Получи документы

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах

Зилара Зайдуллина
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах»

В музыкальном образовании проблема развития музыкальных способностей дошкольников является одной из самых важных.

Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах» размещена в разделах

Известный психолог Б. М. Теплов определял способности как индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. К основным музыкальным способностям, необходимым для успешной музыкальной деятельности, относятся: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Ребенок, у которого развиты музыкальные способности, более эмоционален и восприимчив к музыке, у него развита музыкальная память и слух, он хорошо двигается под музыку, точно интонирует и способен импровизировать.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачами художественно-эстетического развития являются становление эстетического отношения к окружающему миру, ценностно-смысловое восприятие произведений музыкального искусства, реализация самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Данные задачи можно реализовать лишь при условии, что у ребенка развиты музыкальные способности.

Именно поэтому я обратила особое внимание не только на формирование у дошкольников общей музыкальной культуры, но и на развитие у них ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Новизна и особенность данного опыта работы состоит в том, что развитие музыкальных способностей воспитанников рассматривается в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Традиционные, общепринятые в дошкольной педагогике методы развития музыкальных способностей детей, благодаря обучению игре на музыкальных инструментах наполняются новым смыслом и содержанием.

Игра на детских музыкальных инструментах является важнейшей частью детской музыкальной культуры, которая открывает перед дошкольниками новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Развиваются личностные качества (инициатива, самостоятельность, а также психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).

У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. В процессе обучения развивается мелкая моторика, координация движений. Знакомство с названиями инструментов, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей и развивает речь.

Таким образом, этот способ музыкального самовыражения с помощью звуков и движенийкомплексно воздействует на ребёнка, развивает у него зрительную, слуховую и двигательную активность, творческую инициативу и самостоятельность, воображение, способствует активному творческому преобразованию действительности, тем самым обогащая музыкальный опыт дошкольника.

Данный опыт работы может быть применен в работе с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, в условиях семейного воспитания.

Трудоемкость опыта заключается в:

- необходимости наличия различных детских музыкальных инструментов;

- разработке модели развития музыкальных способностей дошкольников посредством инструментального музицирования;

- разработке программно-методического обеспечения по данному направлению (перспективное планирование, конспекты НОД, сценарии праздников развлечений с использованием игры на музыкальных инструментах,картотеки музыкальных игр и заданий; сценариймастер-класса для родителей, консультации для педагогов и родителей, иллюстративный и дидактический материал).

Теоретической базой опыта являлись научные исследования известных ученых в области образования.

Так, Теплов Б. М. в своих трудах дал всесторонний анализ многим вопросам развития музыкальных способностей. По его мнению, музыкальные способности можно и нужно развивать. Б. М. Теплов выделил три вида музыкальных способностей : ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и чувство ритма.

Известный советский ученый и педагог Н. А. Ветлугина указывала на необходимость развития музыкального слуха посредством различных игр и упражнений.

О необходимости обогащать музыкальный опыт ребенка писал Л. С. Выготский. Особое внимание он акцентировал на игре. Он утверждал, что «стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».

Теоретические и практические основы развития музыкальности и музыкальных способностей отображаются в работах Э. П. Костиной, А. Н. Зиминой,Г. П. Новиковой,Г. А. Прасловой и А. Г. Гогоберидзе, О. П. Радыновой. В условиях реализации ФГОС ДОданные научные и методические разработки не потеряли своей актуальности. Все эти авторы едины во мнении, что для успешного музыкального развития ребенка требуется специальная среда.

В качестве такой среды я выбрала обучение игре на детских музыкальных инструментах (инструментальное музицирование).

Цель моей деятельности:развивать музыкальные способности дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

1. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду играми, пособиями и музыкальными инструментами, влияющими на развитие музыкальных способностей дошкольников.

2. Развивать музыкальные способности : музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкально-слуховые представления.

3. Формировать навыки ансамблевого исполнения.

4. Развивать способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к исполнительской музыкально-художественной деятельности.

Для реализации задач по развитию музыкальных способностей мной былаобогащена предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала организовала в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В зале присутствует необходимоеигровое и музыкальное оборудование, которое обеспечивает:

- музыкальную, речевую, игровую, познавательную и творческую активность дошкольников;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения воспитанников.

Всоответствии с комплексно-тематическим планированием по музыкальному развитию, кроме детских музыкальных инструментов, атрибутов, игрушек и оборудования для сюжетных игр, драматизации и танцев, в зале предусмотрены разнообразные мягкие игровые модули, игровые ширмы, полифункциональные предметы, пособия из природных материалов,которые обеспечивают свободный творческий выбор детей.

Организовала развивающую музыкально-образовательную среду в групповых помещениях ДОУ.

Мною оформлены постоянно действующие фотогалереи «Мир музыки», «Веселые нотки» и стенд «Наш оркестр».

Все игровые материалы, пособия и атрибуты соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты я разработала этапы развития музыкальных способностей воспитанников на основе интерактивного игрового взаимодействия.

Этапы развития инструментального музицирования :

I этап - способствовала накоплениюслушательского опыта воспитанников, знакомилаих с детскими музыкальными инструментами.

II этап-формировала приемы игры на инструментах при помощи различных упражнений. Обучение начинала с группы ударных инструментов, которые не имеют звукоряда: деревянные ложки, погремушки, барабан и др.

III этап – разучивали с детьми простейшие музыкальные произведения, формировала умение воспитанников играть в оркестре.

Для того, чтобы обогатить музыкальный опыт дошкольников я использовала современные технологии.

Например, эффективно соединяла обучение игре на музыкальных инструментах и здоровьесберегающие технологии. Проводила оздоровительные сеансы. Образовательная деятельность в ходе таких сеансов строилась на основе активного взаимодействия и включала:

- коммуникативные и координационно-двигательные упражнения и игры;

- дыхательную гимнастику с применением цветных полосок бумаги, легких платочков,различных вертушек, кусочков ваты;

- речевые ритмические игры, упражнения-игры с музыкальными инструментами.

Информационно-коммуникационные технологии стимулировали познавательный интерес и музыкально-сенсорное развитие дошкольников. Мною разработаны слайды с мнемотаблицами и мнемодорожками для разучивания детских песен, исполнения ритмического рисунка.

ИКТ-технологии привлекали детей, вызывали у них интерес к деятельности и способствовали активизации творческой самостоятельности.

Разработала собственные интерактивные игры: «Музыкальный калейдоскоп», «Музыкальные инструменты», «Музыкальная угадай-ка», «Незнайка в стране веселых ритмов». Игры направлены на определение характера и жанра музыки, тембра, развитие ритма, узнавание мелодии знакомых песен.

Проектные технологии считаю очень эффективным средством для музыкального развития дошкольников. В межаттестационный период мною были разработаны творческие проекты, включающие игру на детских музыкальных инструментах : «Путешествие оркестра» и «Музыкальная шкатулка».

Общая цель всех проектов – обогатить музыкально-сенсорный опыт воспитанников.

Продуктами проектов стали:

- концерты для родителей;

- фотоальбомы и мультимедийные презентации по теме каждого проекта.

Формы взаимодействия с воспитанниками

Взаимодействие с детьми строю на основе партнерства. Каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, музыкантом-исполнителем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.

Применяла различные формы взаимодействия:

- проблемные ситуации;

- игровое взаимодействие: музыкально-дидактические игры; сюжетные игры, творческие игры, игровые ситуации;

- коллективное и индивидуальное музыкальное исполнение;

- концерты-импровизации, шумовой оркестр;

- музыкальное экспериментирование;

- музыкальное озвучивание инсценировок и стихотворений.

- творческие задания практического содержания.

Методические приемы

Основными методами в моей работе являются:

Показ приемов и способов звукоизвлечения. Это главный методический прием, необходимый для формирования навыков и умений игры на инструменте, а также для развития творческого музицирования. Данный прием способствует развитию у дошкольников самостоятельных действий в игре на инструменте.

Музыкальные упражнения и музыкально-игровые упражнения (ритмо-интонационные упражнения иритмодекламация под отстукивание ритма на инструменте, специальные упражнения для формирования чувства ритма, звуковысотного, тембрового, динамического слуха).Данные упражнения способствуют развитию музыкальных способностей (ладового чувства, чувства ритма и музыкально-слуховым представлениям).

Задания в форме музыкально-дидактической игры. Музыкально-дидактические игры непосредственно влияют на развитиемузыкальных способностей. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике.

Творческие задания (задания на звукоподражание, вопросно-ответные импровизации,сочинение контрастных мелодий, задания на сочинение мелодий с опорой на заданные интонацию, мотив или текст). Творческие задания побуждают дошкольников к познавательно-исследовательским действиям, развивают способность применять усвоенное в новых условиях в свободной форме. Благодаря творчеству развиваются такие важные личностные качества ребенка как инициативность, любознательность, самостоятельность.

Использую специальные методы музыкального развития детей дошкольного возраста, в частности:

- метод создания композиций (позволяет активизировать творческуюинициативу дошкольников, нацеливает на более глубокое и осознанное восприятие музыки);

- эмоционально-образные беседы о характере и содержании музыки (беседа помогает настроить дошкольников на выразительное исполнение музыки, способствует более глубокому пониманию и эмоциональному переживанию);

- метод пластического интонирования (способствует самостоятельному творческому выбору ребенка, в котором он реализует свои фантазии, эмоциональное впечатление от музыкального произведения).

Результатами опыта работы являются высокие показатели по сформированностиу детеймузыкальных способностей, а именно:

- развиты эмоциональная отзывчивость на музыку;

- развиты чувство ритма, звуковысотный, тембровый, динамический слух, музыкально-слуховые представления, способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память;

- сформированы навыки ансамблевого исполнения;

- развита способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.

Педагогическую диагностику я проводила по материалам О. П. Радыновой.

Анализ результатов позволил мне выявить положительные тенденции в музыкальном развитии дошкольников. Динамика наблюдалась по всем показателям.

Таким образом, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах у дошкольников были развиты музыкальные способности.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах
Опубликовано: 14 марта 2021 в 18:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах» (включая файлы) размещена пользователем Зилара Зайдуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД