Лучший педагог года

Проект в старшей группе «Мир звуков и букв» для детей 5–6 лет

Любовь Задорожняя
Проект в старшей группе «Мир звуков и букв» для детей 5–6 лет

Паспорт проекта

• Название: «Мир звуков и букв»

• Руководители проекта: Задорожняя Л. А.

• Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели

• Возраст детей: 5 - 6 лет

• Тип проекта: долгосрочный, познавательно-творческий, групповой.

Актуальность проекта: Обучение грамоте дошкольников – это выработка у детей умения ориентироваться в звука-буквенной системе родного языка и на этой основе – развития интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у детей осознание речи, её произвольность.

Публикация «Проект в старшей группе „Мир звуков и букв“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Кроме того, дети могут перейти к написанию печатных букв и основных элементов письменных букв.

В ходе реализации программных задач по подготовке к обучению грамоте я знакомила детей с буквами и звуками. Дети часто задавали вопросы: "Что такое звук и буква, чем они отличаются друг от друга", «Как написать букву Ж?». В ходе проводимых занятий было выявлено, что дети путают эти понятия, с трудом запоминают графические образы букв, затрудняются дать ответы на такие вопросы, как: «Из чего состоит речь?», «Из чего состоит слово?», «Какой звук мы можем назвать гласным?» и подобные вопросы.

В требованиях федерального государственного образовательного стандарта по направлению речевое развитие стоит одна из задач - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Поэтому у нас возникла идея разработать проект по теме «В мире звуков и букв».

Сроки проекта: октябрь 2020 – май 2021года.

Цели и задачи проекта

Цель: Учить детей проводить звука- буквенный анализ слова через использование различных видов детской деятельности

Задачи:

• Закреплять знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие «гласный», «согласный» звук, умение их правильно произносить.

• Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки.

• Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.

• Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.

• Формировать умения проводить звуковой анализ слов, используя зелёные, синие, красные круги.

• Знакомить с символами, которые обозначают звуки.

• Привлечь родителей к созданию альбомов, выставок.

• Развивать творческие способности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

• формирование у детей правильного графического образа букв алфавита;

• повышение родительской компетентности в вопросах подготовки к обучению детей грамоте; поддержание инициативы совместных занятий в семье.

• снятие чувства тревоги и сомнения перед новым этапом в обучении.

Работа с родителями:

• - организовать педагогическое просвещение родителей по подготовке детей к обучению грамоте, дать рекомендации проведения занятий в домашних условиях, научить справляться с капризами и неудачами детей, развивать интерес к учению;

• - формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Подготовительный этап:

• оценка речевой деятельности детей,

• подбор иллюстративного материала для занятий со звуками,

• подготовка художественной литературы по теме,

• иллюстраций с изображением букв русского алфавита,

• дидактических и настольно-печатных игр, направленных на закрепление знания букв русского алфавита,

• подготовка бросового и природного материала для изготовления поделок на занятиях,

• подготовка информационных листков и консультаций для родителей.

Основной этап:

1. Способствовать расширению знаний детей о звуках и буквах.

2. Продолжить знакомство детей со строением слова, предложения.

3. Учить проводить звуковой анализ слова устно и используя цветовые круги.

4. Учить подбирать слова с определённым звуком в разных позициях.

5. Расширять развивающую предметную среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на улучшение РППС.

6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).

Мероприятия проекта:

Речевое развитие

Чтение:

Александрова Т. В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников»

В. Берестов. «В стране звуков»

Ирис Ревю. «Сказки про буквы»

Стихи и загадки про алфавит и буквы.

Самуил Маршак. «Веселая азбука про все на свете»

Пальчиковые игры:

Сборник игр и упражнений с пальчиковыми буквами для старших дошкольников «Пальчиковая азбука»

Пальчиковая гимнастика. Стихи по буквам алфавита.

Упражнение «Повтори слова», «Запомни и повтори, «Закончи строчку», «Куклы заблудились», «Сколько слов со звуком Ш», «Слышишь ли ты звук?», «Подскажи Петрушке звук», «Подарки гостям», «Пропускаем мы во двор слов особенный набор»

Рассматриваем и обсуждаем: «На что похожа буква»

Познавательное развитие

Наблюдения: «Звуки вокруг нас», «Звуковая охота»

Беседы: «Почему осень называют золотой», «Правила друзей леса»

Настольные игры Лото «Назови картинку и найди первый звук», «Азбука», «Мои первые буквы»

Дидактические игры: «Дружные звуки», «Звуковое дерево», «Чудесная удочка», «Распредели картинки», «Сигнальщики», «Орешек и подушечка»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация, Рисование, Лепка: «Необычные буквы», «Сделай свою любимую букву», «Нарисуй (вылепи) свое имя», «Азбука», раскрашивание картинок на заданную букву, выкладывание букв из счетных палочек.

Физическое развитие

Игра малой подвижности «Утки и окуни», «Поймай звук», «Буквы рассыпались», «Составь слово», «Живые буквы», «Закончи слово».

Подвижные игры: «Найди свою букву в кругу», «Составь слог», «Найди картинку на букву», «Сколько слогов?»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Школа».

Беседы: «Чему учат в школе», «О школе», «Как хорошо уметь читать», «Кто изобрел алфавит»

Заключительный, обобщающий этап.

• Проведение мониторинга детей, после работы проекта.

• Оформление книги-азбуки на групповых занятиях;

• Оформление выставки в группе «Моя необычная буква» - выполнение: ребенок-родитель.

• Закрепление детьми знаний букв русского алфавита и правильного графического их написания.

• Расширение знаний родителей о этапе подготовки детей к обучению грамоте.

• Гармонизация детско-родительских отношений.

• Подведение итогов проекта «Мир звуков и букв», обобщение результатов работы.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Конспект НОД по дифференциации звуков [Ш] и [ Ж] «Белоснежка и гномы спешат на помощь!» в старшей группе Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении слов содержащих звук –Ж и Ж Развивать фонематический слух Автоматизировать и дифференцировать.

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группеКонспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков»Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу с детьми старшей логопедической группы по обучению грамоте: панно «Солнечный.

Пособие «Город звуков и букв»Пособие «Город звуков и букв» Пособие «Город звуков и букв». Поиски приёмов и методик для обучения грамоте старших дошкольников в логопедической практике не утратили.

Проект «Мир звуков» в подготовительной группе ПРОЕКТ «МИР ЗВУКОВ»(Подготовительная группа № 10 «Петушок») Над проектом работали воспитатели Тип проекта: информационно-исследовательский,.

«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности«В мире звуков и слов». Семинар-практикум в старшей группе компенсирующей направленности Семинар - практикум в старшей группе компенсирующей направленности «Пчелки» на тему «В мире звуков и слов» Цель: повысить компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Мир звуков и букв» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 18:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в старшей группе «Мир звуков и букв» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Задорожняя на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД