Папки-передвижки

Природа-неиссякаемый источник духовного обогащения

Ольга Ли
Природа-неиссякаемый источник духовного обогащения

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТОМ

«Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения»

Человек стал человеком, когда услышал шёпот

листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Природа-неиссякаемый источник духовного обогащения» размещена в разделах

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Система работы по духовно – нравственному воспитанию я строю с опорой на программу «Добрый мир» (автор Людмила Леонидовна Шевченко).

Одним из главных средств духовно – нравственного развития личности ребенка мы выбрали - природу.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников.

«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его

Людей через посредство отечественного языка

Ярок, сочен, меток, поэтичен язык родной природы,

Нам же остается донести его до детей.

писал: русский педагог Д. К. Ушинский

В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания доброты чувств.

В воспитании характера все важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремится воспитать из своего ребенка доброго, честного, заботливого, сопереживающего человека. Поэтому доброта должна лежать в основе духовно-нравственного воспитания.

Что же такое доброта?

Доброта – это отзывчивость, чуткость, справедливость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро людям.

Я использую природу как средство развития у детей духовно-нравственных чувств.

Русская природаЭти слова легко вызывают в памяти знакомые и дорогие сердцу картины: стройные сосновые леса и светлые веселые березовые рощи, полные свежести зеленые луга и золотые хлебные поля, торжественная сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней.

Трудно найти человека, равнодушного к родной природе.

В наставники себе я взял природу –

великую из всех учителей.

Человек учится у нее всему: красоте, чувству меры, доброте, справедливости.

Как приобщить ребенка к окружающей его природе? Как развить познавательный интерес к ней, научить видеть и восхищаться ее красотой. С чего начать? Перед собой поставила следующие задачи.

Важнейшими задачами ознакомления дошкольников с природой являются :

Введение ребенка в мир природы;

Формирование реалистических представлений - знаний об объектах и явлениях;

Активизировать мыслительно-поисковую деятельность дошкольников;

Развивать чуткость, стремление сделать добро людям;

Воспитание способности видеть красоту родной природы, любви, бережного и заботливого отношения к ней.

Создание условий для осуществления духовно – нравственного воспитания является одним из решений данных задач. Созданы уголки природы, в которых собраны макеты по экологическим зонам, «огород на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов.

Минимальный состав уголка природы включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей. Оформлены календари наблюдения за объектами и явлениями природы.

В процессе ознакомления с природой я использую разнообразные методы:

Наглядные методы.

Практические методы.

Словесные методы.

Встреча с природой – это праздник, образец для воспитания чувств меры, которые мы взрослые, можем начать готовить в ребенке, еще не умеющим читать. Может ли обещание поэта К. Д. Бальмонта стать реальным:

К. Д.   бальмонт:
Я обещаю вам сады, Где поселились вы навеки, Где свежесть утренней звезды, Где спят не шепчущие реки.
обещаю вам сады,

Где поселились вы навеки,

Где свежесть утренней звезды,

Где спят не шепчущие реки.

Все это увидеть предоставляется вместе с детьми во время наблюдений. Это одна из форм наглядного метода.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту; знакомим детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе. С целью конкретизации и уточнений представления детей об окружающем мире рассматриваем картины знаменитых художников, просматриваем кинофильмы. Увидеть красоту природы, позволяет нам игра. Для расширения представлений детей использую в группах игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, осваивают знания.

Игры:

- предметные

- настольно – печатные

- словесные

- игровые упражнения и игры - занятия

- подвижные игры природоведческого характера

- творческие игры

Труд в природе формирует бережное, заботливое отношение к природе. Способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Является способом развития наблюдательности. Способствует формированию трудолюбия. Даёт возможность получать представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, о животных, о сезонных изменениях в природе.

Большое влияние на воспитание ребёнка оказывает художественное слово. Чтение книг приводит к большим изменениям его эмоциональной сферы. В книге о природе заключены большие возможности для воспитания нравственности и добрых эмоций, для практической деятельности и для размышлений. Поэтому книгу ребёнку нужно не просто читать, но обязательно поговорить с ним так, чтобы выяснить, усвоил ли он, то познавательное содержание, которое автор вложил в произведение, какие чувства оно вызвало, как эти знания и чувства направить на конкретную деятельность по сбережению природы. Пусть эти конкретные дела будут небольшие – важно, что у ребёнка появилось желание сделать что-то хорошее, доброе.

Духовное обогащение детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев.

Чтобы почувствовать природу, увидеть в ней поэтическое начало мы также используем поэтические стихи, где художественный образ создается с помощью изобразительно-выразительных средств.

Все результаты наблюдений и полученные знания дети фиксируют в рисунках, поделках.

Актуальным является преемственность детского сада и семьи, родители которые помогают в формировании знаний, познавательных интересов, развитию нравственных и эстетических чувств. Взрослым и детям было предложено, совместными усилиями, найти как можно больше материала о природе – стихи, сказки, загадки, пословицы, поговорки, детской художественной литературы о животных. Удалось заинтересовать родителей и детей. Были организованы выставки книг «Мир природы», а также традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала на тему «Чудесные превращения». Родители приняли активное участие в организации и проведении этого конкурса.

Перед родителями поставила задачу - приучать детей не рвать, без необходимости, цветы, не ломать кустарники, не портить деревья. Ведь не редко родители позволяют детям рвать цветы на общественных газонах. В индивидуальных беседах с родителями советуем им обращать внимание на красоту природы. Объясняем, что во время наблюдений у детей расширяется кругозор и время на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг себя, где можно увидеть много интересного: как солнышко встает, как блестят капли на траве, как сверкает иней на деревьях, как весной оживает природа. И не надо спешить домой, а вместе с ребенком полюбоваться и послушать, как просыпается природа. Во время бесед с родителями отмечаем, что детям свойственно наглядно-образное мышление, дети запоминают то, что видят. Если во время прогулок систематически наблюдать с детьми за насекомыми, птицами, то у них накапливаются определенные знания в этой области.

Планируем и проводим беседы, консультации с родителями о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, советуем, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.).

В результате проведенной работы произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники теперь внимательнее ко всему живому, с удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями в их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи. У них уже сформирован широкий круг представлений о природе. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса дают результаты и приносят плоды.

Можно проследить положительную динамику уровня духовно -нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Хочется верить, что наши дети вырастут добрыми, чуткими, умеющими видеть прекрасное в окружающей жизни, ценить и беречь природу.

Публикации по теме:

Сценарий собрания-игры с родителями «Войди в природу другом» Тематическое родительское собрание - игра «Войди в природу другом». Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального.

Консультация для родителей «Природа и дети» «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природа-неиссякаемый источник духовного обогащения
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 12:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Природа-неиссякаемый источник духовного обогащения» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ли в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД