Получи документы

Особенности работы с семьями в условиях дошкольного коррекционного учреждения

екатерина постоева
Особенности работы с семьями в условиях дошкольного коррекционного учреждения

Особенности работы с семьями в условиях дошкольного коррекционного учреждения.

Мы хорошо знаем, что семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние не формирование полноценной личности. Дом, родители – это истоки, с которых берёт начало характер ребёнка, формируется ценность его как личности.

Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников.

Дети с ОВЗ – это особые дети.

Публикация «Особенности работы с семьями в условиях дошкольного коррекционного учреждения» размещена в разделах

И семья, имеющая ребенка с ОВЗ – это семья повышенного риска, потому что она получила повышенную нагрузку. Это стресс, сложные отношения. Мы знаем, что при серьёзных нарушениях, проблемах со здоровьем у ребёнка нередки случаи развода, когда папа уходит из семьи и мама остаётся одна.

Поэтому помощь такой семье, прежде всего, будет заключаться в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Такого рода информацию лучше всего получать у специалистов, регулярно наблюдающих за ребенком. Такие специалисты в нашем саду есть.

Таким образом наша работа с семьёй начинается с предоставления информации о возможностях сада. Родители узнают, что в детском саду работает врач офтальмолог и ребёнок будет находиться под наблюдением врача. Работает медсестра, которая выполняет все назначения врача. Ребёнок будет получать аппаратное лечение, прямо на базе сада. Со слабовидящими детьми работает тифлопедагог. Т. е. родители могут почувствовать, что теперь они не одиноки в своей проблеме.

Далее необходимо выяснить на каком этапе кризиса находится конкретная семья, произошло ли принятие ребёнка.

Выделяется три этапа кризиса принятия.

Когнитивный – т. е. осознание медицинского диагноза.

Эмоциональный – т. е. преобладание отрицательных эмоций (за что мне такое, почему так получилось, возможно чувство вины)

Поведенческий – конкретные действия, поиск необходимых специалистов, людей, организации близких по проблеме. Конкретная помощь ребёнку.

Особенности нашей работы – определить, на сколько готов родитель сотрудничать со специалистами.

У нас такое правило, это важно, чтобы родители были активными, проявляли инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением, прислушивались к советам и рекомендациям и применяли их в общении с детьми.

Крайне важна родительская мотивация в плане сотрудничества с дошкольным учреждением. Уровень родительской мотивации оценивается по таким параметрам, как:

• адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;

• готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости.

Поэтому неотъемлемой частью нашей работы с родителями является коррекционная работа по формированию у родителей адекватного отношения к ОВ своего ребёнка.

Что подразумевается под словами адекватное отношение к ОВ (т. е. принятие ребёнка) — это понимание негативных последствий зрительного дефекта вместе с признанием особенностей, которые он может вызывать (и очень часто вызывает) в развитии человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); это вера в потенциальные возможности лиц с ОВЗ с посильным участием в создании условий для раскрытия этих возможностей; это отношение социума к лицам с ОВЗ как к равным субъектам открытого общества.

Не редко осознав свою «особенность», многие дети начинают стесняться дефекта и переживать настолько, что, находясь в среде нормально видящих, часто доводят себя до крайней нервозности. Без целенаправленной работы педагогов, без адекватной позиции родителей переживания могут принять стойкий характер и, естественно, затруднить жизнь в открытом обществе.

Неадекватное отношение к ОВ в сочетании с негативными свойствами личности формируется прежде всего, под влиянием семьи.

Так, гиперопека родителей, любящих и жалеющих ребенка с ОВЗ, воспитывает у него иждивенческие наклонности, эгоизм, повышенные требования к окружающим и заниженные — к себе. Последствиями гиперопеки являются такие свойства личности как безынициативность, отсутствие потребности в труде, изнеженность, избалованность.

Гиперопека приводит к возникновению ряда специфических социальных установок типа «Я инвалид — уступите мне», «Не задавайте на дом — я плохо вижу» и т. п.

Особенно пагубно сказывается на формировании личности ребенка сочетание гиперопеки с постоянным поощрением отдельных успехов. Например, ребенка превозносят за знание большого количества стихов и не замечают его неумения и нежелания научиться самостоятельно одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооценке, что так же опасно, как и занижение потенциальных возможностей.

В случаях, когда родители стесняются дефекта ребенка (заставляют снимать очки на улице, в гостях и т. п., у ребёнка формируются такие черты как замкнутость, зависть, неуверенность в себе.

Игнорирование дефекта также имеет негативные последствия, так как непонимание трудностей ребенка, предъявление к нему требований, не соответствующих его зрительным возможностям (особенно от этого страдают слабовидящие, провоцируют упрямство, нервные расстройства, отчужденность, подавленность в отношениях с окружающими.

Из сказанного следует, что коррекционная работа по формированию адекватного отношения к своему дефекту должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения

Задача людей, воспитывающих детей с глубоким нарушением зрения, состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь им осознать, чем они отличаются от нормально видящих, раскрыть способы преодоления трудностей, являющихся следствием поражения зрения, а также показать пути и условия успешной интеграции в открытое общество.

Т. е. правильного отношения родителей к физическому недостатку своего ребенка выражается в следующем:

- принятие ребенка таким, какой он есть, то есть любить его, не стесняясь его ОВЗ.

- поиск тифлореабилитологов и интерес к методической литературе, чтобы понять последствия нарушения зрения, трудности социализации при патологии зрения, а также понять наиболее адекватные пути помощи своему ребенку в подготовке к независимой жизни;

- действия, направленных на воспитание самостоятельности (как минимум) в самообслуживании;

— воспитание у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение различных практических навыков, без которых самостоятельность и мобильность невозможны;

- укрепление родственных уз и партнерских отношений слабовидящего ребёнка с близкими, то есть воспитание не в постоянном услужении и угождении ребёнку с ОВ (или напротив игнорировании его интересов, а во взаимопомощи и взаимоуважении.

«Кодировать» детей с ОВЗ следует, например, на такие установки как «Терпенье и труд все перетрут», «Нет безвыходных ситуаций», «У каждой медали две стороны — ищи ту, которая поможет смотреть на ситуацию позитивнее».

Вследствие всей этой работы у самого ребёнка формируется понимание того, что:

— нарушение зрения ограничивает его возможности, и для достижения тех же результатов, что и у нормально видящих, ему потребуется приложить гораздо больше усилий;

— при нарушении зрения многие сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается множество профессий, которыми он может овладеть;

— он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, если научится быть независимым в быту, самостоятельно справляться со своими проблемами, приобретет профессию и будет в ней конкурентоспособным.

Из сказанного следует, что главным условием адекватного отношения человека к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с другой — возможностей социально-трудовой адаптации.

При формировании правильного отношения к дефекту педагогу важно помнить о том, что личность является продуктом сложного и длительного процесса социализации. Здесь нужен индивидуальный подход с учетом всех обстоятельств жизни ребенка.

Практика воспитания показывает, что при правильно организованной системе воспитания, сочетающей требования к ребенку с поощрениями его успехов, с постоянно усложняющейся деятельностью, при опоре на богатые компенсаторные возможности человек с тяжелым нарушением зрения вполне адекватно относится к своему дефекту, т. е. не делает трагедии из-за возникающих трудностей, умело их преодолевает, упорным трудом достигая намеченной цели. Подтверждением служит социальная компетентность и полезность инвалидов в различных сферах производства, науки, культуры и т. д.

Эти задачи наиболее продуктивно реализуются в следующих формах работы :

Индивидуальное консультирование. Проводят, по необходимости, все специалисты (врач, тифлопедагог, медсестра-ортоптистка, педагог-психолог, логопеды).

Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. На каждом этапе реализуются собственные задачи и используются соответствующие приемы.

Задача первого этапа - создать доверительные, откровенные отношения с родителями. С этой целью используется такая форма индивидуального консультирования, как беседа.

Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе преследуется несколько целей:

• подробное обсуждение общего состояния развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза;

• разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его диагноза и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы;

• планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия.

В ходе коррекционной работы с детьми в условиях специализированного дошкольного учреждения индивидуальное консультирование родителей не теряет своей значимости на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.

Наряду с индивидуальными формами используется групповая форма работы с родителями : тематические консультации; круглый стол; групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми.

Активные формы работы представлены семинарами-практикумами при действенном участии родителей, спортивными праздниками, тренинговыми занятиями. Тематика семинаров-практикумов способствует овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками:

1) внимательное отношение (навыки наблюдения за развитием ребенка);

3) помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика);

4) развивающие игры в коррекционной работе с детьми;

6) коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики;

8) формирование графических навыков у детей с целью подготовки руки к письму;

Вся эта работа способствует формированию у родителей адекватной оценки развития их ребёнка, принятия ребёнка, создании активной позиции в преодолении трудностей, помочь раскрыть богатства внутреннего мира.

Публикации по теме:

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с семьями в условиях дошкольного коррекционного учреждения
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 23:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы с семьями в условиях дошкольного коррекционного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем екатерина постоева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД