МААМ-картинки

Проект «Путь к успеху в период адаптации»

Надежда Новожилова
Проект «Путь к успеху в период адаптации»

Путь к успеху в период адаптации

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг.

От новорожденного до меня страшное расстояние».

Лев Толстой.

Информационная карта проекта.

Составитель проекта : воспитатель: Новожилова Н. Н.

Вид, тип проекта : долгосрочный

Цель проекта : создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Участники проекта : дети раннего возраста, воспитатели, родители.

Публикация «Проект „Путь к успеху в период адаптации“» размещена в разделах

Продолжительность проекта : с мая 2016г. - по май 2017г.

Актуальность проекта.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.

В привычную, сложившую жизнь ребё нка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития.

Основные задачи проекта :

Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОУ.

Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.

Повысить уровень психологической культуры родителей.

Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в группе.

Ожидаемый результат:

Успешная адаптация детей к ДОУ;

• Создание благоприятной атмосферы в группе;

• Тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в жизнь ДОУ

Полученный результат:

• в результате проекта дети успешно адаптировались и с удовольствием посещают ДОУ

• налажены доверительные отношения между родителями, детьми и сотрудниками ДОУ

• родители активно участвуют в жизни ДОУ

• создана благоприятная атмосфера для воспитания и развития детей

Продукты проекта :

• Работы детей и родителей по различным тематикам;

• Проведение родительских собраний с применением игровых упражнений для родителей, тренингов, выставок и т. п. ;

• Фото-выставки для родителей «Вот как нам интересно в детском саду»;

Коллекции в группе: «Мой любимый мультипликационный герой», «Волшебные звуки музыки».

План реализации проекта :

Первый этап - Подготовительный:

1. Определение темы проекта;

2. Формулирование цели и задач проекта;

3. Составление плана реализации основного этапа проекта;

4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;

5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

Второй этап – Основной:

• знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОУ;

• знакомство с участком, групповым помещением;

• сбор информации о потенциальных воспитанниках;

• ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;

• знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;

• выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;

• работа адаптационной группы до принятия детей в ДОУ:

организация совместных встреч будущих воспитанников, их родителей и педагогов на базе ДОУ;

организация развлечений для детей и их родителей: «В гости кошечка пришла», «Вот собачка Жучка», «Познакомимся с куклой Таней», «Мои любимые игрушки», «Курочка с цыплятами» и др. ;

ознакомление детей и родителей с репертуаром песен и танцев для раннего возраста для совместного и домашнего разучивания: «Серенькая кошечка», «Вот собачка Жучка», «Вышла курочка гулять», «Заинька», «Ай, да» и др. ;

организация упражнений для физического развития детей раннего возраста и проведение их совместно с родителями: оздоровительные дорожки, игры с мячами, фитбол, «загадочный тоннель», релаксации и др;

организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов по продуктивной деятельности: «Украсим платье для куклы Тани», «Праздничные салфетки», «Волшебное тесто», «Пшено для курочки» и др. с применением нетрадиционных техник лепки и рисования, конструирование из кубиков;

• установление партнерских, доброжелательных отношений;

• привлечение родителей к благоустройству группы;

• поэтапный прием детей в группу;

• постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

• консультирование родителей;

• наблюдения за поведением детей;

• организация библиотеки для родителей, развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции в вопросах адаптации малышей к ДОУ;

• оформление листов адаптации;

• заполнение карт нервно-психического развития детей;

• создание коллекции «Мой любимый мультипликационный герой», «Волшебные звуки музыки»;

• Подбор игр, направленных на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений и применение их на практике;

• участие родителей в конкурсах ДОУ;

привлечение родителей к участию в Акциях: «Подари в группу книгу», «У синички день рождения», «Бессмертный полк»;

• проведение развлечений «Синичкин день», «День рождения Деда Мороза», «День рождения Снеговика», «Тузик и его друзья по ПДД» ;

• организация ООД с детьми и получением первых продуктов их деятельности;

• Привлечение родителей к работе Клуба молодых родителей;

• Организация совместных мероприятий с родителями других групп воспитанников ДОУ.

Третий этап – Завершающий

• обработка результатов (анализ адаптивных листов, анализ индивидуальных карт развития);

• отчёт «Итоги адаптации»;

• разработка плана мероприятий по закреплению результатов адаптационного периода.

Реализация проекта

Изучив актуальность темы, был разработан план реализации проекта, сформулированы цели, задачи, подобран информационный, наглядный и технический материал, что обеспечило возможность приступить к реализации проекта.

На базе ДОУ в мае 2016 года ещё до начала приёма детей в дошкольное учреждение начала работу адаптационная группа с целью знакомства детей и родителей с ДОУ, его условиями, воспитателями, музыкальным работником. (Приложение 1)

Были организованы экскурсии по детскому саду и его территории, совместные развлечения для детей и родителей, совместная продуктивная деятельность, а так же был подобран комплекс упражнений, направленный на снятие психоэмоционального напряжения для детей и их родителей.

В ходе работы данной адаптационной группы были налажены доброжелательные, доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ, дети активно участвовали в играх, знакомились друг с другом, проявляли интерес ко всему происходящему.

Следующий этап работы включал сбор информации о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям было предложено заполнить подготовленные для них анкеты. Данная информация позволила найти особый, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, к каждой семье, что очень помогло в период адаптации. (Приложение 2)

Кроме того, для родителей были подобраны консультации, памятки, содержащие необходимую информацию об особенностях адаптационного периода к ДОУ, а так же рекомендации и советы в помощь родителям. (Приложение 3)

В августе 2016 года начался поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе.

Одним из важных условий эффективной работы по адаптации детей к ДОУ явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, использование игровых технологий (музыкотерапия, сказкотерапия, песокотерапия и других, а так же личностные качества педагога и индивидуальный подход к каждому ребёнку, что и дало положительный результат в ходе адаптационного периода. Использовались игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений. (Приложение 4)

В течение года в группе были созданы коллекции «Мой любимый мультипликационный герой» и «Волшебные звуки музыки», которые так же способствовали успешной адаптации. Игрушка в виде любимого мультипликационного героя или звучащий музыкальный инструмент, или музыкальная книга помогали переключить внимание детей, снять напряжение, успокоить малыша, вызвать интерес и радость. (Приложение 5)

В ходе адаптационного периода велось наблюдение за поведением детей, оформлялись листы адаптации, а так же карты нервно-психического развития. (Приложение 6)

С каждым днём дети становились более уверенными, лучше шли на контакт как с педагогом, так и с другими детьми, активно играли, участвовали в продуктивной деятельности, режимных моментах, развлечениях и т. д. (Приложение 7)

Кроме работы с детьми велась и постоянная работа с родителями воспитанников. Родители привлекались к благоустройству группы и участка, к участию в родительских собраниях и развлечениях, конкурсах, акциях. Родители показывали детям положительный пример отношения к детскому саду, его жизни и деятельности, что тоже послужило ещё одним положительным фактором к преодолению трудностей периода адаптации как для детей, так и для родителей. (Приложение 8)

На конец ноября детское учреждение посещало 18 малышей.

Анализ листов наблюдения показал, что адаптация прошла успешно. Случаи тяжёлой адаптации отсутствуют.

Мониторинг адаптации в первой младшей группе «Жемчужинки» на конец ноября 2016 г.

Ф. И. ребёнка Благоприятная адаптация Средне-благоприятная адаптация Тяжёлая адаптация

Итог адаптации : 7 человек

39% 11 человек

61% -

Такой отличный результат достигнут благодаря многим факторам:

• Посещению детьми адаптационной группы, которая начала работать на базе дошкольного учреждения ещё задолго до того, как дети начали посещать ДОУ;

• Сбор подробной информации о детях, их особенностях развития;

• Предоставлению родителям полной информации о работе ДОУ, педагогах, режиме и т. д. ;

• Наличию в ДОУ достойного материально-технического обеспечения;

Тесному взаимодействию в работе педагога с родителями:

Анкетирование родителей;

Консультирование родителей;

Индивидуальные беседы;

Подробная информация о жизни детей в группе в родительском уголке;

Фотовыставки;

Выставки творческих работ детей;

Привлечение родителей к участию в Акциях, конкурсах ДОУ;

Проведение родительских собраний с применением игровых упражнений и тренингов;

Привлечение родителей к благоустройству группы;

• Созданию на группе коллекции «Мой любимый мультипликационный герой», «Волшебные звуки музыки»;

Проведение развлечений с детьми: «Синичкин день», «День рождения Деда Мороза» и др;

• А самое главное, конечно же, это огромная любовь к детям педагогов ДОУ, их профессионализм, умение найти подход, как к детям, так и к родителям, которые сумели создать тёплую, дружескую обстановку.

На конец мая 2017 года дети с удовольствием посещали ДОУ. Родители образовали дружный сплочённый коллектив, активно участвующий в жизни детского сада. Все задачи, поставленные в ходе реализации проекта, были выполнены.

Публикации по теме:

«Как помочь ребёнку в период адаптации» Детский сад-это новая обстановка для ребёнка, незнакомое для ребёнка окружение, где формируются его навыки и умения. Адаптация это процесс.

Роль игры в период адаптации к условиям ДОУ Тема: «Роль игры в период адаптации к условиям детского сада. Подготовила: Воспитатель Ливадняя Мария Андреевна При поступлении в дошкольное.

Эссе «Волшебная сила слова-путь к успеху» Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают.

Игра-забава «Колечки» в период адаптацииИгра-забава «Колечки» в период адаптации Адаптационный период в группах раннего возраста детского сада у всех детей протекает по-разному: одни легко и плавно втягиваются в новые.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду Игры в период адаптации ребенка к детскому саду[/b] Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон;.

Картотека игр в период адаптации Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога,.

Приёмы эффективной работы с детьми в период адаптации Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.

Тематическое планирование в ясельной группе в период адаптации. ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день) Группа: Ясельная Тема: Адаптация Цель: Помочь детям адаптироваться к детскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Путь к успеху в период адаптации»
Опубликовано: 10 января 2018 в 00:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Путь к успеху в период адаптации»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Новожилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД