Лучший педагог года

Перспективный план на учебный год «Обучение грамоте» в старшей группе

Елена Ферко
Перспективный план на учебный год «Обучение грамоте» в старшей группе

Перспективное планирование в старшей группе

Обучение грамоте

Месяц Не-деля № Зан.

Занятия

Программное содержание

Работа вне занятий

Сентябрь

1

1

Познакомить детей с понятием «звук», «слово»; учить находить слова с заданным звуком

Публикация «Перспективный план на учебный год „Обучение грамоте“ в старшей группе» размещена в разделах

Дать детям представление о слове (имеет значение, звучит, потому что слова состоят из звуков, слова звучат по разному); развивать умение вслушиваться в слова, слышать звуки в словах, учить интонационно-му выделению звука в начале, середине и в конце слова.

Дидактические иг-ры:

«Что нужно кукле?»

«Загадки Петрушки»,

«Придумаем сказку про слова»,

«Кто летит в самолете?»,

«Какое слово длиннее?»,

«Интересные слова»,

«Произнеси слово»,

«Здравствуйте, я – Пет-рушка!».

Чтение:

А. Барто «Игра в слова».

А Шибаев «Прислушай-ся к слову

2

2

Познакомить с понятием «пред-ложение»; учить определять по-рядок слов в предложении

Учить детей выделять предложения из речевого по-тока (связного рассказа); познакомить с термином «предложение»; дать детям представление о том, что в предложении может быть разное количество слов; учить складывать двух или трех словные предложе-ния о предметах.

3

3

Звуковой анализ слов «ау», «уа», определение места звука в слове

Учить звуковому анализу слов, познакомить со схе-мой звукового анализа; учить определять место звука в слове.

4

4

Звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков, определение места звука в слове

Учить детей проводить анализ звукового состава сло-ва, используя модель слова, представленную нейтральными фишками (квадратами белого цвета). Закреплять умение определять место звука в слове. Развивать внимание, фонематический слух, упраж-нять в правильном произношении звуков.

Октябрь

1

5 Звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков

Учить детей проводить звуковой анализ слов, нахо-дить одинаковые звуки в словах; закреплять умение называть слово с заданным звуком; познакомить со словоразличительной ролью звука.

Дидактические игры:

«Каждой вещи свое ме-сто», «Зверек, где твой кружок?», «Загадки пет-рушки»,

«Цепочка слов»,

«Кто в каком домике будет жить?»,

«Включи телевизор»,

«Узнайте звук».

Чтение:

С. Погореловский «Ма-каронная семейка»,

А. Максаков «Сказка про овощи»,

Г. Юдин «Отец и мать».

2

6 Гласные и согласные звуки (поня-тие, обозначение);

звуковой анализ слов с выделением гласного звука; выкладывание зву-ковой схемы слова

Дать детям сведения о гласных и согласных звуках (при произношении воздушная струя не встречает препятствий, ему не мешают ни губы, ни язычок); закреплять умение определять первый и последний звуки в слове; учить детей находить сходство и раз-личие слов по их звуковому составу; учить называть слова по заданию воспитателя с определенным зву-ковым составом.

3

7 Знакомство с согласными звуками. Звуковой анализ слов с выделением гласных и согласных звуков

Закрепить знания детей о гласных звуках; дать поня-тия о согласных звуках; учить проводить звуковой анализ четырёх звуковых слов с выделением глас-ных и согласных звуков, используя картинки-схемы, модели слов; закрепить умение дифференцировать понятия: слово, предложение.

4

8 Звуковой анализ слов, выделение гласных и согласных звуков Учить ориентироваться в заданиях, требующих ха-рактеристики звука (гласный, согласный); искать в словах одинаковые звуки, подбирать слова одинако-вой звуковой структуры; звуковой анализ слов «ро-за», «раки».

Ноябрь

1

9 Знакомство с мягкими и тверды-ми согласными звуками, звуковой анализ слов с выкладыванием схем

Закреплять знания о гласных и согласных звуках, по-знакомить детей с мягкими и твердыми согласными, их обозначением квадратами (зеленый – мягкий со-гласный звук, синий – твердый согласный); учить сравнивать слова по звуковому составу, учить назы-вать слова по заданию воспитателя с определенным звуковым составом; звуковой анализ слов «лист» и «волк». Дидактические иг-ры:

«Как зовут друзей?»,

«Кто внимательный?»,

«Найди вкусное слово»,

«Кто в домике живет?»,

«Кто быстрее соберет вещи?», «Найди место звука в слове».

Игровое упражнение

«Твердый - мягкий».

2

10 Уточнить понятия «твердый со-гласный звук», «мягкий согласный звук», звуковой анализ слов с ис-пользованием звуковой модели сло-ва

Закреплять навыки звукового анализа слов с различ-ной звуковой структурой, уточнить понятия «твер-дый согласный звук», «мягкий согласный звук»; учить искать одинаковые звуки в словах, ориентиро-ваться в заданиях, требующих полной характеристи-ки звуков; звуковой анализ слов «лиса», «луна».

3

11 Познакомить со слогоразличи-тельной ролью звука, учить назы-вать слова с заданным звуком.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; закреплять знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках; закрепить умение пользоваться при звуковом анализе условными обозначениями; дать понятие, что с изменением одного звука в слове, меняется слово и его значение, учить называть слова с заданным звуком.

Чтение:

Е. Агранович

«Приключения буквы «К».

4

12 Учить сравнивать слова по моде-ли и звукам, закреплять понятие о словоразличительной роли звука

Продолжать учить проводить звуковой анализ слов; упражнять в анализе четырех – пяти - звуковых слов; учить сравнивать слова по модели и звукам; закреп-лять понятие о словоразличительной роли звука.

Декабрь

1

13 Деление слов на слоги с выклады-ванием слоговой схемы, звуковой анализ слов

Дать представление о слоге как произносительной части слова, формировать умение произносить слова по слогам; закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие со-гласные звуки.

Дидактические иг-ры:

«Дошагай до головы удава», «Магазин игру-шек»,

«Слоговой аукцион»,

«Купи игрушку»,

«Вагончики»,

«Преврати короткое сло-во в длинное»,

«Волшебная цепочка»,

«Почтальон принес письмо».

Чтение:

«Приключения буквы У» по рассказу Е. Моги-левского,

А. Шибаев «Слова, сло-ва, слова…».

2

14 Деление слов на слоги, ударение. Показать слогоразделительную роль гласного звука на основе зву-кового анализа слов

Закреплять умение делить слова на слоги, произно-сить слова по слогам; дать понятие об ударении, вы-делять ударный слог; закреплять умение проводить звуковой анализ слов, показать детям, что в словах, сколько гласных звуков, столько и слогов; учить называть слова с заданным звуком.

3

15 Показать роль гласного звука в об-разовании слога, продолжать учить делать звуковой анализ слов

Учить делить слова на части; показать роль гласного звука в образовании слога; продолжать учить делать звуковой анализ слов.

4

16 Закрепить знания о роли гласного звука в определении слога

Продолжать учить детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, закрепить зна-ния о роли гласного в определении слога.

Январь

1

17 Закрепить знания о том, что гласный звук может образовать отдельный слог

Закрепить знания о слоге, как части слова, о роли гласного в образовании слога; закрепить знания о том, что гласный звук может образовать отдельный слог; учить делить на слоги слова, состоящие из двух – трех слогов.

Дидактические иг-ры:

«Шторм»,

«Стук, да стук, найди слово, милый друг»,

«Придумай предложе-ние», «Подумай, не то-ропись»,

«Какое слово потеря-лось», «Где вы слышали эти слова?», «Кто пред-ложит сам?».

Чтение:

Э. Успенский «Путани-ца»,

В. Волина «Шторм».

2

18 Закреплять знания о слогообразу-ющей роли гласного звука, учить называть слова с заданным звуком

Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки; закреплять знания о слогообразующей роли гласного звука; учить называть слова с заданным звуком.

3

19 Продолжать учить делить слова на слоги, пользуясь слоговой моде-лью слова

Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, различать твердые и мягкие согласные звуки; про-должать учить делить слова на слоги, пользуясь сло-говой моделью слова.

4

20 Предложение. Определение коли-чества слов в предложении, опре-деление места слова в предложе-нии Учить составлять предложения из двух слов, из трех слов, называть первое, второе слово и первое, второе, третье слово; определять место слова в предложении; учить проводить звуковой анализ слов; дифференци-ровать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

1

21 Звуковой анализ слов. Слова схо-жие по звучанию. Показать, как изменяются слова с изменением одного звука

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, опреде-лять его место в слове; учить сравнивать слова по звуковому составу, показать, как изменяются слова с изменением одного звука.

Дидактические иг-ры:

«Звуковые часы»,

«Игры деда – Буквоеда»,

«Веселые звуки»,

«Найди пару»,

«Доскажите словечко»,

«Волшебная цепочка».

Чтение:

Г. Юдин «Поэты»,

Н. Гернет «Что получи-лось?»,

Н. Матвеева «Путани-ца».

Февраль

2

22 Звуковой анализ слов. Нахождение слов схожих по звучанию, приду-мывание рифмы

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные зву-ки; закреплять знание о различительной роли звука, сравнивать слова; учить придумывать рифмы.

3

23 Звуковой анализ слов, деление слов на слоги, подбор слов к звуковой схеме слова

Продолжать обучению звуковому анализу слов; за-креплять умение различать гласные, твердые и мяг-кие согласные звуки; делить слова на слоги, учить подбирать слова к звуковой схеме слова.

4

24 Нахождение слов схожих по зву-чанию, придумывание рифмы. Де-ление слов на слоги.

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные зву-ки; закреплять знание о различительной роли звука, сравнивать слова; продолжать учить придумывать рифмы; придумывать слова, начинающие с заданного слога.

Март

1

25 Знакомство с алфавитом. Звуко-вой анализ слов со звуком [а], за-мена обозначения гласного звука [а] буквой Аа

Дать детям понятие о том, что звуки мы слышим, а буквы пишем. Продолжать учить детей звуковому анализу слов, закрепить гласные и согласные звуки, учить заменять в схеме обозначение гласного (крас-ный квадрат) буквой А.

Дидактические иг-ры:

«Собери букет»,

«Включи телевизор», «Цветной магазин»,

«Найди пару»,

«Доскажи словечко», «Дошагай до головы удава».

Чтение:

Г. Юдин «Почему А первая»,

М. Аршртром «Говоря-щая курица»,

Я. Пришумов «Останов-ка»,

«Кое – что про букву О» (стихи Г. Сапгир, В. Лу-нин, С. Соловьев).

2

26 Знакомство с буквой Уу. Звуковой анализ слов со звуком [у], замена обозначения гласного звука [у], буквой У

Познакомить детей с буквой У. Учить читать звуко-сочетание АУ. Закреплять умение выделять нужный звук в слове, проводить звуковой анализ слова, выде-лять гласные и согласные, мягкие и твердые звуки. Закреплять умение делить слова на части, правильно определяя ударный слог.

3

27 Знакомство с буквой Оо. Звуковой анализ слов с заменой обозначения гласного звука на букву О Познакомить детей с новой буквой О. Продолжать учить звуковой анализ слов, заменяя фишки в моде-лях слов выученными буквами, делить слова на сло-ги, самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в слова трехсложные.

4

28 Знакомство с буквой Ии. Звуковой анализ слов с заменой обозначе-ний гласных звуков буквами А, О, У, И; деление слов на слоги

Познакомить детей с новой буквой И; закрепить уме-ние детей выделять звуки в словах, обозначать звуки соответствующими буквами, проводить звукобук-венный анализ слов, учить подбирать рифмы к сло-вам – находить слова похожие по звучанию.

Апрель

1

29 Знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ слов со звуками [ы], [и], деление слов на слоги

Познакомить с буквой Ы, ее написанием, дать поня-тие, что гласная буква Ы обозначает гласный звук [ы], перед звуком [ы] все согласные звуки произно-сятся твердо, что звук [ы] встречается только в сере-дине и в конце слова. Продолжать учить детей делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги.

2

30 Буква Ээ. Звуковой анализ слов, за-мена обозначений звуков на буквы, «чтение» схем слов

Познакомить с буквой Э; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением пра-вил написания гласных букв и определением ударно-го гласного звука; продолжать учить детей называть слова с заданными звуками; «чтение» схем слов.

Дидактические иг-ры:

«Догадайся сам»,

«Звуковые часы»,

«Поезд»,

«Веселые звуки»,

«Любопытный».

Чтение:

М. Аромштам «Дорож-ный указатель с веселым язычком»,

А. Шибаев «Веселые стихи»,

Г. Виеру «Учусь пись-му».

3

31 Знакомство с буквой Мм, замена звукового символа (квадрата) бук-вой М. Обучение слиянию звуков в слоги

на основе звукового анализа (ма, ап, му, ум, мо, ом) Познакомить с правильным написанием и названием буквы М (ЭМ, обозначает звук [м]. Продолжать учить детей делать звуковой и слоговой анализ слов, закреплять умение выделять нужный звук в слове, определять его положение в слове. Учить детей чи-тать, плавно произносить два звука последовательно, чтобы получился слог.

4

32 Знакомство с буквой Сс. Обучение слиянию звуков в слоги (са, ас, со, сы, си, сэ, су)

Познакомить детей с буквой С, с ее алфавитным названием (эс). Продолжать учить слитно произно-сить звуки читая слоги-слияния, читать слоги с бук-вой С и всеми изученными гласными. Учить читать слова из двух слогов. Закреплять умение делать сло-говой анализ слова, выделять звуки в словах (глас-ные, согласные, твердые, мягкие).

Май

1

33 Буква Кк, обучение слиянию звуков в слоги, звуковой анализ слов, де-ление слов на слоги

Познакомить детей с буквой К, с ее алфавитным названием (КА); продолжать учить читать слоги-слияния, четко произнося звуки, читать слова из двух слогов; закреплять умение анализировать слово по звуковому составу, правильно характеризовать звуки (гласный, согласный, твердый, мягкий).

Дидактические иг-ры:

«Построй пирамиду»,

«Собери букет»,

«Слоговой аукцион»,

«Смотри не ошибись», «Строители»,

«Восстанови букву».

Чтение:

А. Шибаев «Мы убираем двор»,

А. Барто «Буква Р»,

Г. Юдин «Рыжий город»,

М. Пляцковский «Стихи на одну букву».

2

34 Закрепление пройденного:

«Незнайка приходит в гости»

Учить детей делать звуковой анализ слова, выделять гласные и согласные звуки, различать их. Продол-жать учить находить слова схожие по звучанию. За-креплять умение делить слова на слоги разными спо-собами. Развивать фонематический слух. Воспиты-вать внимание, усидчивость, интерес к занятиям.

3

35 Итоговое занятие

«Путешествие по стране

Мультитроллии»

Учить детей делить на слоги двух-трех-сложные сло-ва, отчетливо произносить каждую часть слова, само-стоятельно преобразовывать слова из двух сло-гов в слова трехсложные.

Публикации по теме:

Перспективный план дидактических игр по грамоте в старшей группеПерспективный план дидактических игр по грамоте в старшей группе СЕНТЯБРЬ 1 неделя: Д/И “Эхо” цель: формировать чёткое произношение звуков, развивать фонематический слух, внимание. 2 неделя: Д/И “Вспомним.

Перспективный план по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Обучение детей пересказыванию» (старшая группа) Перспективный план по самообразованию 2016-2017 учебный год на тему: «Обучение детей пересказыванию.» (старшая группа) Актуальность темы:.

Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей разновозрастной группе на учебный год Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей разновозрастной группе на учебный год. Сентябрь 1. Наглядно- стендовая информация.

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цели и задачи: 1. Взаимодействия.

Перспективный план работы с родителями на 2016–2017 учебный год в старшей логопедической группе Сентябрь. 1. Сбор банка данных по семьям воспитанников «Социологическое исследование социального статуса и психологического микроклимата.

Перспективный план работы с родителями на учебный год в подготовительной группе СЕНТЯБРЬ 1. Консультация «Мой психологический портрет» 2. Оформление выставки осенних букетов 3. Привлечь родителей к участию в благотворительной.

Перспективный план работы с родителями в старшей разновозрастной группе на 2015–2016 учебный год Перспективный план работы с родителями в старшей разновозрастной группе на 2015–2016 учебный год. Сентябрь 1. Групповое родительское собрание.

Перспективный план работы по взаимодействию с семьями воспитанников в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цель: Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей,.

Перспективный план взаимодействия с родителями детей старшей группы на 2014–2015 учебный год Форма проведения СодержаниеСентябрь 1. Анкетирование «Сведения о семье» 2. Печатные консультации «Особенности развития ребенка 5-6 лет».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план на учебный год «Обучение грамоте» в старшей группе
Опубликовано: 29 августа 2023 в 17:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план на учебный год «Обучение грамоте» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ферко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД