Лучший педагог года

Проект «Маленькие умки» по развитию познавательных способностей младших дошкольников

наталья шамова
Проект «Маленькие умки» по развитию познавательных способностей младших дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Проект

«Маленькие умки»

Развитие познавательных способностей

младших дошкольников

Авторы:

педагог-психолог

О. В. Калеева

учитель-логопед

Н. С. Шамова

п. Светлый, 2017г.

Пояснительная записка

Публикация «Проект „Маленькие умки“ по развитию познавательных способностей младших дошкольников» размещена в разделах

Одной из важнейших задач дошкольного образования является познавательное развитие дошкольников – комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной активности и познавательного интереса. Все это представляет собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность.

Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие учё ные: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н Поддьяков, В. Н. Мясищев, Н. Г. Морозова, А. И. Сорокина, Н. С. Лейтес и т. д. В этих работах рассматриваются особенности познавательного развития дошкольников, методы и средства формирования познавательного интереса.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Таким видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлеченный игрой, не замечает того, как учится. Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательных способностей активности детей дошкольного возраста очевидна.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше дети, тем выше уровень их общего развития и воспитания, тем более значимой является педагогическая направленность дидактической игры для познавательной активности ребёнка.

Цель: развитие речемыслительной деятельности и познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих дидактических игр, заданий и упражнений.

Задачи:

- стимулировать подвижность артикуляционного аппарата и развитие речевого дыхания;

- развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, группировки, сериации и классификации на основе сравнения множеств предметов и явлений по одному признаку;

- развивать познавательные процессы : восприятие, внимание, воображение, память и мышление;

- обогащать и активизировать словарный запас младших дошкольников;

- развивать моторику, формировать контроль за движениями во время выполнения действий.

Объект исследования – дети 1 младших групп.

Предмет исследования – игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста

База реализации проекта : сенсорная комната МДОАУ д\с «Солнышко».

Календарно-тематическое планирование

Месяц Занятия Содержание Материал

Октябрь Определение темы, цели и задач проекта Подбор игр и упражнений для коррекционно-развивающих занятий.

Ноябрь 1-Знакомство.

Упражнение «Мы знакомимся».

Артикуляционное упражнение «Как собачка».

Д/и «Запомни и назови картинки».

Д/и «Назови одним словом».

Упражнение «Дружба» (развитие мелкой моторики).

Игра «Большие ноги». Игрушечная собачка, предметные картинки.

Декабрь 2-К нам пришёл кот Щекот. Упражнение «Давайте поздороваемся с котом».

Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко».

Игра «Мы котята».

Дыхательная гимнастика «Подуем на конфетку».

Пальчиковая гимнастика «Котята». Игрушечный

котёнок, игрушка конфетка на верёвочке.

Январь 3-Поиграем вместе к Клёпой.

Упражнение «Приветствие»

Артикуляционное упражнение «Улыбка-трубочка».

Игра «Путаница» (изучение понятий большой-маленький).

Дыхательная гимнастика «Фокус».

Игра «Застегнём-расстегнём» (работа с «сенсорным» кубиком) Игрушечный Клоун Клёпа, кубики разного размера, «Сенсорный» кубик, кусочки ваты по колич-ву детей.

Февраль 4-Учимся сравнивать.

Упражнение «Все захлопали в ладоши».

Артикуляционная гимнастика «Погрызём морковку».

Фонетическая гимнастика «Ох и Ах!».

Игра с прищепками «Морковка».

Подвижная игра «Зайчики и лисичка».

Дыхательная гимнастика «Погреем ладошки».

Дидактическая игра «Рассади зайцев по пенькам». Игрушечный зайчик, предметные картинки, магнитофон, магниты, магнитная доска, прищепки

1 ЗАНЯТИЕ.

«ЗНАКОМСТВО»

Цель: формирование доброжелательной атмосферы в группе.

Задачи:

1. Развивать интерес к другим детям, посещающим данную группу.

2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

3. Развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

4. Развивать память и зрительное внимание.

5. Способствовать формированию у детей бережного отношения к домашним животным.

Оборудование: стульчики по количеству детей, магнитная доска, различные предметные картинки, игрушка Щенок.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Упражнение «Мы знакомимся».

Педагог-психолог:

Здравствуйте ребята!

К нам пришёл щенок

Зовут его Дружок!

Давайте-ка ребята,

Встанем все в кружок!

Педагог-психолог: Сейчас нам нужно будет познакомиться с нашим гостем. Пожмём лапку нашему Дружку и назовём своё имя, как вас называют ласково дома (дети выполняют упражнение). Молодцы ребята!

2. Основная часть.

Учитель-логопед: Вот мы все и познакомились. Настало время поиграть с Дружком. Дружок у нас весёлый и радостный. А ваш язычок такой же?

Артикуляционное упражнение «Как собачка».

Учитель-логопед: Ротики открыли, высунули широкий и расслабленный язычок наружу и положили на нижнюю губку. Подышите на него. Подставьте ладошку перед ротиком – какой воздух чувствуете? (дети выполняют упражнение). Присаживайтесь ребята!

Педагог-психолог: Ой ребята! Дружок принёс нам картинки.

Д/и «Запомни и назови картинки»

Педагог-психолог: Давайте их рассмотрим и поиграем (педагог-психолог называет вслух название картинок, а дети повторяют за ним и запоминают). Запомнили картиночки? А теперь закрывайте глазки. Раз, два, три… Ой, ребята, посмотрите, какая картинка пропала? (дети отвечают) Вот щенок, вот Дружок! Молодцы ребята, отгадали!

(сыграть несколько раз с разным количеством картинок – по возрастанию)

Учитель-логопед: Вот мы рассмотрели картинки, а Дружок не знает как назвать всё это одним словом. Подскажем ему? (ребята отвечают).

Д/и «Назови одним словом»

Учитель-логопед: Я вам буду показывать картинки, а вы должны назвать одним словом (дети выполняют задание).

Педагог-психолог: У нашего Дружка не только язычок весёлый, но и лапки, а у нас - пальчики. Покажем Дружку, как мы умеем?

Упражнение «Дружба»

(развитие мелкой моторики).

Дружат наши дети,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Наши пальчики!

(ритмично сжимаем и разжимаем пальцы,

переплетаем пальцы обеих рук)

Учитель-логопед: Пальчики размяли, а теперь нам нужно размять ножки.

Игра «Большие ноги».

Большие ноги идут по дороге

ТОООП-ТООП-ТОП

(медленная ходьба)

Маленькие ножки бегут по дорожке

ТОП-ТОП-ТОП

(бег по залу).

Педагог-психолог: Ребята, вам понравилось играть с Дружком? (ответы детей). И ему очень понравилось у нас в гостях. Давайте попрощаемся с Дружком и помашем ему ручкой (дети прощаются и машут рукой).

2 ЗАНЯТИЕ.

«К НАМ ПРИШЁЛ КОТ ЩЕКОТ»

Цель: сплочение группы, развитие эмпатии.

Задачи:

6. Развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

7. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

8. Создавать положительный эмоциональный фон.

9. Способствовать формированию у детей бережного отношения к домашним животным.

Оборудование: стульчики по количеству детей, пластиковая конфета на верёвочке, игрушка рыжий кот Щекот.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Упражнение «Давайте поздороваемся с котом».

Педагог-психолог:

Жил на свете рыжий кот,

Звали все его Щекот.

Он по улицам ходил,

Всех смешил и щекотил.

Хотите он и к вам придёт?

Щекотушек принесёт!

(пощекотать каждого ребёнка)

2. Основная часть.

Учитель-логопед: Ребятки, кот Щекот у нас голодный. Чем можно накормить нашего гостя? Давайте угостим его молоком и покажем как нужно

пить молоко.

Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко».

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко (дети выполняют упражнение).

Педагог-психолог: Ой, ребята! Какие вы молодцы. Кот Щекот хочет поиграть с вами. Поиграем с ним? (ответы детей)

Подвижная игра «Мы котята»

Педагог-психолог: Давайте с вами превратимся в котят и немного поиграем.

Мы котята, мы идём, мы идём, мы идём.

И на ножки мы встаём, мы встаём, мы встаём.

Лапками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.

Лапками мы топаем, топаем, топаем.

Мы виляем хвостиком, хвостиком, хвостиком.

Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.

(педагог-психолог показывает движения, а дети повторяют)

Педагог психолог: Какие вы умнички. Не устали играть? (ответы детей)

Дыхательная гимнастика «Подуем на конфетку».

Учитель-логопед: Ой котятки, смотрите, кот Щекот принёс вам конфетку. Он загрустил, давайте его повеселим немножко. Котик очень любит с ней играть, сейчас мы с вами будем дуть на неё, она будет шевелиться и котику станет от этого веселее. Наберите побольше воздуха через нос и долго-долго дуйте на конфетку.

Педагог-психолог: Как весело вы поиграли. А теперь «котятки», приготовьте свои лапки.

Пальчиковая гимнастика «Котята»

Все котятки мыли лапки,

Вот так, вот так!

(Тереть ладошки друг о друга)

Мыли ушки, мыли брюшки

Вот так, вот так!

(Тереть ладонями то уши, то живот)

А потом они устали,

Вот так, вот так!

(Приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)

Сладко-сладко засыпали,

Вот так, вот так!

(Сложить ладони вместе, наклонить голову набок, положив ее на ладони)

Учитель-логопед:

Давайте-ка котятки,

Покружитесь, повертитесь

И в ребяток превратитесь!

(выполнять упражнение вместе с детьми)

Педагог-психолог: Ребята, вам понравилось играть с котиком Щекотиком? (ответы детей). И ему очень понравилось у нас в гостях. Давайте попрощаемся с Дружком и помашем ему ручкой (дети прощаются и машут рукой).

3 ЗАНЯТИЕ.

«ПОИГРАЕМ ВМЕСТЕ К КЛЁПОЙ»

Цель: способствовать формированию у детей сенсорных эталонов (форма, величина).

Задачи:

10. Сформировать у детей представление сенсорных эталонов (форма, величина).

11. Развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

12. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

13. Создавать положительный эмоциональный фон.

14. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: стульчики по количеству детей, клоун Клёпа, кусочки ваты, кубики разной величины, «сенсорный» кубик.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Упражнение «Приветствие».

Педагог-психолог:

Жил на свете клоун Клёпа.

Он всегда в ладоши хлопал.

Хлоп-хлоп-хлоп

И на месте поворот.

Жил на свете клоун Клёпа.

Он любил ногами топать.

Топ-топ-топ

И на месте поворот.

Педагог-психолог: Какой забавный Клёпа. Он хочет с вами поиграть.

2. Основная часть.

Учитель-логопед: Ребятки, Клёпа любит улыбаться. Улыбнёмся ему в ответ?

Артикуляционное упражнение «Улыбка-трубочка».

Поём звук И (упражнение «Улыбка»). А теперь Клёпе стало скучно. Он говорит У (упражнение «Трубочка»).

Педагог-психолог: Ой, ребята! Какие вы молодцы. Клоун Клёпа хочет поиграть с вами в «Путаницу». Поиграем с ним? (ответы детей)

Игра «Путаница»

Педагог-психолог: Клёпа подготовил для вас кубики. Но кубики все разного размера. Посмотрите, вот этот кубик – большой, а вот этот – маленький (показывать кубики и движения большой-маленький). Запомнили ребята? (ответы детей). А теперь прогуляемся по лабиринту Клёпы и назовём размеры кубиков (ходим с детьми по лабиринту).

Учитель-логопед: Какие вы умнички. Не устали гулять? (ответы детей)

Дыхательная гимнастика «Фокус».

Учитель-логопед: Вот мы и вышли из лабиринта Клёпы. Давайте с вами отдышимся. Клёпа сейчас вам раздаст кусочки ваты для фокуса. Вы же любите фокусы? (ответы детей). Он вас научит показывать фокус.

Носиком вдохнули,

Животики надули,

А теперь на ватку,

Медленно подули.

(выполнить упражнение 2-3 раза)

Игра «Застегнём-расстегнём».

Педагог-психолог: Какой интересный фокус. Ребята, посмотрите, что Клёпа нам принёс (показать большой «сенсорный» кубик). Правильно ребята! Это кубик, но он непростой. В нём много интересных заданий. Давайте поиграем с кубиком.

Учитель-логопед: Клоуну Клёпе пора домой. Он хочет с вами попрощаться.

Сядем тихо, сядем в круг,

До свиданья, милый друг!

Было весело играть,

И движенья выполнять!

(выполнять упражнение вместе с детьми)

Педагог-психолог: Ребята, вам понравилось играть с клоуном Клёпой? (ответы детей). И ему очень понравилось у нас в гостях. Давайте попрощаемся с ним и помашем ему ручкой (дети прощаются и машут рукой).

Публикации по теме:

«Веселый клоун». Пособие по развитию моторики рук младших дошкольников«Веселый клоун». Пособие по развитию моторики рук младших дошкольников В своем блоге на любимом образовательном портале МААМ я неоднократно писала о значении моторики пальцев рук в развитии детей дошкольного.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Конспект ООД по познавательному развитию младших дошкольников «Божья коровка»Конспект ООД по познавательному развитию младших дошкольников «Божья коровка» Цель: продолжать способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Задачи:.

Лэпбук «Зима» по познавательному и речевому развитию младших дошкольниковЛэпбук «Зима» по познавательному и речевому развитию младших дошкольников Зима. Как много снега на улице!Можно кататься на санках и лыжах;лепить снеговика и любоваться красивыми снежинками!А как ведут себя животные.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Маленькие умки» по развитию познавательных способностей младших дошкольников
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 12:30
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Маленькие умки» по развитию познавательных способностей младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем наталья шамова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД