Папки-передвижки

Музыкально-дидактические игры в ДОУ

Людмила Виленская
Музыкально-дидактические игры в ДОУ

Музыкально – дидактические игры в детском саду.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребёнок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передачи образа игры, составлении пляски – импровизации, игре на музыкальных инструментах.

Публикация «Музыкально-дидактические игры в ДОУ» размещена в разделах

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля, за собственным исполнением музыкально – сенсорных способностей.

Эффективному музыкально – сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновения в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей среды.

На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако, вряд ли можно ограничиться этим. Нужна ещё и такая среда, в которой ребёнок мог бы углублять усвоенные способы действия и самостоятельно их упражнять. Нужны специальные дидактические игры и игрушки. Ребёнок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкального развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды можно рассматривать музыкально – дидактические игры.

В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально – дидактических игр – научить ребёнка различать и понимать свойства и качества воспринимаемых явлений.

Музыкально – дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить свойства музыкальных звуков : их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально – дидактических игр помогают планомерному развитию музыкального слуха, вырабатывают умение различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально – дидактические игры и упражнения с применением настольного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Виды музыкально – дидактических игр и методика их проведения.

В зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий музыкально – дидактические игры принято подразделять на три вида:

1. Спокойное музицирование.

2. Игра типа подвижных, где элемент соревнования в ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделённых на

подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребёнок награждается очком, фишкой или флажком. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки и реагируют движениями. Звучат громкие звуки – двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей, или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – дети второго круга, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.

Музыкально – дидактическая игра требует слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию развития слухового восприятия. В ходе игры ребёнок должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием.

Например, в игре первого вида дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог создаёт три подгруппы. Первая подгруппа реагирует на звучание барабана соответствующими движениями, вторая – при звучании погремушки помахивают кистями рук, третья – при звучании дудочки имитируют игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению. В конце игры отмечаются победители.

Методика проведения игр третьего вида (типа хороводных) аналогична, но в них отмечается больше соревнований в ловкости и первенстве в построении.

Во всех видах музыкально – дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуко – высотные соотношения. Поэтому, музыкально – дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков («Три медведя», «Какой колокольчик звучит?»). Одновременно с проведением музыкально – дидактических игровых упражнений можно вводить музыкально – дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра, но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений. Например, в старшей группе для различения бодрого и спокойного характера музыки, на столе можно разложить карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная – с изображением спящих детей. В подготовительной группе для выполнения этих задач используются музыкальные шкатулки и фонограммы.

Музыкально – дидактическим материалом для игр являются песни, инструментальные произведения, набор музыкальных инструментов.

Примеры разработок музыкально – дидактических игр трёх видов.

Игра «Весёлые матрёшки».

Программное содержание: Учить детей различать звуки по высоте.

Игровые пособия: Матрёшки трё х величин: высокие – в зелёных сарафанах и платочках, средней величины – в синих, низенькие – в красных. Количество – по числу играющих. Цветы синего, красного, зелёного цвета (три)

Ход игры : 1 вариант. Дети сидят в трёх подгруппах, в руках у них матрёшки. У первой подгруппы – высокие, у второй – средней величины, у третьей – низкие. Педагог предлагает детям, чтобы матрёшки поплясали. Но для этого нужно внимательно слушать в каком регистре звучит музыка. Если в низком – пляшут низкие матрёшки, если в высоком – пляшут высокие матрёшки, если в среднем – пляшут средние матрёшки. По окончании отмечается команда победитель.

2 вариант. В разных местах музыкального зала стоят три цветка. Дети с матрёшками в руках группируются в три команды по цвету матрёшек. Педагог предлагает детям реагировать на звучание музыки пляской, перемещаясь внутри группы. Дети с высокими матрёшками танцуют на высокие звуки, со средними матрёшками – на средние звуки, с низкими матрёшками – на низкие звуки. При смене регистров пляшет только одна подгруппа, остальные останавливаются на том месте, где их застала смена звучания. По окончании музыки каждая группа детей должна собраться вокруг своего цветка.

3 вариант. Дети с матрёшками в руках стоят вокруг трёх цветков. Реагируют на смену музыки аналогично предыдущим вариантам (по высоте звуков) идут по кругу.

Игра «Узнай, какой инструмент звучит?»

Программное содержание: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровые пособия: Карточки с изображением треугольника, бубна, металлофона на каждого играющего.

Музыкальнодидактический материал: Треугольник, бубен, металлофон.

Ход игры : 1 вариант. Дети сидят за столами. Перед каждым лежит набор карточек. Инструменты загорожены ширмой. Дети поднимают карточку с изображением того инструмента, который звучит.

2 вариант. Дети строятся в три колонны. Под звуки треугольника танцуют дети первой колонны. Под звуки бубна – второй колонны, под звуки металлофона – третьей колонны.

3 вариант. Дети располагаются в трёх кругах. Дети первого круга двигаются лёгким бегом под звучание треугольника и замирают на месте под звучание других инструментов. Дети второго круга маршируют под звучание бубна. Дети третьего круга выполняют поскоки под звучание металлофона.

Игра «Колокольчики».

Программное содержание: Учить детей различать силу звучания.

Игровые пособия: Наборы плоскостных колокольчиков большого, среднего и маленького размера по количеству детей. Колокольчики на подставках.

Музыкальнодидактический материал: бубен.

Ход игры : 1 вариант. Дети сидят тремя рядами. Первому ряду раздают маленькие колокольчики, второму – средние, третьему – большие. На громкое звучание поднять верх большие колокольчики, на умеренно – громкое – средней величины колокольчики, на тихое звучание – маленькие колокольчики. Педагог играет, меняя последовательность звучания различной силы. Отмечается ряд победитель.

2 вариант. Дети делятся на три команды. Каждая команда встаёт в круг около своего атрибута – большого, среднего и маленького колокольчика. Когда звучат громкие звуки, дети стоящие вокруг большого колокольчика топают на месте, когда звучат умеренно – громкие звуки, дети стоящие вокруг среднего колокольчика маршируют по кругу. При исполнении тихих звуков, дети стоящие вокруг маленького колокольчика выполняют лёгкий бег по кругу.

3 вариант. Дети стоят в трёх кругах около своих атрибутов, взявшись за руки. На громкие звуки топающим шагом двигаются дети одного круга, на звуки средней громкости – дети другого круга и на тихие звуки – легко идут на носках дети третьего круга.

Игра «Три медведя».

Программное содержание: Учить детей различать высоту звуков.

Игровые пособия: Плоскостные изображения медведей большого, среднего и маленького размеров, по три на каждого ребёнка, плоскостной дом.

Музыкальнодидактический материал: «Мишка» муз А. Раухвергера.

Игру можно проводить с помощью колокольчиков разного размера.

Ход игры : 1 вариант. Детям раздаются изображения медведей. Когда произведение звучит в высоком регистре – выходят гулять медвежата, когда в среднем – медведи побольше, а когда в низком – большие.

2 вариант. Дети делятся на команды и изображают под соответствующую музыку медведей. В конце Михал Иванычи ловят остальных медведей.

3 вариант проводится по типу игры «Чей кружок быстрей соберётся»

Игра «Море и ручеёк».

Программное содержание: Учить детей различать темп музыки.

Игровые пособия: Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.

Музыкальнодидактический материал: «Бег» муз. Е. Тиличеевой, «Французская народная мелодия» обр. Александрова, фортепиано, фонограмма.

Ход игры : 1 вариант. Дети расположены двумя полукругами. В руках детей одного полукруга картинки с изображением ручейка, у других – с изображением морских волн. Когда прозвучит произведение быстрого темпа, дети должны поднять картинки с изображением ручейка, когда медленного – с изображением моря.

2 вариант. Дети делятся на две команды: «ручеёк» и «море». При звучании произведения медленного темпа команда «море» двигается выполняя плавные движения вперёд – назад. При звучании произведения быстрого темпа команда «ручеёк» движется лёгким бегом по кругу. По окончании игры команда «море» догоняет команду «ручеёк».

3 вариант. Дети стоят в двух кругах. При медленном звучании произведения дети команды «море» медленно поднимают и опускают сцепленные руки. При быстром звучании произведения дети выполняют по кругу лёгкие движения бокового галопа.

Игра Угадай – ка».

Программное содержание: Учить детей различать длительность звуков.

Игровые пособия: Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие, белого и чёрного цветов по количеству детей.

Музыкальнодидактический материал: бубен или барабан.

Ход игры : 1 вариант. Дети делятся на две команды. В руках одной команды круги белого цвета, у другой – чёрного. Предлагается при исполнении долгих звуков поднять большие круги белого цвета, при исполнении коротких звуков – маленькие круги чёрного цвета. Педагог многократно без остановок меняет длительность звучания и следить за правильностью исполнения задания детьми.

2 вариант. Дети выстраиваются в две шеренги. При звучании долгих звуков дети первой команды передвигаются в разных направлениях, при звучании коротких звуков – передвигаются дети второй команды. Дети первой команды в это время останавливаются на тех местах, где произошла смена длительности звука.

3 вариант. Дети стоят в двух кругах. При звучании длинных звуков дети первого круга передвигаются медленными шагами. При звучании коротких звуков дети второго круга выполняют лёгкие поскоки. Исполнение звуков идёт в разной последовательности.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры и пособияМузыкально-дидактические игры и пособия "Теремок" - развитие звуковыстного слуха. "Сколько нас поет" - умение слышать кол-во звуков. "Мама и детки" - развитие звуковысотного.

Музыкально-дидактические игрыМузыкально-дидактические игры «Колобок» Задачи: - Развитие звуковысотного, тембрального, динамического слуха, ладового чувства, эмоциональности, способности к музыкальной.

Музыкально-дидактические игры: их особенности для развития музыкальных способностей в старшем возрасте Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных.

Музыкально-дидактические игры Барабан играет Сильно он шумит И грохочет звонко Вот как говорит Бом, Бом, Бом, Бом Будто сильный слышится гром. Я играю звонко, звонко.

Музыкально-дидактические игры Музыкально-дидактическая игра «УЗНАЙ И СПОЙ ПЕСНЮ ПО КАРТИНКЕ» Цель: развивать тембровый и динамический слух. Ход игры: На столе лежат карточки.

Музыкально-дидактические игры и пособия для развития музыкальных способностей дошкольников Музыкально-дидактические игры и пособия являются необходимым для обучения детей дошкольного возраста музыке. Посредством музыкально – дидактических.

Музыкально-дидактические игры (из практики МБДОУ №210 г. Кемерово) Игра «Времена года» (игра - викторина) Цель: определение по слуху знакомых музыкальных произведений.

Музыкально-дидактические игры на музыкальном занятии Веселые слоны Что слоны умеют делать? Посмотри-ка, посмотри! Все слоны умеют топать, Топать, топать, раз, два, три! Что слоны умеют делать?.

Музыкально-дидактические игры своими руками Музыкально-дидактические игры своими руками Сколько полезного можно сделать из контейнеров от киндер-сюрпризов! Разнообразные поделки, средства.

Семинар-практикум для родителей «Музыкально-дидактические игры в развитии ребенка» Тема: «Музыкально – дидактические игры в развитии ребёнка» Форма проведения: семинар – практикум Аудитория: родители детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры в ДОУ
Опубликовано: 9 марта 2016 в 20:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-дидактические игры в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Виленская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД