Папки-передвижки

Проект «Говорящая среда»

Лариса Сидоренко
Проект «Говорящая среда»

Познавательный творческий проект «Говорящие среда»

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

«Детей учит то, что их окружает»

Мария Монтессори

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все» : и люди, и книги, и понятия. Хотелось бы дополнить: стены и окружающая ребенка среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и принципы построения развивающего пространства.

Публикация «Проект „Говорящая среда“» размещена в разделах

Актуальность и проблема. Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Можно приобрести новомодные игрушки, гаджеты и пособия, но воспитателю необходимо соблюдать принципы построения развивающей среды (согласно ФГОС ДО, поэтому желательно пересмотреть взгляды не только на привычный интерьер группы, но и на детскую активность.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей среды». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс. Технология «говорящей среды» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-пространственной среде детского сада.

«Говорящая среда» детям рассказывает о теме дня, недели, проекта. Значительная часть демонстрационного материала и результатов деятельности детей и родителей соответствуют теме реализуемого в данное время проекта. Благодаря «говорящей» среде дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.

Родителям «говорящая среда» рассказывает, чем наполнена жизнь детей в детском саду.

Мне, как педагогу, «говорящая среда» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними.

Технология «говорящая стена» помогла частично перенести часть образовательного пространства группы из горизонтали в вертикаль.

Технология «говорящая стена» – это инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду, в своеобразный живой экран.

В настоящее время в дошкольном образовании, большое внимание уделяется организации РППС и все чаще мы слышим термин «Говорящая среда». Действительно, на практике мы можем наблюдать, как, такой среды не хватает детям.

Наблюдая за детьми, заметили, как они стремились изменить пространство в группе: меняли местами игрушки в центрах, переносили атрибуты для игр, им не хватало места для творческого самовыражения. Очевиден был факт, что необходимо поменять предметную среду группы с учетом интересов детей. В первую очередь, важно было организовать деятельность так, чтобы дети стали важными участниками процесса.

Так, возникла идея проекта по созданию «говорящей среды» совместно с детьми и родителями.

Цель: Создание «Говорящей среды» в группе руками детей, педагогов и родителей для развития каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов, посредством использования технологии «Говорящая стена».

Задачи:

- Организовать развивающую среду, способствующую полноценному

развитию детей с учётом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов;

- формировать у детей ощущения «Ты здесь важен» (относительно группы детского сада);

- создать условия для проявления игровой и познавательной активности детей;

- создать атмосферу эмоционального комфорта для детей;

- создать условия для творческого самовыражения;

- изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;

- развивать любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки;

- развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук;

- развивать понимание речи и активизировать словарь;

- повышать компетентность родителей в вопросах развития игровой деятельности;

- включить детей и родителей в процесс изменения РППС.

Вид проекта : групповой, познавательный, творческий.

Участники проекта : воспитатели, дети 3 – 4 лет и родители группы №11.

Срок реализации проекта : 2023 – 2024 учебный год.

Принципы:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

2. Принцип занимательности и эмоциональности игры усиливает познавательную активность детей в процессе участия и завершения игры.

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который предполагает доброжелательность и эмоциональную выразительность взрослого, внимание ребёнку, отношение к нему как к самоценной личности.

4. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты проекта :

- «Говорящая среда» группы, созданная вместе с детьми и родителями;

- преобразование развивающей предметно-пространственной среды

позволит повысить степень активности педагогов, родителей;

- в центрах активности появится достаточно дидактических материалов, рассчитанных на детей, имеющих различные познавательные сложности и возможности;

- повысится инициативность и активность детей в организации своего игрового пространства;

- у детей сформируется позитивное отношение к участию в речевой, познавательной, игровой деятельности;

- у детей появится желание идти в детский сад, т. к. группа наполнена интересным, увлекательным игровым и дидактическим материалом.

Перспектива развития проекта :

- организация и модернизация развивающей предметно – пространственной среды в средней группе – реализация проекта «Вместе весело играть» по технологии «Говорящая стена»;

- привлечение специалистов ДОУ в организацию РППС (инструктор по ФИЗО, музыкального руководителя);

- привлечение семей воспитанников для реализации проектов.

Возможные риски:

1. Недостаточная заинтересованность участников проекта.

Пути решения:

Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка.

Реклама предстоящих мероприятий.

Привлечение детей к некоторым мероприятиям.

2. Пассивность участников проекта.

Пути решения:

Использование активных форм работы.

Использование принципа: участвовать может каждый.

Механизм реализации проекта

1. Повышение методической компетентности педагога по теме «Говорящая среда».

2. Разработка приемов «включения» детей и родителей в процесс преобразования РППС.

3. Создание дополнительного места для выставок творчества детей.

4. Оформление и наполнение центров.

5. Апробация инструментов «Говорящей среды».

6. Презентация итогов проекта на педагогическом совете детского сада и на родительском собрании.

Стратегия и механизмы реализации проекта

I этап: Подготовительно-диагностический

Срок: сентябрь – октябрь 2023 г.

Задача: обеспечить условия для реализации проекта

№ Мероприятия Сроки

1. Выбор темы и разработка проекта сентябрь 2023г.

2. Самостоятельное изучение данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование сентябрь 2023г.

3. Обсуждение возможных компонентов обогащения развивающей предметно-пространственной среды будущего проекта сентябрь 2023г.

4. Подготовить информационную копилку (текстов консультаций, буклетов, памяток, с целью обогащения опыта родителей октябрь 2023г.

5. Подбор методической литературы и информационных ресурсов о создании РППС в группе детей 3 – 4 лет октябрь 2023г.

II этап: Основной

Срок: ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

Задача: реализация проекта

№ Описание и мероприятия Сроки

1. Первый элемент «Говорящей среды» - «Здравствуй, я пришел».

Элемент «Говорящей стены» - «Здравствуй, я пришел!» - малышам в возрасте 3 – 4 лет помогает успешно социализироваться и почувствовать свою значимость, ценность и понимание, что он - важная часть большого коллектива. Что его ждут и ему рады!

Его нужно разместить в раздевалке, тогда родители станут помощниками и вместе с детьми будут заполнять стенд.

Рассказать ребятам для чего нужен этот элемент, как его заполнять. Дети приходят в детский сад и перед тем как зайти в группу размещают свою фотографию лицевой стороной в вагончик, который ему понравился, в окошко определенной формы.

Разместите на стенде и фотографии воспитателей, тогда малыши смогут видеть, кто сегодня их ждет в группе. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

2. Второй элемент «Говорящей стены» «Мое настроение». Уголок настроения учит детей понимать свое настроение, свои эмоции и чувства. Он помогает ребенку выразить свои чувства, свое внутреннее состояние, свой эмоциональный настрой.

Состоит из трех ромашек с эмоциями: радостное, грустное, сердитое и фотографий детей на прищепках, приходя утром в детский сад, ребенок размещает свое фото именно на том цветке с эмоцией, которое соответствует его настроению. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

3. Третий элемент «Адвент-календарь». Адвент-календарь- это календарь ожидания. Он помогает детям вести отсчет до необходи-мой им даты, а также каждый день наполняет интересными заданиями и игрой. Это в первую очередь игра, которая направлена на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка. Каждый день для детей приготовлено задание, которые педагог вместе с детьми с удовольствием выполняет. Это прекрасная возможность почувствовать особое настроение приближения праздника или какого-то мероприятия. Ребенок может и сам выбрать тему и материал в предметно- развивающей среде группы. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

4. Четвертый элемент «Говорящей среды» - «На этой стене можно рисовать». В рисовании на стене могут принимать участие и родители, и дети. Первый рисунок может сделать ребенок с мамой или педагог с ребенком, затем дети могут рисовать в течение дня, а когда уходят домой, то каждый вместе с мамой обязательно что-то рисует. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

5. Еще одним элементом «Говорящей среды» является уголок «Наше творчество». Наполняя среду своими достижениями, дети видят свою значимость, свой голос в группе. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

6. Еще одним элементом «Говорящей среды» является «Оформление группы». Оформлении интерьера группы к праздникам. Оформление материала по проектам.

Поздравление с днем рождения, подготовка сюрпризов друг с другом. Рисование автопортретов или портрета своего друга.

Организация выставки своих работ: ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

7. Следующий элемент «Говорящей среды» - «Говорящая стена». Магнитная доска как основная часть «Говорящей стены», мольберт, магниты-фишки, магниты- геометрические фигуры, магниты-картинки, с различными дидактическими играми, которые дают возможность детям, активно взаимодействовать с наполняемым их материалом («Мозаика», «Блины», «Приготовим пиццу», «Пифагорики», «Дикие животные», «Игрушки», «Составь фигуру», «Составь картинку из геометрических фигур» и другие, эти игры магнитные; еще дидактические игры и картинки дети используют с помощью магнитиков). Это вызывает большой интерес у детей, помогает эффективно формировать у малышей познавательную активность. Использование такой стены влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему развитию. Такая «Говорящая стена» функциональна, сменяема, а главное, востребована детьми.

Технология «Говорящие стены» очень интересна и позволяет детям увидеть и понять, а взрослым представить в понятном и выигрышном свете изучаемый материал. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

8. Еще один элемент «Говорящей среды» - игры на липучках.

Одно из универсальных пособий для всестороннего развития ребенка- это игры на липучках по разным видам ознакомления с окружающим миром, развитию речи и сенсорных способностей детей. («Найди тень», «Урожай», «Найди пару», «Найди что нарисовано», «Космос», «Разложи по образцу» и др). Игры на липучках развивают мелкую моторику рук, речь, внимание, память, логическое и ассоциативное мышление. Ребенок выделяет один объект из множества других и находит для него место на карточке – основе соответствующей тематике. Дети с удовольствием играют, получают массу впечатлений, проявляют большой интерес к игре.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знаний научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

9. К элементу «Говорящей среды» относятся игры по театрализации, драматизация.

Дети используют магнитный, пальчиковый, плоскостной театр, театр на фланелеграфе и «Би-ба-бо». Такие способствуют развитию у детей всех вдов речи, общение, память. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

10. Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов:

1. Д/и «Мозаика»

Задачи: развитие цвета, памяти, внимательности, усидчивости, наблюдательности; образного и системного мышления, а также логики.

2. Д/и «Найди чья тень»

Задачи: учить детей узнавать и называть цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый); находить заданные силуэты; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

3. Д/и «Маленькие помощники»

Задачи: учить детей сортировать игрушки по стаканчикам; развивать мелкую моторику рук; активизировать речь детей.

4. Д/и «Цветные стаканчики»

Задачи: учить детей сортировать крышечки по цветам стаканчиков; учить раскладывать крышечки по схемам; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

5. Д/и «Подбери по форме»

Задачи: учить детей называть геометрические фигуры; находить нужную форму; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

11. Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1. Д/и «Тактильные крышки» : - крышечки с разными наполнениями: мех, кожа, перья, различная ткань, бархат, крупа, бобы, фасоль, пайетки. Цель: Формирование знаний основных цветов спектра. Развитие внимания, мышления, тактильных ощущений, мелкой моторики рук.

2. Д/и «Игры-сортеры»

Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, внимание, память.

3. Д/и «Лес и лесные жители»

Задачи: развивать тактильные ощущения; учить называть цвет дорожек; учить называть диких животных и их детёнышей, активизировать речь детей. ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

12. Консультации, буклеты для родителей:

- Консультация «Сенсорное развитие детей трех лет»

- Консультация «Сенсорное развитие ребенка – способ познания окружающего мира»

- Консультация «Игры и упражнения для развития моторики дошкольников»

- Памятка «Развитие мелкой моторики в быту»

- Собрание «Без игр прожить ребёнку никак нельзя. Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

- Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

- Презентация «Теоритические основы сенсорного воспитания»

- Рекомендации «Развитие мелкой моторики рук».

- Мастер – класс «Сенсорные игры для развития

детей младшего дошкольного возраста»

- Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры».

- Активная консультация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

- «Экспериментирование на кухне»

- «Какие игрушки нужны детям» ноябрь 2023г. – апрель 2024г.

Работа с родителями

№ Мероприятия Сроки

1. Собрание «Говорящая среда». «Без игр прожить ребёнку никак нельзя». декабрь 2023г.

2. Мастер – класс «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста» февраль 2024г.

3. Сенсорное развлечение с родителями «Путешествие в страну Занимательная Сенсорика» май 2024 г.

4. Выставка – конкурс «Игры на развитие мелкой моторики» апрель 2024 г.

5. Консультации, беседы, рекомендации по теме проекта декабрь 2023г. – апрель 2024г.

III этап: Заключительный

Срок: ноябрь 2023г. - май 2024 г.

Задача: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате реализации проекта.

№ Мероприятия Сроки

1. Участие в создании видеосюжета «Технология «Говорящая стена» - условие творческого самовыражения и познавательной активности дошкольников» декабрь 2023г.

2. Мастер – класс для педагогов детского сада -«Технология «Говорящая среда» - как средство организации РППС по ФГОС. февраль 2023г.

3. Публикации, участия в научно-практических конференциях, на семинарах, в конкурсах различного уровня и разного направления

2023 – 2024 учебный год

4. Презентация проекта «Говорящая среда» - создание РППС в группе. апрель 2024г

5. Сенсорное развлечение с родителями «Праздник воздушных шаров»

май 2023г

Заключение:

Благодаря проекту «Говорящая среда», у воспитанников появилась возможность почувствовать себя в своём пространстве полноправными хозяевами. Они проявляют активность и инициативность, осознают свою значимость, ощущают свой личный вклад в общее дело.

Личность развивается в деятельности. Можно уверенно сказать, что технология «Говорящей среды» – современная и актуальная форма работы, где качество труда детского сада оценивается по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития.

«Говорящая» среда дает детям возможность почувствовать себя в своем пространстве полноправными владельцами, проявить активность и инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в общее дело.

Литература и информационные ресурсы:

1. ФГОС ДО (Утверждён приказом Министерства образования

и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).

2. Комарова О. А. Предметно-игровая среда ДОУ//-2009. -№5;

3. Могильникова, С. В. Интерактивная стена как элемент предметно-

развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

4. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-

развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

5. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль. Журнал

«Дошкольное воспитание», № 9 2017.

6. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», 2002

7. Новоселова С. А., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда :

Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007г. ;

8. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль. Журнал «Дошкольное воспитание», № 09. 2017

Публикации по теме:

«Говорящая» среда как технология организации образовательного процесса в старшей группе«Говорящая» среда как технология организации образовательного процесса в старшей группе Уже давно хотела организовать «говорящую» среду в группе, но то времени не хватало, то место подходящее не могла найти. Наконец – то получилось.

«Говорящая стена» в младшей группе «Край родной — Приморье»«Говорящая стена» в младшей группе «Край родной — Приморье» «Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный.

Говорящая стена «Весна»Говорящая стена «Весна» В каждом детском саду перед воспитателями и сотрудниками, стоит задача - как оформить все помещения здания, чтобы в нем было не только уютно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Говорящая среда»
Опубликовано: 2 мая 2024 в 21:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД