Папки-передвижки

Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития»

Лилия Корчажкина
Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития»

Дошкольники – прирожденные исследователи. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Публикация «Опыт работы „Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития“» размещена в разделах

Решающую роль в работе с детьми играет организуемая образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» или элементы экспериментирования. Это позволяет развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого; также конкретно формируется представления об объектах и явлениях и через опыт или эксперимент доказывает подлинность получаемых детьми знаний и представлений.

Поэтому, познавательно-исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников.

Цель работы : развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Образовательные.

- Формировать у детей представления о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях, организме человека.

- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие.

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, предвидеть полученный результат.

Воспитательные.

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.

- Воспитывать аккуратность, дружелюбие, взаимную поддержку.

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это созданиепредметно-развивающей среды в группе, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

-уголок природы;

-экспериментальный уголок, где имеются:

- приборы - помощники: увеличительные стёкла, магниты, весы;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл разного объёма и формы);

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, каштаны, листья деревьев, засушенные цветы, семена и т. д.

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

- медицинские материалы, зеркала, воздушные шары, мука, крупа, масло, сахар, соль, свечи и др. ;

-дидактические игры по экологическому воспитанию и экспериментальной деятельности;

-детская научная литература.

Создана библиотека, которая включает в себя:

-методические разработки по экспериментальной деятельности,

-картотеку опытов и экспериментов;

-алгоритмы и схемы опытов.

В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны.

Это такие опыты, как:

-«Вода-волшебница!»

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды, показать где, в каком виде существует вода!

-«Снег и его свойства»

Цель: Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега.

- «Воздух-невидимка!»

Цель: Расширять представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружения.

-«Магнит и окружающие предметы»

Цель:Знакомство с магнитом, его качественными признаками и свойствами

-«Здравствуй, песок»

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.

-С растениями

Цель: развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

После каждого эксперимента я приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.

В современном ДОУ роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

Итак, познавательно - исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере должны реализовываться в каждом саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из детского сада, будет подготовлен и интеллектуально, и социально и психически.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития»
Опубликовано: 11 мая 2024 в 20:20
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Детское экспериментирование как ведущая деятельность в период дошкольного развития»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Корчажкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД