Папки-передвижки

Методика организации работы с экологической сказкой

Регина Скорых
Методика организации работы с экологической сказкой

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей дошкольного возраста, а значит и самый действенный - это экологическая сказка.

Публикация «Методика организации работы с экологической сказкой» размещена в разделах

Что такое экологическая сказка? Экологическая сказка – это самый доступный способ передачи представлений о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.

Форма сказки наиболее доступна для детей. Она увлекает детей своим действием, вводит в воображаемые обстоятельства. Уникальная ценность экологических сказок состоит в том, что эмоционально окрашенные образы и события, описанные в них, способствуют формированию у детей эмоционального отношения к описанным героям, событиям, явлениям. Дети сопереживают героям в сложных ситуациях, стараются им помочь, защитить их. В будущем эмоциональное отношение к объектам и явлениям природы, которые были описаны в сказке, дети переносят в повседневное общение с природой, что обеспечивает формирование у них стойкого позитивного отношения к природе. Одновременно такое отношение побуждает детей думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты. Экологические сказки сообщают детям новые сведения о природе. Сказка побуждает умственную активность ребенка, заставляет делать выводы, недоступные для него при других обстоятельствах.

Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Персонажи такой сказки (человек, животные, растения) действуют в строгом соответствии с законами природы. При этом передача природоведческого содержания остается образной, сказочной.

К таким произведениям относятся сказки : «Земляничка», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н. Павловой; сказки и рассказы М. Пришвина и другие. В работу с детьми дошкольного возраста необходимо включать сказки В. Бианки, которые являются самоучителем любви к природе. Воспитанный во внимательном отношении к природе, с детства приученный наблюдать за жизнью животных, Бианки создал прекрасные сказки о природе. Автор, используя форму сказок, дает детям знания о непростых явлениях приспособления животных к среде обитания, в занимательных сюжетах показывает назначения того или иного органа («Хвосты», «Чей нос лучше?»).

Экологические сказки можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, это позволяет доступнее объяснить материал детям. Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия.

Н. А. Рыжова предлагает следующие рекомендации по использованию экологических сказок.

1. Чтение и обсуждение сказок.

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: занятия, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Методика та же, что и при чтении художественных произведений о природе. В процессе беседы о прочитанном необходимо предложить задуматься над отношением людей к природе, над тем к каким последствиям могут привести действия героев экологических сказок. Выразительное чтение сказки оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме. Например, в младшем дошкольном возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д. Так сказка В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» позволяет познакомить дошкольников с миром насекомых. Через нее дети получают знания о муравьях и их поведении, различных видах жуков, клопах (водомерка, стадиях развития и видах бабочек (гусеницы листовертки, пяденицы, а также о паукообразных.

2. Использование фрагментов сказок.

Объясняя детям тот или иной материал, полезно в качестве иллюстрации привести фрагменты сказок. Например, в сказках Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» и А. Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описание водных растений и среду их обитания. В сказке «Дюймовочка» раскрываются особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).

3. Использование сказочных персонажей.

Подмечено, что дети дошкольного возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот прием помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, объясняют то, чему научились сами. Практически для любой темы удастся при желании подобрать подходящих сказочных персонажей. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха как среды обитания могут оказать помощь Карлсон, который живет на крыше, продавец воздушных шаров из сказки «Три толстяка», Знайка и Незнайка, летавшие на воздушном шаре, и Вини-Пух.

4.«Сказочные» вопросы.

«Сказочные» вопросы могут касаться поступков героев, их характера, взглядов и т. п. Их можно использовать в играх типа КВН и Брейн-ринг, а также для закрепления знаний. (Например, назовите сказку, в которой описано уничтожение уникального растения по прихоти девушки («Аленький цветочек»); назовите сказку, в которой описан сбор первоцветов («Двенадцать месяцев»); назовите сказку, в которой описан редкий (волшебный) вид птиц, отличающийся ярким оперением («Конек-горбунок»).

5. Использование сказок для организации игр.

Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания. Пример использования этого приема – игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». В этой сказке, в художественной форме объясняются взаимосвязи в природе: жил-был Старик, который любил пить чай с молоком. Рядом с ним обитала Сова - большая голова. Однажды Сова обиделась на Старика и улетела. Старик не очень-то горевал: ну зачем ему Сова? И вдруг выяснилось, что с ее отлетом начались неприятности, нечем стало белить чай: улетела Сова – расплодились на лугу мыши, которых она ловила; многочисленные мыши стали разорять гнезда шмелей, а чем меньше шмелей, тем хуже урожай клевера, цветки которого они опыляют. Клевер – любимая еда коров. Мало клевера – мало и молока. Когда он все это понял, пошел просить прощения у Совы. Простила Сова неразумного Старика, возвратилась, и стал он снова пить чай с молоком.

После чтения сказки и обсуждения ее с детьми раздаются картинки с изображением персонажей (сова, мышь, шмель, клевер, человек) и предлагается построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке). Каждый участник цепочки должен объяснить, почему он находиться именно в данном месте, как связан со своими соседями. Можно внести в игру элемент соревнования, поделив группу детей и устроив соревнование – какая подгруппа быстрее составит цепочку.

6. Сказки и театр.

Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам сказок, имеют большое воспитательное значение. При работе с детьми дошкольного возраста хороший результат дают кукольные спектакли, особенно, когда их герои вступают в диалог со зрителями: задают вопросы, просят оказать помощь.

7. Сказки и изобразительное искусство.

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием иллюстрируют сказки. К сказкам экологического содержания могут быть сделаны и серии рисунков. На занятиях целесообразно использовать известные произведения художников на сказочные темы.

8. Сочинение экологических сказок детьми.

В. А. Сухомлинский не представлял обучения не только без слушания, но и без создания сказок. Сказка, по его словам, - это радость мышления: создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Можно сказать, что придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой.

Создание сказок – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Но это произойдет, если педагог будет поощрять любые фантазии, избегать назидательности и поучительности. Поначалу педагог принимает активное участие в сочинении сказок, направляет ход мыслей детей, объясняет принципы построения сказочных произведений. Со временем роль педагога уменьшается, а активность и самостоятельность детей увеличивается.

В работе над сказкой можно использовать способы, предлагаемые Дж. Родари в «Грамматике фантазии».

«Перевирание» старой сказки. Данный вариант предполагает пересказ известной сказки по-новому. Можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж или привнести новую информацию. (Например, Золушка едет на королевский бал, но приезжает в другое королевство).

Сказки «наизнанку». В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наоборот, злые – добрыми. Изменение их поведения, а, следовательно, и сюжета популярных сказок. (Например, Белоснежка встретила не семь гномов, а семь великанов).

Продолжение старой сказки : что было потом? Используя данный вариант сочинения сказки, педагог составляет начало сказки сам, а дети сочиняют ее продолжение.

Смешение сказок. Данный вариант предполагает сведение в новой сказке героев различных произведений. (Например, Буратино помогает Золушке по хозяйству и едет вместе с ней на бал).

Сказка в заданном ключе. Этот прием предполагает перенесение героев и сюжета старой сказки в другое время и другое место. (Например, Ганс-крысолов со своей волшебной дудочкой, звуки которой завораживают крыс, в современном городе так же "гипнотизирует" все автомобили и уводит их за собой в подземелье).

Таким образом, разнообразие экологических сказок, методически организованная работа по ним могут способствовать формированию экологических представлений - осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Алгоритм составления сказок.

1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: лес.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухоморы, лось.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.

5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываюся в уста мудрого объекта.

8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным.

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная.», «История, которая произошла там -то.», «Как кто - то учился мудрости»

А сейчас я предлагаю вам придумать экологическую сказку на тему «Деревья», руководствуясь предложенным алгоритмом. (Работа с залом).

Алгоритм составления сказок

1. Место событий

2. Герои – неодушевленные объекты

3. Характеристика героев

4. Описание жизни героев

5. Случай

6. Высказывания героев по отношению к случаю

7. Вывод

8. Жизненное правило

9. Название сказки

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут» Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»».Занятие №1 «Желтый Одуванчик».Задачи: •.

Опыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУОпыт кружковой работы по организации театрализованной деятельности в ДОУ Ребёнок в дошкольном возрасте обладает удивительной фантазией и воображением. Педагогу необходимо только разбудить его фантазию, направить.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Отчет об организации работы с родителямиОтчет об организации работы с родителями В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации работы с экологической сказкой
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 09:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика организации работы с экологической сказкой» (включая файлы) размещена пользователем Регина Скорых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД