Лучший педагог года

Педагогическая работа с ложью дошкольников

Марина Зайцева
Педагогическая работа с ложью дошкольников

Сколько существует человечество, столько же существует и обман. О нём писали древние философы, о нём написано в Библии. Жизнь развивается, идёт вперёд, а обманы всё также сопровождают нашу жизнь, внеся в неё массу неприятностей: ведь это очень неприятно ощущать себя обманутым человеком. При этом, собственный обман указывает на неправильное воспитание, неуверенность в себе, желание казаться сильнее, страх осуждения, недоверие к людям, являясь своеобразной защитной реакцией.

Публикация «Педагогическая работа с ложью дошкольников» размещена в разделах

Детям дошкольникам стали присущи такие черты поведенческих особенностей как: ложь, воровство, ненормативная лексика, физическая агрессия. К причинам такого поведения можно отнести следующие факторы: психоневрологические отклонения, культурные изменения в современном обществе, особенности воспитания в семье.

Дошкольный возраст является ключевым в становлении личностных механизмов поведения ребёнка, становления его характера. Проявление склонности ко лжи и усиление ее у ребенка создает негативные предпосылки успешности в воспитательской и учебной деятельности, выступает признаком дезадаптации, отрицательно влияет на личностное развитие.

Актуальность данной темы состоит в том, что проблема выявления причин и способов преодоления лживого поведения детей изучена недостаточно, при том что наличие соответствующих знаний может стать основой для коррекционной психолого-педагогической работы с детьми, позволит предложить практические рекомендации их педагогам и родителям.

П. Экман определяет ложь, как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды. По форме проявления различают следующие виды лжи: умолчание (укрывательство, искажение, недоговорка, оговор или клевета, самооговор, преувеличение / преуменьшение, приукрашивание, притворство (болезни, неумения, отрицание (вины, блеф, шутка и др.

По отношению к ребенку практически каждый взрослый в той или иной мере выступает с позиции власти. Отношения подобного рода могут порождать ложь. В таких отношениях ребенок испытывает сильную зависимость от взрослого. Все, что младший делает, находится под пристальным контролем старшего, и поэтому часто возникает необходимость что-то скрывать и искажать. Младший лжет по поводу того, что он делал или не делал, а старший (хотя и гораздо реже) лжет, чтобы легче управлять младшим, побуждать его к выполнению своих обязанностей. Еще одна причина, по которой взрослые обманывают детей, определяется тем, чтобы уберечь детей от возможных неприятностей или проблем. Это своего рода ложь предохраняющая.

Следует различать понятия лжи, обмана и неправды. Ложь по В. В. Знакову - это умышленная, намеренная передача сведений, не соответствующих действительности. Обман — это полуправда, сообщенная партнеру с расчетом на то, что он сделает из нее ошибочные, не соответствующие намерениям обманывающего выводы. Неправду можно охарактеризовать как высказывание, основанное на заблуждении или неполном знании.

Признаки обмана могут проявляться в мимике, телодвижениях, голосовых модуляциях, глотательных движениях, в слишком глубоком или же, наоборот, поверхностном дыхании, в длинных паузах между словами, в оговорках, микровыражениях лица, неточной жестикуляции.

Пол Экман выделяет следующие мотивы лжи: 1. избегание наказания, 2. стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, 3. защита друзей от неприятностей, 4. самозащита или защита другого человека, 5. стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, 6. желание не создавать неловкую ситуацию, 7. избегание стыда, 8. охрана личной жизни, защита своей приватности, 9. стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть.

Причины лжи детей старшего дошкольного возраста : недоверие ко взрослым, желание самоутвердиться, фантазия, личные проблемы, защита другого человека или своего внутреннего мира, страх разочаровать взрослых, попытка избежать наказания, стремление привлечь к себе внимание, защита от стрессовых ситуации и дурной пример окружающих.

В возрасте от 2 до 5 лет детская ложь считается признаком развития интеллекта, абстрактного мышления, воображения и общего психологического развития в рамках нормы. Если ребенок не фантазирует, не привирает, не придумывает разные истории в этом возрасте, то это считается тревожным фактором, который может оповещать об отклонении в развитии. Гораздо серьезнее, если ложь и обман закрепляется и в подростковом возрасте.

Ребенок в это период своей жизни часто сны, персонажей мультфильмов, поступки героев из прочитанных книг переносит в реальную жизнь. Он, создавая в силу своего воображения, глубже погружается в игровую ситуацию, из которой порой ему не удается быстро вернуться в реальность. Семейные раздоры негативно сказываются на поведении ребенка, придумывание, фантазирование спасает его от нервного перенапряжения. Он погружается в свой придуманный мир, чтобы не быть отвергнутым.

Однако, безусловно, у некоторых детей присутствует настоящая ложь, в которой повинны сами родители. В некоторых ситуациях родители, не подозревая, дают урок ребенку о допустимости вранья. Говоря с ребенком и поясняя, что врать не хорошо, сам родитель, в присутствии ребенка разговаривая по телефону, говорит, что мужа нет дома, в тот момент кода муж сидит рядом. Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Начиная разборки с ребенком, стоит задать себе вопрос, а не я ли лично показываю ему пример вранья?

Ложь-это начало самых серьезных проблем в отношениях родителей с их детьми, и самая главная из которых - доверие. Становление личности ребёнка происходит в семье. Именно она способствует правильному формированию и развитию личности ребенка. По тому, каким вырос ребенок можно определить каковы его родители. Не секрет, что ребенок пытается быть похожим на своих родителей, он им подражает во всем.

Методические рекомендации по предотвращению лжи детей старшего дошкольного возраста для родителей и педагогов :

1. Верьте ребенку. Например, если вы замечаете за ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: "Только попробуй, подерись сегодня!", "Пусть только на тебя сегодня пожалуются!" - это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: "Веди себя поспокойней и посдержанней".

2. Объясните, что правда полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.

3. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду. Если ребенок разбил чашку, и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: "Это ты разбил чашку?" - а лучше скажите: "Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось". Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду. Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей и педагогов могут привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха наказания.

4. Вознаграждайте честность. Если ребенок признался вам, то покажите ему свою радость: "Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду". Чтобы проступок не повторился вновь, покажите его отрицательные последствия и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.

5. Показывайте пример честности. Маленькие дети не понимают двойной морали.

6. Необходимо знать и учитывать невербальные сигналы лжи. В младшем возрасте догадаться лжет ребенок или нет довольно просто. Мы можем только по его внешним повадкам, лицу распознать о его искренности, так как все у него написано на лице. Мозг читает невербальные знаки быстрее, чем сознание успевает проанализировать поведение собеседника. Поэтому, если вам померещилось, будто что-то не так, то, скорее всего, так оно и есть.

- Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза или же очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий твою реакцию на его слова.

- Румянец считается признаком смущения, а также чувства стыда и, возможно, вины.

Признаки, по которым можно судить о фальшивости выражения лица:

- Асимметрия. При асимметричном выражении одна и та же эмоция проявляется на какой-то половине лица сильнее, чем на другой.

- Длительность. Длительность есть общая протяженность мимического выражения во времени, от момента его появления до полного исчезновения. Выражения, длящиеся более десяти секунд, несомненно, а около пяти секунд – с большой долей вероятности, являются фальшивыми. Большинство искренних выражений сменяется значительно быстрее. Весьма мимолетным является удивление, которое длится не более секунды.

- Несвоевременность выражения лица по отношению к речи, интонациям и телодвижениям является третьим признаком неискренности эмоций. Если гневное выражение появляется позже слов, то, скорее всего, гнев является поддельным, поскольку подлинное выражение появилось бы либо в самом начале фразы, либо даже чуть раньше ее.

7. Не спешите наказывать ребенка. Вместо этого гораздо лучше и полезнее поговорить с ним о том, как важно быть честным.

8. Давайте только те обещания, которые вы в состоянии выполнить.

9. Не обманывайте ребенка, если вы не можете ответить на его вопрос. Постарайтесь вместе с ребенком найти решение этого вопроса.

10. Отвечайте на вопросы только правдиво, и в соответствии с уровнем развития ребенка.

11. Не раздавайте угрозы, которые вы никогда не выполните.

12. Предъявляйте требование к ребенку только те, которые ему под силу.

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Просвещение,1968.

2. Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания//Вопросы психологии. -1993. -№ 2. -С. 9-16.

3. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев,1983.

4. Николаева Е. И. Психология детской лжи// Портал психологических изданий: PsyJournals.ru, 2010, № 3 (24).

5. Николаева Е. И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. — Питер, 2011. — 160 с.

6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие. М. : Педагогическое общество России, 2000. 448 с.

7. Хазова С. А., Мосина О. А., Ус О. А. Изучение мотивов лживого поведения в процессе возрастного развития детей // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3 (часть 2) – С. 415 - 419.

8. Экман П. Психология лжи. СПб. : Питер, 2001. 272 с.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников произносительных навыков чувашской речи как социально-педагогическая проблема ФОРМИРОВАНИЕ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧУВАШСКОЙ РЕЧИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА О. А. Смирнова.

Педагогическая концепция развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста – это базовая сфера жизнедеятельности, являющаяся основой всего отношения ребенка к миру.

Педагогическая идея воспитателя «Формирование у дошкольников потребности к слушанию и чтению» В настоящее время выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать.

Педагогическая игра «Методика развития связной речи дошкольников» Педагогическая игра Цель: определение знаний, умений, навыков молодых специалистов в области методики развития связной речи дошкольников.

Педагогическая копилка. Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы.

Педагогическая находка «Педагогический опыт по экологическому воспитанию дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Гнёздышко» п. Пуровск Пуровского района Педагогический.

Педагогическая работа по профилактике и разрешению конфликтов между детьми в ДОУ В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются.

Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников Одна из главных задач воспитания - социализация воспитанников. От того, насколько успешно будет решена задача социализации дошкольника,.

Работа с родителями «Педагогическая гостиная» и математический КВН Карпова Наталья Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад «Тополёк» г. Советский, ХМАО-Югра РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ».

Социальное взаимодействие дошкольников как психолого-педагогическая проблема Умение общаться, строить и поддерживать дружеские отношения и взаимодействовать, сотрудничать и уживаться с людьми, это нужные элементы.

Автор публикации:
Педагогическая работа с ложью дошкольников
Опубликовано: 24 марта 2019 в 12:19
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая работа с ложью дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД