях.

Психологическое сопровождение детей должно быть ориентировано на коррекцию невротических проявлений и на повышение самооценки и уверенности в себе детей.

Соответственно, основными задачами психокоррекционных занятий являются:

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;

- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

- коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера;

- обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний;

- работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.

Психокоррекционной работе способствуют также создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе образовательного учреждения, уважительное отношение к воспитанникам.

Для детей с нарушениями речи очень важен аспект личностного развития, он является наименее изученным из всех аспектов психического развития. Разработка этой проблемы будет способствовать совершенствованию системы психолого-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями, которая предполагает тесное профессиональное взаимодействие всех специалистов и должна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом дошкольного учреждения.

Литература:

1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. – М. : Книголюб, 2004. – 104 с.

2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – М. : Генезис, 2007. – 208с.

3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. – СПб. : Издательство «Лань», 2003.

4. Филютина Т. Н. От психологии помощи к психолого-педагогическому сопровождению / Т. Н. Филютина // Перспективы развития практической психологии : материалы межрегиональной научно-практической конф., Шадринск, ноябрь, 2001 г. / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2001. -

С. 11-15

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражненийПсихологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений «Психологическое сопровождение детей с ТНР средствами нейропсихологических игр и упражнений» Работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениямиДидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 21 апреля 2024 в 19:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД