Лучший педагог года

Программа дополнительного образования. Аппликация «Цветные ладошки»

Светлана Лазарева
Программа дополнительного образования. Аппликация «Цветные ладошки»

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:

Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013;

Публикация «Программа дополнительного образования, Аппликация „Цветные ладошки“» размещена в разделах

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Направленность дополнительной образовательной программы :

по содержанию: художественно-эстетическая;

по функциональному предназначению: кружковая;

по форме организации: занимательные игры-занятия;

по времени реализации: годичная.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Актуальность проблемы

Значимость занятий нетрадиционными видами аппликации для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:

- развитие художественного вкуса;

- формирование художественных и графических навыков;

- становление эстетического восприятия окружающего мира;

- развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии;

- воспитание культуры зрителя;

- формирование знаний о мировой художественной культуре;

- развитие мелкой моторики.

Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к окружающему миру.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Выбор нетрадиционных техник аппликации в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Эти техники помогают развивать ребенка всесторонне, способствуют развитию детской художественной одаренности.

Значение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития ребенка

• Закрепляет знание цветов, развивает цветовосприятие, чувство композиции, колорита, ритма;

• Знакомит с художественными нетрадиционными техниками изодеятельности и средствами создания образов;

• Учит создавать образы техникой : аппликация из круп и семян,

объемная бумажная аппликация, аппликация из листьев, аппликация из ваты, аппликация из ниток, аппликация из макарон, аппликация из пластилина; объединение этих техник в одной композиции.

• Развивает малую мускулатуру кисти, мышечный тонус, зрительно-двигательную координацию.

• Развивает пространственное воображение.

• Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

• Развивает эстетические чувства

• Способствует развитию ассоциативно-образного мышления.

• Вызывает у детей интерес к творчеству и эксперименту.

Виды аппликации :

– предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);

– сюжетная, отображающая те или иные события;

– декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Цель программы : Развитие художественно – творческих способностей детей посредством обучения нетрадиционным техникам аппликации.

Задачи программы :

Обучающие:

- Знакомить детей с новыми, нетрадиционными приемами и техниками изобразительной деятельности, закреплять уже известные.

-Сформировать начальные знания о себе, о природном и социальном мире, в котором живет ребенок.

-Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Развивающие:

-Развивать мелкую мускулатуру рук ребенка.

-Развивать умение достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания.

-Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление.

Воспитывающие:

-Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

-Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Основные принципы:

- творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих и исследовательских способностей детей);

- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- поэтапности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- динамичности (от самого простого к сложному);

- сравнений (разнообразие вариантов заданной темы);

- выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

Методы и приемы организации художественно-эстетической деятельности:

• Художественное слово.

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту, прежде чем взять кисть и краски.

• Педагогическая драматургия.

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину, которую потом дети воплощают в своих рисунках.

• Игра.

Игра является одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребёнка дошкольника.

Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребёнка на самые важные ориентиры – эстетические, нравственные.

• Экспериментирование.

В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства предмета, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования, преобразования.

• Беседы, работа с наглядным материалом.

• Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

• Чтение и заучивание художественной литературы.

• Рассматривание репродукций картин.

Общий план занятия:

• На каждом занятии используется дополнительный материал : аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры и т. д.

• Подготовка к занятию

• Введение в тему занятия (загадки, стихи)

• Показ образца;

• Рассматривание образца и анализ;

• Практическая часть

• Показ педагогом процесса изготовления работы;

• Самостоятельное изготовление детьми работы;

• Оформление образа;

• Анализ работ детей.

Роль педагога во время проведения занятия:

Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.

Пробуждать любознательность, интерес детей к изображаемым предметам, явлениям.

Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.

Примерный алгоритм проведения занятия:

Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

Определение типа вида и тематики занятия.

Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

Самостоятельное изготовление детьми работы.

Форма занятий: занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность ООД 30 минут (среда или четверг) с 15.30 по 16.00. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика.

Цикл занятий предназначен для детей 6-7 лет для всех детей группы. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация.

Формы работы:

Индивидуальная.

Групповая.

Материально-техническое обеспечение:

Дети 6-7 лет:

-демонстрационная доска, дидактический материал, аудиозаписи в соответствии с темами занятий;

-картон и бумага различного формата и цвета, фольга, цветные карандаши, гуашь, кисти круглые и плоские разного размера и жёсткости, ватные палочки, ватные диски, сухие макароны, крупы, семена, сухие листья и растения, баночки для воды, трафареты, клей ПВА, деревянные палочки, вата, клеёнки, салфетки одноразовые;

-место для выставки детских работ.

Формы подведения итогов:

Проведение выставок работ:

- в группе,

- в детском саду,

- организация персональных выставок,

-участие в художественных конкурсах.

Учебный план

Содержание программы

Месяц Тема Цель

Сентябрь

1. Диагностика Выявить интересы и способности детей

2. Вводное занятие Выявить интересы и способности детей

3. На что похожи листья Знакомство детей с техникой выполнения работы из осенних листьев

4. Мышка Учить работать в технике аппликация из листьев

5. Осенний лес Учить работать в технике аппликация из листьев

Октябрь

6. Осеннее дерево Учить работать в технике аппликация из листьев

7. Лебедь Учить детей работать в технике объемная аппликация из бумаги

8. Листопад

Учить детей работать в технике объемная аппликация из бумаги

9. Волшебные цветы Учить детей работать в технике объемная аппликация из бумаги

Ноябрь

10. Лесная полянка Учить детей работать в технике объемная аппликация из бумаги

11. Корзина с цветами Учить детей работать в технике объемная аппликация из бумаги

12. Колосок из макарон Познакомить детей с художественным материалом - макаронные изделия, учить работать с материалом

13. Цветы из макарон Учить детей технике аппликация из макарон

Декабрь

14. Снежинки Учить детей технике аппликация из макарон

15. Снегири на ветках

Учить детей работать в технике объемная аппликация из бумаги

16. Домик Учить детей работать в технике объемная аппликация из бумаги

17. Одуванчики Продолжать учить детей работать в технике объемная аппликация из бумаги

Январь

18. Лягушка Закреплять навыки работы в технике объемная аппликация из бумаги

19. Белая кувшинка Закреплять навыки работы в технике объемная аппликация из бумаги

20. Овечка Учить детей работать в технике аппликация из ваты

Февраль

21. Зайчик Учить детей работать в технике аппликация из ваты

22. Снеговик Закреплять навыки работы в технике аппликация из ваты

23. Полосатый кот Обучение равномерному распределению различных видов крупы по намазанной поверхности. Знакомство детей с нетрадиционным видом аппликации.

24. Белый гриб-боровик Учить детей работать в технике «насыпка»

Март

25. Лес Учить детей работать в технике «насыпка»

26. Жираф Учить детей работать в технике «насыпка»

27. Пушистые картины (медвежонок) Познакомить детей с техникой аппликация из ниток,учить детей работать в технике

28. Пушистые картины (котенок) Учить детей работать в технике аппликация из ниток

Апрель

29. Пушистые картины (собачка) Учить детей работать в технике аппликация из ниток

30. Пушистые картины (божья коровка) Закреплять навыки работы в технике аппликация из ниток

31. Пушистые картины (белочка) Закреплять навыки работы в технике аппликация из ниток

32. В летнем лесу Формирование навыков работы с пластилином, освоение новых приемов скатывания

Май

33. В летнем лесу Учить работать в технике аппликация из пластилина

34. Фиалка Продолжать учить работать в технике аппликация из пластилина

35. Выставка рисунков Подведение итогов.

36. Диагностика Выявить способности детей

Планируемые результаты:

Предметные.

Теория:

• Дети знают традиции русской национальной культуры, сезонные изменения в природе, природные условия разных климатических поясов, народные промыслы.

• Развитие познавательных способностей детей.

• Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.

Практика:

• Дети знают нетрадиционные приемы и техники аппликации и могут их использовать для развития художественного творчества.

• Дети умеют самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные им способы и средства выразительности.

Метапредметные.

Познавательные:

• У детей развивается интерес, и совершенствуются устойчивые технические навыки в изобразительной деятельности.

• Происходит накопление умений и навыков изобразительной деятельности для развития художественного творчества.

• Дети начинают проявлять самостоятельность в художественной деятельности.

Коммуникативные:

• Формируются коммуникативные навыки,

• Умение слушать,

• Воспринимать информацию,

• Эффективно общаться и сотрудничать с детьми в коллективе.

Регулятивные:

• Умение организовывать свое рабочее место,

• Умение ставить цели,

• Планировать свою деятельность.

Личностные:

• Трудолюбие, бережливость и аккуратность,

• Доброжелательное отношение к окружающим.

• Умение работать в коллективе.

Формы мониторинга

• Входной контроль в форме собеседования, тестирования, опрос, сентябрь. Текущий мониторинг в форме контрольных уроков, практических работ, выставок, декабрь.

• Промежуточный мониторинг в форме выставки, конкурса, контрольных занятий, апрель.

• Итоговый мониторинг в форме итоговой выставки, конкурса, собеседования, итогового занятия, май.

Оценочные материалы

Способы фиксации результатов:

• Проведение мониторинга учащихся в начале и конце года.

Показатели уровня овладения детьми художественной деятельностью.

Диагностические данные будут подведены и представлены в форме таблицы в октябре и мае текущего года.

Уч. год

Интеллектуально-эстетическое развитие Уровень творческих способностей Знание вида нетрадиционного рисования Владение нетрадиционными техниками рисования Выполнение основных видов работ

2021-2022 Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

В – высокий уровень

• Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.

• Самостоятельно использует в работе нетрадиционные техники изображения.

С – средний уровень

• Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.

• Самостоятельно использует в работе основные нетрадиционные техники изображения.

Н – низкий уровень

• Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.

• Использует в работе совместно с педагогом основные нетрадиционные техники изображения.

Оценка:

В (высокий) – выполнил задание полностью,

С (средний) – выполнение большей части поставленных учебных задач,

Н (низкий) - выполнение малой части поставленных учебных задач.

Учебно-методическое обеспечение

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001. -264с

2. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. Ред. Комаровой Т. С. - М. [Текст] : Пед. Общество России, 2002. - 147с

3. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

4. Грибовской А. А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий / [Текст] – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012 г.

6. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

7. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.

8. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

9. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.

10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

11. Кривоногова Л. Д. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006 - 46 с.

12. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16 л.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Программа кружка «Цветные ладошки» (вторая младшая группа) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБДОУ Концепция дошкольного образования предусматривает.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования. Аппликация «Цветные ладошки»
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 15:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования. Аппликация «Цветные ладошки»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лазарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД