МААМ-картинки

Проект «Фольклор и малыши»

Елена Швалева
Проект «Фольклор и малыши»

«Фольклор и малыши»

Актуальность:

«Задача взрослого - открыть ребёнку то чудо,

которое несёт в себе книга»

В последнее время часто слышим высказывание «люди, перестали читать», из бесед и наблюдений за общением родителей с детьми, можно предположить, что современные родители и правда мало общаются и читают детям книг, в силу своей занятости или зависимости от современных средств информации (интернет, TV, всевозможные гаджиты).

Публикация «Проект „Фольклор и малыши“» размещена в разделах

Чтобы прояснить ситуацию, были проведены беседы с родителями, анкетирование, из чего мы сделали вывод, что ввиду своей занятности многие из родителей мало читают с детьми книг дома, больше пользуются гаджетами и телепередачами. А детские потешки и стишки всерьез не воспринимают. Родители занимаются развитием своих детей, но для этого у них недостаточно представлений о пользе народного фольклора (потешек, и заучивания небольших произведений для детей младшего дошкольного возраста.

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор». (Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора)

Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. В раннем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с произведений устного народного творчества, это: колыбельные, потешки, прибаутки, сказки, небылицы, считалочки. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.

1. Постановка проблемы:

Недостаточное использование устного народного творчества в процессе воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.

2. Причины:

• Отсутствие постоянного, живого общения ребёнка с бабушками, прабабушками.

• Ребёнок больше времени проводит за компьютером и телевизором.

• Родители недооценивают чтение книг и особенно значение фольклора в воспитании и развитии ребёнка.

3. Цель проекта

Формирование эмоционально положительного отношения к книге средствами фольклора.

4. Задачи:

• Обогащение и активизация словаря.

• Формирование потребности в чтении.

• Воспитание бережного отношения к книгам.

• Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса у детей к книгам дома и в детском саду.

5. Содержание деятельности:

-Организация бесед о пользе фольклора в развитии и воспитании детей.

-Просмотр видео «Читаем с малышами».

- Анкетирование родителей

-Консультации для родителей о пользе детского фольклора.

- Мастер класс: «Расскажи стихи руками»

- Пополнение книгами книжного уголка.

-Родительское собрание «Волшебный мир книги».

-Оформление в раздевалке уголка «Почитайте детям книгу»

6. Срок реализации: краткосрочный

7. Календарный план:

1 этап (Организационный)

Подбор фольклора : сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Воспитатели

Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала Воспитатели,

Анкетирование родителей Воспитатели

Разработка домашнего задания для родителей по проблемной теме. Воспитатели

Организация предметно-развивающей среды в группе. Воспитатели

2 этап (основной) 1. Познавательное развитие

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

• Рассматривание народных предметов, связанных с предметами русского быта

• Просмотр видеофильмов по сказкам

«Теремок», «Волк и козлята», «Гуси лебеди"

• Показ театра по р. н. сказкам:

«Волк и козлята»

«Маша и медведь»

«Курочка Ряба»

«Теремок»

«Колобок»

• Ситуативный разговор по безопасному поведению с огнём с использованием потешки «Кошкин дом»

2. Речевое развитие

• Чтение потешек «Еду, еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке»; «Уж ты, Васенька, дружок, ты не бегай на лужок…»;«Водичка, водичка, умой мое личико»; «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.», «Пошел кот под мосток.»; «Котик-серый, хвостик белый»; «Сидит белка на тележке», «Петушок, петушок.», «Сорока, сорока»; «Ладушки, ладушки».

• Рассказывание р. н. сказок: «Колобок», «Курочка Ряба»; «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова); «Репка»; «Волк и козлята».

• Разучивание потешек «Как у нашего кота»; «Наша Маша маленька»; «Тень, тень, потетень»; «Солнышко, солнышко»; «Дождик, дождик».

3. Художественно-эстетическое развитие:

• Раскраски на заданную тему

• Лепка «Колобок»; «Пирожки для Машеньки»; «Бублики-баранки»

• Рисование «Солнышко», «Дождик».

4. Социально-коммуникативное развитие:

• Настольно – печатные игры:

- «Расскажи сказку»

- «Герои любимых сказок»

- «Угадай сказку»

• Дид. Игры: «Кто где живёт?»; «Помоги найти маму»; «Сложи картинку»; «Найди одинаковые картинки»; «Оденем Машу на прогулку».

Упражнения по звукоподражанию: (голоса птиц и зверей);

Физическое развитие:

Разучивание подвижных игр:

- «У медведя во бору»,

- «Карусели»,

- «Ровным кругом»

- «Мы топаем ногами»

- «Подарки»,

- «Лохматый пёс»,

- «Пузырь»

- «Солнышко и дождик»

- «Каравай»,

- «Зайка серенький сидит…»

- «Кошки – мышки»

• Пальчиковые игры

- «Сорока»

- «Пальчик, пальчик, где ты был?»

- «Тень, тень, потетень»

• Утренняя гимнастика на основе русской народной хороводной игры «Заинька вокруг сада»

5. Взаимодействие с семьями воспитанников:

• Анкетирование родителей

• Консультация «Потешки в жизни ребенка»

• индивидуальные беседы с родителями о пользе фольклора для малышей

• Привлечь родителей к изготовлению театров по сказкам

• Организация выставок детских работ по теме проекта

• Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании, во время еды, при укладывании спать, при одевании и раздевании»

3 этап (заключительный)

Организовать выставку «Книжка – малышка» по устному народному творчеству

Мини библиотека художественной литературы

Родительское собрание «Волшебный мир книги»

Выставка «Моя любимая книга»

Воспитатели, родители

Встреча с библиотекарем: «Сказка из чемодана»

8. Ресурсы.

Кадры:

- Воспитатели детского сада

- Музыкальный руководитель.

-Библиотекарь.

Оборудование, материалы:

-Дидактические игры

- Маски для проведения подвижных игр

-настольные, пальчиковые, кукольные театры.

9. Бюджет проекта :

Для реализации проекта «Фольклор и малыши» дополнительное финансирование не требуется.

10. Продукт/ результат:

-выставка книг по устному народному творчеству

-Выставка детских работ по теме.

- Картотека пальчиков игр

11. Критерии эффективности:

Цель достигнута, если:

Педагоги:

- сформировали у родителей представление о необходимости создания условий для развития интереса у детей к книгам дома и в детском саду.

- вовлекли всех участников образовательного процесса в удивительный мир малого фольклора.

Дети:

- Сформировался у детей первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

- обогатился словарь детей новыми словами и выражениями.

- сформировали опыт бережного отношения к книгам

Родители:

-Заметили пользу чтения художественной литературы для всестороннего развития детей.

- сформировали понимание о необходимости использования малых форм фольклора во всестороннем развитии детей.

- создали более тесные взаимоотношения между педагогами, родителями и детьми группы.

12. Перечень документации:

1. Интернет-ресурсы

2. Гербова В. В., Максаков А. И. «Занятия развития речи в первой младшей группе»

(М. : Мозаика – Синтез, 2008)

3. Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2 – 3 лет» ( М: «Мозаика – синтез», 2009)

4. «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома» (3-е изд. - М: Мозаика – Синтез, 2021.-128с)

13. Риски:

Риски и пути преодоления

Нет должного отклика со стороны родителей -Проводить больше индивидуальных бесед о пользе чтения художественной литературы, устного народного творчества.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект для группы раннего возраста «Малыши-крепыши»Долгосрочный проект для группы раннего возраста «Малыши-крепыши» Вид проекта: практико - информационный, познавательно – творческий, групповой. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта:.

Краткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группеКраткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группе Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Фольклор для малышей» Актуальность: Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких.

Познавательно-игровой проект «Активные малыши» для детей раннего возрастаПознавательно-игровой проект «Активные малыши» для детей раннего возраста Тип проекта: оздоровительный Вид проекта: среднесрочный Участники: дети, родители, воспитатели Актуальность проекта: Двигаясь, ребенок познает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Фольклор и малыши»
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 21:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД