МААМ-картинки

Применение мнемотехники в работе с детьми

Инна Дмитренко
Применение мнемотехники в работе с детьми

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному, начинают работу с младшего возраста с простейших мнемоквадратов. Детям на занятиях даются готовые обозначения с обязательным пояснением — расшифровкой.

I этап - мнемоквадраты : Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. В начале работы с детьми стоит использовать цветные мнемоквадраты, так как в памяти ребёнка остаются отдельные зрительные образы (жёлтый цыплёнок, зелёная ёлочка). Малышам лучше предлагать картинки, понятные для их восприятия. Позже изображение усложняется — зарисовывается в графическом виде.

Публикация «Применение мнемотехники в работе с детьми» размещена в разделах

Например : даётся слово — девочка и его символическое обозначение (человечек в платье).

Когда дети уловили, как можно зашифровать слово, воспитатель переходит к обучению поэтапному кодированию слов по характеристике предмета, например : по размеру (большой круг, малый круг, по цвету (синий круг, красный круг, по форме (квадрат, треугольник… после чего детям даётся упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение характеристик обозначением. Например, елочка (какая) - колючая (рисунки елки и ежа).

После этого, идёт обучение сочетанию закодированных слов и их характеристик. Примером может служить сочетание «большая машина» (большой круг, силуэт машины).

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно подключать их к работе над символами. Педагог предлагает детям «спрятать» какое-либо слово в картинку. Например : как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом вместе с взрослым выбирают наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «слон».

На этом этапе работы можно проводить с детьми следующие игры : «Подскажи словечко», «Найди пару», «Скажи по-другому», «Скажи наоборот». Последние две игры рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

II этап - мнемодорожки : На этом этапе дети учатся «читать» простые схемы из 2-4 символов. Так как дети уже научились называть сочетания слов, они переходят к запоминанию и воспроизведению полноценных предложений по уже знакомым им символам.

Например, маленькая девочка стоит: (маленький круг, человечек в платье, ноги в разные стороны над стрелочкой).

дальнейшем работа уже ведётся над четверостишиями, маленькими стихотворениями, несложными загадками: для примера можно взять загадку : Без окон, без дверей, полна горница людей (перечёркнутые окна, перечёркнутые двери, прямоугольник, в котором много человечков).

III этап - мнемотаблицы : на этом этапе начинается работа с более крупными схемами. Дети учатся на их основе составлять мини-рассказы и коллажи. Также с их помощью они проще запоминают стихотворения.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего школьного возраста, можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов :

обучающие - содержат познавательный материал.

развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

соответствовать уровню развития детей.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Мнемотехнику можно применять при заучивании стихотворений. [8] Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а затем сами создают свою схему.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов так же можно использовать модельные схемы, которые служат своеобразным зрительным планом, который помогает детям выстраивать:

строение рассказа,

последовательность рассказа,

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Вместе с детьми необходимо беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживать последовательность заранее приготовленной мнемотаблицы к данному произведению. В старшем дошкольном возрасте — дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели для схем, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которая необходима для пересказа художественного произведения. Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая общие принципы построения сюжета.

Также как пример применения мнемотехники в группе используются таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребёнку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

По мере освоения приёмов мнемотехники постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка с взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем — коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии, а затем и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнёр, который незаметно помогает ребёнку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребёнок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Важно помнить, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего, начало, «запуск», наиболее значимый и эффективный метод работы с этой проблемой, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Подытожим, мнемодорожки и мнемотаблицы можно использовать :

для ознакомления детей с окружающим миром

при заучивании стихов

при пересказах художественной литературы

при обучении составлению рассказов

при отгадывании и загадывании загадок

для обогащения словарного запаса

при обучении составу числа (если можно, описать ранее, как)

при воспитании культурно-гигиенических навыков

при воспитании навыков самообслуживания

при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества, как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребёнка; даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Благодаря использованию приёмов и методов мнемотехники :

У детей появляется желание читать и пересказывать тексты.

У детей расширяется круг знаний об окружающем мире, повышается интерес к дальнейшему его изучению.

Дети начинают строить подробные алгоритмы высказываний и правильно оформлять свою мысль в виде предложения, как с точки зрения грамматики, так и с точки зрение речевых норм.

Дети начинают пользоваться всеми частями речи (меньше допускают ошибок в их согласовании, правильно употребляют предлоги и частицы, не пропуская и не заменяя их, усваивают обобщающие понятия. Им становятся доступны некоторые задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов.

У детей развиваются психические процессы и способности: наблюдательность, логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение, память, усидчивость.

У детей улучшается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают графические схемы.

Дети обучаются перекодированию информации, т. е. преобразовывают абстрактные символы в образы.

Дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией во время выступлений.

Всё перечисленное — это только определённые виды деятельности детей по развитию речи и памяти, но применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

Модель должна отображать обобщённый образ предмета;

Модель должна раскрывать существенное в объекте;

Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые будут помогать детям учиться классифицировать предметы, развивать их речь, их зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов мнемотехники, при поддержке дидактических игр и упражнений, а также при совместной работе с родителями воспитанников даё т свои результаты:

Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.

Выросла активность работы детей на занятиях. У них сконцентрировалась наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.

У детей появился интерес к заучиванию стихов, к составлению рассказов;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, речь детей стала грамотнее, они замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень»Фотоотчёт «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками при обучении рассказыванию по теме «Осень» Мнемотехника – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Это настоящая палочка-выручалочка.

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группыИспользование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы. Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение мнемотехники в работе с детьми
Опубликовано: 15 декабря 2023 в 14:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение мнемотехники в работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Инна Дмитренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД