Папки-передвижки

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Сарайкина
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Библиографическое описание: Андреева, Н. В. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н. В. Андреева, А. Н. Ибо, И. Н. Репина, Ю. А. Яцуценко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 4-6. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/145/4693/ ( дата обращения: 23.05.2023). РЕКЛАМА Здоровье детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У большинства взрослых, слабый стимул двигательной активности, низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, а здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка гораздо восприимчивей к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого и от того, каковы эти воздействия благоприятные или нет, зависит, как сформируется его здоровье. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Соблюдение правил личной гигиены является основой для сохранения здоровья в течение всей жизни. Еще в 1936г. Н. К. Крупская в своей статье «Забота о здоровье ребят» писала: «Мы должны растить здоровых ребят. Одна из важнейших задач детского сада — привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д». Но и в современном мире эти задачи не перестают быть актуальными. В условиях реконструкции образования с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям — создание развивающей образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Также ФГОС указывает на то, что осуществление образовательного процесса должно происходить в формах, индивидуальных для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Учитывая эти требования, воспитатели, осуществляя свою деятельность, заботятся о ее максимально эффективной организации при формировании навыков самообслуживания у детей с раннего возраста. Нервная система ребёнка в дошкольном возрасте, пластична и восприимчива, именно этот период является благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. В детском саду у детей воспитываются такие навыки самообслуживания, как навыки по соблюдению чистоты тела, поддержания порядка вокруг себя, культуры поведения во время приёма пищи, взаимоотношений друг с другом. Устойчивость их зависит от условия и своевременности начала этой работы, последовательности данных упражнений и, конечно, эмоционального отношения ребенка к происходящему. Сложность данного процесса заключается в том, что при формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учить не только тому, что приятно ребенку, но и тому, что особого восторга не вызывает. Особое внимание в данном случае необходимо уделять формированию нового навыка тогда, когда у ребенка появляются новые вещи или новые обязанности. При постоянном повторении в определенных условиях происходит переход навыка в привычку, которая обеспечивает сам факт существования данного действия. Привычка, приобретенная ребенком в детстве, становится уже природным свойством. По мере овладения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отделяются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности — игры. В играх ребёнок воспроизводит (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и постоянно совершались по отношению к нему самому. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ему: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыла ли ты помыть руки своему сыночку?». Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки насыщают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся оценкой усвоения культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе простейшего вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Игровые приемы позволяют нам, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой — более активно воздействовать на малыша. Они очень эффективны в воспитании маленьких детей, и помогают упрочнить имеющиеся навыки, в своей работе используем различные дидактические игры. После того как ребёнок научился надевать трусики, маячку, колготки, туфли он начинает овладевать последовательностью одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания т. д. То есть происходит увеличение количества действии, когда воспитанник работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия соединяются в сложные формы поведения. При этом ребёнок переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, а также за порядком. Для детей дошкольного возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы быть красивым». Выразить словами, какие действия они будут совершать, и в какой последовательности, дети ещё не могут. Им проще перечислить предметы, которые необходимы для данного процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода, воспитанников по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый. Широко используется для овладения детьми культурно-гигиенических навыков художественные произведения, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.

Публикация «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Библиографическое описание: Андреева, Н. В. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н. В. Андреева, А. Н. Ибо, И. Н. Репина, Ю. А. Яцуценко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 4-6. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/145/4693/ ( дата обращения: 23.05.2023). РЕКЛАМА Здоровье детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У большинства взрослых, слабый стимул двигательной активности, низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, а здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка гораздо восприимчивей к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого и от того, каковы эти воздействия благоприятные или нет, зависит, как сформируется его здоровье. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Соблюдение правил личной гигиены является основой для сохранения здоровья в течение всей жизни. Еще в 1936г. Н. К. Крупская в своей статье «Забота о здоровье ребят» писала: «Мы должны растить здоровых ребят. Одна из важнейших задач детского сада — привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д». Но и в современном мире эти задачи не перестают быть актуальными. В условиях реконструкции образования с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям — создание развивающей образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Также ФГОС указывает на то, что осуществление образовательного процесса должно происходить в формах, индивидуальных для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Учитывая эти требования, воспитатели, осуществляя свою деятельность, заботятся о ее максимально эффективной организации при формировании навыков самообслуживания у детей с раннего возраста. Нервная система ребёнка в дошкольном возрасте, пластична и восприимчива, именно этот период является благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. В детском саду у детей воспитываются такие навыки самообслуживания, как навыки по соблюдению чистоты тела, поддержания порядка вокруг себя, культуры поведения во время приёма пищи, взаимоотношений друг с другом. Устойчивость их зависит от условия и своевременности начала этой работы, последовательности данных упражнений и, конечно, эмоционального отношения ребенка к происходящему. Сложность данного процесса заключается в том, что при формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учить не только тому, что приятно ребенку, но и тому, что особого восторга не вызывает. Особое внимание в данном случае необходимо уделять формированию нового навыка тогда, когда у ребенка появляются новые вещи или новые обязанности. При постоянном повторении в определенных условиях происходит переход навыка в привычку, которая обеспечивает сам факт существования данного действия. Привычка, приобретенная ребенком в детстве, становится уже природным свойством. По мере овладения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отделяются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности — игры. В играх ребёнок воспроизводит (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и постоянно совершались по отношению к нему самому. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ему: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыла ли ты помыть руки своему сыночку?». Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки насыщают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся оценкой усвоения культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе простейшего вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Игровые приемы позволяют нам, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой — более активно воздействовать на малыша. Они очень эффективны в воспитании маленьких детей, и помогают упрочнить имеющиеся навыки, в своей работе используем различные дидактические игры. После того как ребёнок научился надевать трусики, маячку, колготки, туфли он начинает овладевать последовательностью одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания т. д. То есть происходит увеличение количества действии, когда воспитанник работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия соединяются в сложные формы поведения. При этом ребёнок переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, а также за порядком. Для детей дошкольного возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы быть красивым». Выразить словами, какие действия они будут совершать, и в какой последовательности, дети ещё не могут. Им проще перечислить предметы, которые необходимы для данного процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода, воспитанников по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый. Широко используется для овладения детьми культурно-гигиенических навыков художественные произведения, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. Благодаря художественным произведениям, дети лучше запоминают и устанавливают причинно-следственные связи в своих действиях. Любимые сказки позволяют ребёнку глубже понять окружающий мир. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе мы с ребятами разыгрываем маленькие сценки, распределяя между ними роли. Использование художественных произведений, весьма эффективное средство в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Ребята воспринимают художественную литературу, запоминают, полюбившие им потешки стихи, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и т. д. Воспитанник приобретает культурно — гигиенические навыки в общении с педагогом, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей — постоянно закреплять гигиенические навыки, которые ребенок приобретает в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали малышу пример, сами всегда их соблюдали. Правила гигиены и требования к их выполнению должны совпадать в детском саду и дома. Когда ребенок говорит: «Я сам!», многие родители, оберегая свое «чадо», отказывают ему в проявлении самостоятельности, считая, что малыш еще не готов, что взрослый человек лучше и аккуратнее оденет ребенка, накормит, умоет. Это неправильный подход к воспитанию. Необходимо ребенку дать немного самостоятельности, и через некоторое время родители увидят, что он научился самостоятельно одеваться, при умывании не разливает воду, а за столом пользуется столовыми приборами, но пускать этот процесс на самотёк тоже нельзя. Прежде чем, что- либо требовать от малыша необходимо рассказать ему о правилах поведения за столом, научить держать ложку, лучше показать, как правильно одеваться, и завязывать шнурки, нужно научить правилам личной гигиены. Воспитывая в ребенке самостоятельность, опираться нужно не на упрёк, а на одобрение. Но при оценке того или иного действия ребенка недостаточно сказать: «Ты молодец!» или «Это неправильно!», нужно объяснить причины оценки и рассказать, что именно сделано правильно, а что не совсем получилось и почему. Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков дошкольников — сложная задача, которая требует последовательности и большого терпения. Все указания необходимо давать в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Для того чтобы достичь положительного результата, мы учитываем задачи формирования культурно — гигиенических навыков в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Рассматривая теоретические аспекты формирования культурно — гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что в этой области сделано немало открытий. Сам процесс формирования имеет свою особенность и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, мы способны влиять на ребёнка и целенаправленно формировать культурно-гигиенические навыки. Деятельность воспитателя по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста эффективен, когда он имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию педагог получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в детской среде.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

Планшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возрастаПланшет из фетра для воспитания культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего и младшего дошкольного возраста Случайно наткнулась в интернете на планшет "Микробы" и была восхищена задумкой и исполнением. И спешу поделится своим вариантом (с немного.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2023 в 09:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сарайкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД