МААМ-картинки

Организация работы методических объединений для повышения профессиональной компетентности педагогов

Эльвира Пашнина
Организация работы методических объединений для повышения профессиональной компетентности педагогов

Профессиональная компетентность педагога - главное условие качественного дошкольного образования. Чтобы педагоги соответствовали современным требованиям они должны заниматься саморазвитием, повышать профессиональное мастерство, внедрять новые педтехнологии. Для этого в детском саду нужна конкурентная профессионально-педагогическая среда. Чтобы выполнить это требование, педагог должен активно участвовать в жизни профессионального сообщества (в учреждении ведется журнал учета посещений и участия педагогов в городских методических объединениях).

Публикация «Организация работы методических объединений для повышения профессиональной компетентности педагогов» размещена в разделах

Как педагоги усваивают информацию, которая касается их профессиональной деятельности?

• не более 20–30 процентов информации — когда слушают лекции;

• до 50 процентов — когда самостоятельно работают с профессиональной литературой;

• до 70 процентов — когда выступают сами при проговаривании;

• до 90 процентов — когда лично участвуют в изучаемой деятельности, например, используют интерактивные методы обучения

Актуальность организации методического сопровождения : сложность и изменчивость пространства профессиональной деятельности педагога, появление обновленных требований к структуре, полноте и многообразию профессиональных задач воспитателя приводит к необходимости оказания методической помощи и поддержки воспитателям прямо на рабочем месте.

Я считаю, что если педагоги занимают пассивную позицию (слушатели и исполнители) в коллективе детского сада, значит, они не развиваются профессионально. Такое поведение может сдерживать профессиональное развитие других воспитателей. Чтобы этого не случилось, с 2022-2023 учебного года была внедрена новую модель методической работы — педагогические институты. Она помогает задействовать пассивных педагогов и делегировать часть ваших задач активным воспитателям.

Педагогические институты — один из вариантов методобъединения педагогов, но распределение идет не по групповому принципу, а по интересам. Цель такой модели — создать условия, в которых педагоги смогут реализовать свои профессиональные компетенции по интересам и профессиональным потребностям.

Задачи модели методической работы «Педагогические институты» :

повысить эффективность и качество методических мероприятий;

• увеличить инициативность и творческую активность педагогов;

повысить степень удовлетворенности педагогов результатами своего труда;

• уменьшить затраты времени на методическую работу и самообразование;

• оказать методическую помощь педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода: по стажу, творческой активности, образованию.

Педагоги были распределены на три группы по интересам и профессиональным потребностям — институты образования, творцов и опыта. В своей группе педагоги могут делиться опытом и повышать свое профессиональное мастерство в процессе общения друг с другом в творческой атмосфере.

С помощью анкетирования и самоанализа педагогической деятельности выяснили, как педагоги оценивают свой профессиональный потенциал. Провели мониторинг качества работы педагогов : анализ рабочих программ, планов работы с детьми, планов взаимодействия с родителями с целью выявить профессиональные качества педагогов. Разделили педагогов на подгруппы по профессиональным потребностям :

Группа Направление работы Участники

Первая группа — институт творцов Творческая деятельность Это активные, творческие педагоги, которые постоянно занимаются самообразованием. Применяют современные педагогические технологии в работе. Вносят в коллектив инновационные идеи, демонстрируют высокие показатели в реализации современных требований. Педагоги этой категории нуждаются в подтверждении своих позиций

Вторая группа — институт образования Образовательная деятельность Молодые специалисты, которым необходима методическая помощь

Третья группа — институт опыта Выставка успешного опыта работы Педагоги, которые стремятся к профессиональному общению и обмену опытом

Были определены руководители и функции каждой группы педагогов. Так мы можем обеспечить адресную помощь каждому педагогу и задействовать всех членов педагогического коллектива в методической работе.

Несмотря на то, что педагоги задействованы в работе разных институтов, эти направления методической работы связаны друг с другом и объединяют всех педагогов. Они участвуют в решении приоритетных задач дошкольной организации. В то же время каждый институт вносит свой вклад в повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, качества образовательной деятельности и, как следствие, качества образования в дошкольной организации.

Продолжением этой работы, с целью вовлечения пассивных педагогов и делегирования части задач старшего воспитателя активным воспитателям в 2023-2024 учебном году в МБДОУ «Детский сад № 22», как вариант профессионального сообщества, была создана и внедрена новая модель работы— методические объединения в учреждении (приказ об утверждении положения о методическом объединении педагогов № 136 от 31.08.2024 года). Методическое объединение — форма организации деятельности педагогических работников ДОО, которая направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и развитие детского сада. Ежемесячные тематические встречи с педагогами на заседаниях методобъединения помогают выявить передовой педагогический опыт. На заседаниях оказывается методическая поддержка не только заведующей и старшим воспитателем, но и всеми участники объединения, таким образом, делегируется часть обязанностей на большее количество участников. А еще создается банк апробированных педагогических разработок, которыми смогут пользоваться педагоги.

В целях развития информационно-образовательной среды как пространства для самореализации личности педагога, оптимизации методической работы, направленной на привлечение дополнительных образовательных ресурсов, повышения качества образования и выявления передового педагогического опыта приказом № 197 от 01.11.2023 года был утвержден перспективный план работы методического объединения на текущий учебный год.

Чтобы создать методическое объединение необходимо было определить число участников-педагогов. Это помогает совместно решать задачи и координировать работу по приоритетным направлениям. Совместно были определены цели, задачи и направления методического объединения :

Цель: создать условия для непрерывного повышения квалификации педагогов с учетом требований нормативных правовых актов в сфере дошкольного образования в рамках работы методического объединения.

Задачи:

повышать методическую грамотность и компетентность педагогов;

• совершенствовать их практические умения организовывать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС;

• помогать педагогам осваивать и применять в работе современные педагогические технологии;

• выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт.

Направления:

• аналитическая деятельность;

• информационная деятельность;

• консультативная деятельность.

Утверждены кураторы и выделены основные направления методических объединений на текущий учебный год:

1. Организация планирования образовательного процесса

Чтобы обсудить с педагогами, как они реализует ФОП ДО и с какими трудностями сталкиваются, запланирован круглый стол на тему «Проблемы реализации ФОП ДО». Повысить профессиональное мастерство педагогов помогают семинары-практикумы. В рамках данных мероприятий обсуждаем с коллегами, как организовать образовательную деятельность по ФОП ДО в первой и второй половине дня, на прогулке, как вовлекать детей в совместную с педагогом и другими детьми деятельность.

2. Педагогические технологии ранней социализации дошкольников в детском саду.

Психолого-педагогическое основы внедрения технологий ранней социализации детей в дошкольной организации, развитие гражданской позиции у дошкольников средствами технологий ранней социализации, формирование у детей основ финансовой грамотности.

3. Организация взаимодействия с родителями как гарант успешного партнерства

Взаимодействие с родителями теперь предусматривает три обязательных направления. Запланированы тематический семинар-практикум и творческая лаборатория. Также уделяется внимание коммуникативным навыкам и умениям педагогов. Для этого планируются консультации «Правила и приемы бесконфликтного общения с родителями в мессенджерах и соцсетях» и тематические тренинги, на которых они разберут свои ошибки. Данные формы работы позволяют познакомить педагогов с эффективными формами взаимодействия с родителями, совершенствовать их коммуникативные навыки и умения, а главное – внедрить инновационные формы и педтехнологии в работу детского сада

4. Внедрение в практику игровых технологий

Особое внимание уделяем роли игры в образовательной деятельности и развитии детей и выбору форм, методов, приемов и технологий работы с ними.

Чтобы спланировать работу методобъединений творческой группой педагогов был разработан перспективный план, в котором описаны темы заседаний, формы проведения, указаны ответственные. Заседания методического объединения организуются по циклограмме на текущий учебный год. Для непрерывного повышения уровня компетентности педагогов, темы заседаний методобъединения распределены по месяцам. Это позволяет выявить передовой педагогический опыт, оказать методическую поддержку коллегам. Темы заседаний связаны с задачами из годового плана работы детского сада, а также с приоритетными направлениями работы детского сада. Заседания методического объединения проводятся по утвержденным с педагогами планам-программам, для каждого заседания определены разные формы и темы.

Методическая работа планируется с педагогами с учетом уровня их педагогического мастерства, учитываются индивидуальные интересы и потребности, степень сплоченности коллектива.

Существует много классификаций методов и приемов активизации педагогов, например, мультимедийные, исследовательские (данная группа методов и приемов помогает не только активизировать педагогов на мероприятиях, но и изучить конкретную проблему, выявить отношение к ней педагогов, их потенциал для решения этой проблемы, дискуссионные (в ходе дискуссий имеется возможность вовлечь в диалог всех педагогов. Они обмениваются мнениями и идеями, как решить ту или иную проблему, педагогическую ситуацию. Таким образом, старший воспитатель актуализирует их знания и имеющийся опыт). Как старший воспитатель, для работы с педагогами я выделяю игровые и творческие задания. Игры помогают сплотить педагогов в ходе мероприятия, сформировать у них позитивный настрой на дальнейшую работу, а в процессе выполнения заданий педагоги раскрывают субъективные созидательные возможности, имеют возможность проявить себя, показать нестандартный подход к выполнению задания. С помощью разных методов и приемов я не просто привлекаю еженедельно внимание педагогов, а стимулирую их находить информацию, вносить предложения, переключаться на деловое общение, самостоятельно принимать решения и делать открытия.

Помимо традиционных форм проведения методических объединений, использую инновационные формы, активные и интерактивные методы и приемы, чтобы активизировать воспитателей на методических мероприятиях. Они помогают избежать заорганизованности, однообразия форм, в которых преобладают объяснительно-иллюстративные методы. С их помощью не просто привлекаю внимание педагогов, а стимулирую их находить информацию, вносить предложения, переключаться на деловое общение, самостоятельно принимать решения и делать открытия. Педагоги, которые участвуют в новых формах работы, например методический калейдоскоп «Делимся опытом», превращаются из пассивных слушателей в активных участников встречи. В марте месяце в музыкальном зале прошло очередное методическое заседание в форме мастер-класса «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В формате камертон-практикума учитель – дефектолог провела практическое занятие тренировочного характера «Развитие речи детей билингвов и инофонов в условиях детского сада и семьи».

В методической практике хорошо зарекомендовали себя тренинги, в ходе которых педагоги решают различные педагогические ситуации, совершенствуют навыки поддержки и развития детской игры, тренируют творческое воображение и мышление педагогов.

Педагогический аукцион позволяет педагогам делиться опытом и представить коллегам педтехнологии и методические находки в воспитании детей. Например, организовывается обмен наиболее удачными педагогическими находками по организации РППС группы. Такая форма работы помогает повысить профессиональную компетентность и творческую активность педагогов. Они увереннее применяют современные технологии в воспитательной работе с дошкольниками.

Для преодоления профессиональных затруднений педагогов функционирует информационная база «Электронный методический банк» детского сада. В этом банке лучшие сценарии занятий, праздников, акций, проектов, бесед, викторин, виртуальных экскурсий, картотеки игр, проблемных ситуаций, перечень литературных произведений, мультфильмов, презентации, фотографии произведений искусства, которые педагоги будут использовать в работе с детьми.

Качественное образование - это, во-первых, педагог, который стремится к развитию своих компетентностей; во-вторых, развитая предметно-пространственная среда, которую отличает безопасность, доступность и вариативность; в-третьих, максимальная заинтересованность администрации ДОО в усовершенствовании своих показателей. Только тогда, когда все три условия в комплексе заработают, активный участник образовательного процесса - ребенок будет себя комфортно на протяжении всего пребывания в детском саду.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ«Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ« Деловая игра для педагогов с элементами тренинга Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы методических объединений для повышения профессиональной компетентности педагогов
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 07:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД