Получи документы

Палочки Кюизенера как игровой метод в современном образовательном пространстве

Елена Прокопенко
Палочки Кюизенера как игровой метод в современном образовательном пространстве

Интеллектуальное развитие дошкольника лучше всего развивать в процессе игровой деятельности, в результате которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления, приобретается опыт общения со сверстниками.

Задача современного дошкольного образования — не просто накопление у детей знаний, но и развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль играют нестандартные средства. Одними из них являются счетные палочки Кюизенера, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Универсальный дидактический материал разработал бельгийский педагог Джордж Кюизенер (его фамилия и стала названием). Он представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы. Причем каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет. В комплект входят группы брусочков разного цвета и длины. Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10.

Публикация «Палочки Кюизенера как игровой метод в современном образовательном пространстве» размещена в разделах

Основная цель использования палочек Кюизенера : развитие мелкой моторики рук, познавательной деятельности, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Главное преимущество методики Кюизенера — возможность её применения при работе с ребятами разного возраста (как младшими, так и старшими школьниками). Для малышей это увлекательный игровой материал, который позднее поможет освоить математические законы без скучного заучивания. Он привлекает своей красочностью, многофункциональностью. Пособие Кюизенера даё т возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше» : к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор счётных палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части. Объёмность палочек и их различия по цвету и длине позволяют ребёнку освоить сенсорные эталоны (размер и цвет). Счётные палочки совершенствуют и измерительные умения. Наглядно наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, малыш учится сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные», «одинаковые». Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-левый» и «масса» предмета.

Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Например, можно взять какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине, посадить цветы (использовать палочки разного размера и цвета).

Развивающее пособие Кюизенера помогает не только в изучении математики, но и позволяет складывать из палочек буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика, объёмные конструкции. Для этого существуют специальные схемы, которые можно найти в интернете или разработать самостоятельно. Из палочек можно выкладывать различные изображения на плоскости. Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

Чтобы игровая деятельность при помощи палочек Кюизенера была успешной, задания должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития.

На начальном этапе работы детей нужно просто познакомить с набором. Палочки будут выполнять роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети начнут играть с ними, как с обычными кубиками или мозаикой. Можно предложить ребятам соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых играх (например, в качестве товара в магазине или помады в салоне красоты). Малышам очень нравится играть с цветными палочками. Они привлекают своей яркостью. Вполне возможно, что в ходе подобных игр ребята сами сделают определё нные открытия: к примеру, что палочек много, но среди них есть элементы одинакового цвета и размера, или если сложить 2 брусочка одного цвета, то по длине мы получим палочку иного цвета и т. д. Важно постоянно предлагать малышам обследовать детали, отсчитывать их по одной, прикладывать друг к другу — таким образом, познавательное развитие сочетается с сенсорным.

Постепенно нужно вводить задания и упражнения (опять-таки игровые) со счётными палочками. Выполняя их, дети приходят к пониманию того, что каждый предмет в наборе имеет своё постоянное число. Упражнения должны быть разноплановыми: направленными на совершенствование представлений о величине, закрепление понятия числа и др. Они могут носить и комплексный характер: решать сразу ряд задач.

Следующий этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности. Игровые упражнения предлагаются детям в продуманном порядке — от более простого к сложному. За счёт этого у ребят постепенно формируются всё более сложные навыки, стимулируется интерес к познанию новой информации.

Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основным приёмом обучения будет являться показ способа действия воспитателя одновременно с объяснением. В старшем же звене будет достаточно схемы или словесной инструкции. Нужно стремиться к тому, чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе решений, высказывали предложения и сами их проверяли. Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности необходимо продумывать различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности. Например, на занятие к малышам приходит самый настоящий колобок (игрушка, которому надо показать дорогу. Игровые моменты выполняют мотивационную роль (построить домик для цыпленка, лестницу для куклы, дорогу для машинки и т. д.). В старшем же дошкольном возрасте уже можно заинтересовать детей соревнованием (составление на скорость цифр и букв из палочек и т. п.). Игровые персонажи помогают создать у дошкольников мотивацию к любой деятельности.

Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными палочками, вопросы к дошкольникам. Это является актуальным в любом возрасте. Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь, помогают осмыслить материал.

Что касается форм работы с набором Кюизенера, то обычно ребята упражняются индивидуально. Можно объединять их в подгруппы по несколько человек.

Также палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки. Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка : злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей. После обсуждения сказки «Золотой петушок» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка», репка («Репка») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров. С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев с помощью схемы или смоделировать самостоятельно.

Для дошкольников младшего и среднего возраста в первом полугодии воспитатель проводит ознакомительные игры и занятия с палочками Кюизенера. После этого (второе полугодие младшей группы и средняя группа) дошкольникам предлагаются более сложные игры, которые имеют конкретный сюжет.

Для старших дошкольников игры объединены в один блок, поскольку некоторые воспитанники уходят в школу после окончания старшей группы. И хорошо, если к этому возрасту они будут обладать необходимыми навыками для дальнейшей учёбы.

Также палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки. Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка : злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей. После обсуждения сказки «Золотой петушок» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка», репка («Репка») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров. С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев с помощью схемы или смоделировать самостоятельно.

Для дошкольников младшего и среднего возраста в первом полугодии воспитатель проводит ознакомительные игры и занятия с палочками Кюизенера. После этого (второе полугодие младшей группы и средняя группа) дошкольникам предлагаются более сложные игры, которые имеют конкретный сюжет.

Для старших дошкольников игры объединены в один блок, поскольку некоторые воспитанники уходят в школу после окончания старшей группы. И хорошо, если к этому возрасту они будут обладать необходимыми навыками для дальнейшей учёбы.

Таким образом, можно сделать вывод, что игры с палочками Кюизенера положительно влияют на развитие самостоятельности дошкольника, воспитывают настойчивость и целеустремлённость.

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Детское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского садаДетское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского сада Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани.

Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольниковИнтерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольников «Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников. " Информационные технологии становятся неотъемлемой.

Игровой маркер «Безопасность» в пространстве детской реализации. Сотрудничество с родителямиИгровой маркер «Безопасность» в пространстве детской реализации. Сотрудничество с родителями Дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек.

Палочки Кюизенера «Цветы для мамы»Палочки Кюизенера «Цветы для мамы» Подарила мир ты мне, яркий солнца свет, Для меня на свете лучше мамы нет. Именно весною, в марте, в день восьмой Я хочу поздравить маму.

Применение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУПрименение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУ Применение Универсального Трансформируемого Игрового Поля в образовательном пространстве ДОУ «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве»Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве» В своей работе большое внимание уделяю музейной педагогике. Музейная педагогика становится все более привычной в практике духовно-нравственного,.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Палочки Кюизенера как игровой метод в современном образовательном пространстве
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 21:09
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Палочки Кюизенера как игровой метод в современном образовательном пространстве» (включая файлы) размещена пользователем Елена Прокопенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД